Дело 2-150-2011 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ
Аргаяшский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Шаяхметовой Ф.Р.,
при секретаре Гаповой И.Б.
с участием прокурора Мурашова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия <данные изъяты> по организации уличного освещения, обязании построить сети наружного освещения улиц
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия <данные изъяты> по организации уличного освещения, обязании принять меры по организации надлежащего освещения улиц по ул.: <данные изъяты>
В обоснование заявления прокурором указано, что проведенной прокуратурой района в январе-феврале 2011 года проверкой, выявлены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о безопасности дорожного движения, допущенные администрацией <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что в ряде населенных пунктов <данные изъяты>
Бездействие <данные изъяты>, выраженное в непринятии мер по организации уличного освещения на подведомственной территории, в нарушение ст. 20, 22, 41, 45 создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, тем самым, нарушая соответствующие конституционные права, нарушает предусмотренные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам, создает препятствия для реализации гражданами права на осуществление местного самоуправления. Кроме того, бездействием администрации <данные изъяты> нарушаются интересы Российской Федерации в части соблюдения Конституции РФ и законов органами местного самоуправления, а также обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Мурашов А.В. требования в части уточнил, просил обязать построить сети наружного освещения улиц: <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Глава <данные изъяты> Харапаев И.Н. заявленные требования признал в части. Не согласен с первым пунктом уточненного заявления - признать незаконным бездействие администрации. Он получил призовое место за мероприятия по освещению улиц поселения. Действительно улицы не освещены в достаточном объеме, но это вопрос финансирования, ФИО4 будут проделаны не ранее 2014-2015 годов. Некоторые улицы освещаются за счет соседних, например <данные изъяты> освещается за счет <адрес> освещена за счет светильников коттеджей. Из-за отсутствия достаточного финансирования, Администрация лишена возможности организовать освещение в необходимом объеме.
Выслушав объяснения прокурора Мурашова А.В., главы <данные изъяты> Харапаева И.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В ходе судебного разбирательства установлено, что, в связи с отсутствием фонарей уличного освещения полностью отсутствует уличное освещение: в ряде населенных пунктов <данные изъяты> <данные изъяты>
в <адрес> по ул.: <адрес>
в <адрес> по ул.: <адрес>
в д. <адрес> по <адрес>; <адрес> по ул.: <адрес>
В ряде населенных пунктах <данные изъяты> <адрес> освещение организовано ненадлежащим образом:
В <адрес> освещена на 20 %, <адрес>
<данные изъяты>
в <адрес> освещены на 5 %;
<адрес> освещены на 5 %;
д. <адрес> освещены на 5 %;
<адрес> освещены на 5 %;
<адрес> освещены на 5 %;
<адрес> освещены на 20 %;
<адрес> -5%.
Ненадлежащим освещением улиц нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время суток.
Рассматривая возникший спор, суд исходит из того, что в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ 8 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения.
Также к вопросам местного значения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 указанного закона относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункты 5, 21 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «<данные изъяты>» также относят содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах <данные изъяты>, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также организацию освещения улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов к вопросам местного значения <данные изъяты>.
Пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрена возможность нахождения в собственности поселения автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, имущества, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, а также имущества, предназначенного для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», финансирование мероприятий по организации уличного освещения, а также в области обеспечения безопасности дорожного движения должно осуществляться за счет средств бюджета поселения.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, то есть такого состояния данного процесса, которое отражает степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и. их последствий. При этом, в силу ст. 2 указанного закона, обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу положений Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных Федеральной дорожной службой Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, недостаточное освещение отнесено к дорожным условиям, сопутствующим возникновению дорожно-транспортных происшествий, то есть к причинам таковых.
В соответствии со ст. 32 Устава муниципального образования «<данные изъяты> администрация является исполнительно-распорядительным органом Кузнецкого поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами <адрес>.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьей 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьями 20, 22, 41, 45 Конституции РФ, каждому гарантировано право на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность.
На охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий направлен Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст. 3 которого к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения отнесены: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что <данные изъяты> требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Ненадлежащим освещением улиц нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личной безопасности граждан в вечернее и ночное время суток.
Бездействие администрации <данные изъяты>, выраженное в непринятии мер по организации уличного освещения на подведомственной территории, в нарушение ст. 20, 22, 41, 45 Конституции РФ создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств, угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, тем самым, нарушая соответствующие конституционные права, нарушает предусмотренные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам, создает препятствия для реализации гражданами права на осуществление местного самоуправления. Кроме того, бездействием администрации Кузнецкого сельского поселения нарушаются интересы Российской Федерации в части соблюдения Конституции РФ и законов органами местного самоуправления, а также обеспечения безопасности дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации <данные изъяты> <адрес> по организации уличного освещения в населенных пунктах <данные изъяты> нашли подтверждение в судебном заседании.
При этом суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> принять меры по организации уличного освещения по ул.: <данные изъяты> для чего на указанных улицах по-
строить сети наружного освещения улиц, а также установить опоры и осветительные приборы наружного освещения улиц в соответствии с требо- ваниями действующих строительных нормативов и правил Российской
Федерации, ввести их в эксплуатацию.
При этом суд полагает необходимым в установлении срока исполнения решения отказать. Сроки исполнения судебных решений определяются Федеральным законом « Об исполнительном производстве», нормы которого, как и нормы ГПК РФ, предусматривают право должника поставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда или приостановления исполнительного производства со ссылкой на обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> по организации уличного освещения по ул.: <данные изъяты>
Обязать администрацию <данные изъяты> принять меры по организации уличного освещения по ул.: <данные изъяты> для чего на указанных улицах по-
строить сети наружного освещения улиц, а также установить опоры и ос-
ветительные приборы наружного освещения улиц в соответствии с требо ваниями действующих строительных нормативов и правил Российской
Федерации, ввести их в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Аргаяшский районный суд.
Судья Шаяхметова Ф.Р.
Копия верна, судья:
Секретарь:
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Судья: