об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров,взыскании образовавшейся задолженности



Дело 2-699/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд Челябинской области, в составе :

председательствующего судьи Шаяхметовой Ф.Р.

При секретаре Кунакбаевой О.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саитгалина Р.И. к Управлению социальной защиты населения А. района об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании образовавшейся задолженности

У С Т А Н О В И Л :

Саитгалин Р.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения А. района ( далее УСЗН), Министерству социальной защиты населения <адрес> о взыскании единовременно задолженности, образовавшейся за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (компенсация за дозу облучения) в размере <данные изъяты> рублей, просил обязать ответчиков выплачивать ежемесячную денежную компенсацию за полученную дозу облучения с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей с последующей индексацией в соответствии с законодательством. В обоснование своих требований указал, что имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные ст. 9 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с этим ему предоставляются меры социальной поддержки, в том числе он имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации за дозу облучения в размере 100 рублей ежемесячно, которая подлежит защите от инфляции в размере и порядке, определённом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации. Выплачиваемые суммы ежемесячной денежной компенсации за полученную дозу облучения в установленном Законом порядке не индексировались. Полагает, что сумма возмещения вреда должна индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда.

В связи с этим просил взыскать с ответчика единовременно задолженность по невыплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп, просил обязать УСЗН, начиная с января ДД.ММ.ГГГГ выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> руб. с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В судебном заседании Саитгалин Р.И. на иске настаивал.

Представитель ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены. Представители УСЗН, Министерства социальных отношений <адрес> просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, представили суду письменные отзывы. Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Из письменных отзывов УСЗН, Министерства социальных отношений <адрес>, следует, что исковые требования считают не подлежащими удовлетворению. Просят учесть, что истец до ДД.ММ.ГГГГ года не проживал на территории <адрес>. Требования предъявлены по истечение трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются они за прошлое время не более чем за три года предшествовавших предъявлению иска. Ежемесячная денежная компенсация и ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются именно как обязательные социальные выплаты. Для определения размера таких выплат необходимо руководствоваться ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым социальные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года производились исходя из базовой суммы равной <данные изъяты> рублям. Индексация указанных компенсаций за ДД.ММ.ГГГГ годы была произведена. Учитывая, что новый размер ежемесячной денежной компенсации и ежегодной компенсации на оздоровление установлен с ДД.ММ.ГГГГ года, а индексация является ежегодной, следующая индексация могла быть произведена с ДД.ММ.ГГГГ Исходя из этого, требования истца о применении повышающих коэффициентов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными. Следующие индексации производились с применением коэффициентов, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами « О федеральном бюджете» за соответствующие года.

Повышение денежных выплат производится в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 года №847, от 07.05.2005 года №292,от 25.05.2005 года №326,от 24.03.2006 года№163, от 25.04.2006 года №246,от 03.03.2007 года № 143,от 21.03.2007 года №171,от 21.12.2007 года № 914. Индексация спорных выплат производится в установленном законом порядке, задолженности по их выплате нет. Ежемесячный размер компенсации на приобретение продовольственных товаров, получаемые истцом соответствуют действующему законодательству, регулирующему повышение(индексацию)денежных выплат, предусмотренных Чернобыльским законом.

ФИО1 казначейства <адрес> в суд не явился, о дне слушания дела извещен.

Представитель привлеченного по инициативе суда Управления социальной защиты населения по <адрес>, где до ДД.ММ.ГГГГ проживал истец и получал компенсационные выплаты, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещены, имеется уведомление. В судебное заседание представили отзыв о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно Саитгалину Р.И. назначена и выплачена ежемесячная денежная компенсация в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно сведений отделения по <адрес> и <адрес> УФК по Хантымансийскому автономному округу -Югре, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ФИО7 г. истцу произведены следующие выплаты: в ДД.ММ.ГГГГ г. -<данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ г. – 1200 руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. – <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ г. за период ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ г. от УСЗН по <адрес> поступили заявки на финансирование в общей сумме <данные изъяты> рублей.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

Саитгалин Р.И. является проживавшим в ДД.ММ.ГГГГ годах в населённом пункте <адрес>, получил накопленную эффективную дозу <данные изъяты> (бэр), что подтверждается удостоверением серии У №.

Из статей 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие указанного закона распространяется на граждан, проживавших в 1949-1956 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 ( бэр), но не более 35 ( бэр).

При этом статьями 2-7 и 10-12 названного ФЗ гражданам, указанным в пунктах 1-4 и 7 части первой его статьи 1, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для соответствующих категорий граждан в Законе РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно ст. 9 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи первой настоящего Федерального закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.

Ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей -выплачивается Саитгалину Р.И. Управлением социальной защиты населения <данные изъяты> района с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой УСЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №,объяснениями истца.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные компенсации истцу выплачивались отделением по <адрес> и <адрес> УФК по Хантымансийскому автономному округу - Югре в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается справкой отделения по <адрес> и <адрес> УФК по Хантымансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат гражданам, установленные законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими, федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Это означает, что индексации подлежат все виды выплачиваемых пострадавшим денежных компенсаций.

Взаимосвязанные положения пункта 6 части первой статьи 9 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», закрепляющие право граждан, проживающих в 1949-1956 годах в населённых пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную дозу облучения свыше 7 бэр, но не более 35 бэр, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 100 рублей, - в системе действующего нормативного правового регулирования, включая ст.5 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учётом правовых позиций Конституционного суда РФ, выраженных в его решениях, сохраняющих свою силу, - не предполагают лишение указанной категории граждан прав на индексацию данной выплаты.

В постановлении от 01 декабря 1997года « По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995года« О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие Чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причинённого здоровью, входящих в объём возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, представляющих по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя выплачивать указанные компенсации, которое он реализует с учётом реальной возможности государства за счёт средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации,, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004года № J 22-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон («Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. ;

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005г № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002г по 31 мая 2004г гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004г № 847, от 07 мая 2005г № 292, от 25 апреля 2006г № 246, от 21 марта 2007г № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005,2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

ФЗ-31 от 26.04.2004, года « О внесении изменений в статью 5 Закона РФ о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статье 2 ФЗ « О внесении изменений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы, на Чернобыльской АЭС» предусмотрена возможность индексации сумм компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление только с момента вступления данного закона в законную силу, то есть с 29.05.2004года, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом « О бюджете на очередной финансовый год», в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следовательно, необходимо провести индексацию ежемесячной компенсации в размере *** рублей, начиная за период с *** года.

Из представленных справок о произведённых выплатах следует, что за период с *** года по **** года Саитгалину Р.И. выплачена УСЗН по г. Н. сумма *** рубля 00 копеек.

За период с *** года по *** года Саитгалину Р.И. выплачена УСЗН А. муниципального района <адрес> сумма *** рубля 00 копеек, что подтверждается справкой УСЗН А. муниципального района <адрес> от *** года № ***.

Ежемесячная компенсация, выплаченная Саитгалину Р.И. как лицу, получившему накопленную дозу облучения от *** до *** бэр не индексировалась.

Суд произвёл расчёт индексации за период с **** года по *** года в следующем порядке.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.( <данные изъяты>)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> коп<данные изъяты>)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> коп. ( <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> коп.( <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по 3 ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> коп.( <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> коп.(<данные изъяты>)

Следовательно, истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть выплачена сумма <данные изъяты> коп.( <данные изъяты>

С учетом того, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саитгалин Р.И. получал ежемесячную компенсацию и в УСЗН <данные изъяты> муниципального района и УСЗН по г. Н., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саитгалину Р.И. выплачено за счёт средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей.

При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании задолженности невыплаченной ежемесячной денежной компенсации как лицу, получившему эффективную дозу облучения от *** до *** бэр за период с ***года по *** года удовлетворению не подлежат.

Требования о взыскании с Саитгалина Р.И. образовавшейся переплаты в сумме *** руб. никем не заявлены.

С *** года Саитгалину Р.И. должна выплачиваться ежемесячная компенсация за полученную дозу облучения в размере *** рублей *** копейки (***) с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саитгалина Р.И. удовлетворить частично.

Взыскивать с Управления социальной зашиты населения А. муниципального района за счёт средств федерального бюджета в пользу Саитгалина Р.И. ежемесячную денежную компенсацию за полученную дозу облучения с *** года в размере *** ( ***) рублей *** копейки с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий :

Копия верна, судья: