№2-0-2011 года решение по заявлению прокурора Ардонского района к АМС Ардонского района об оспаривании бездействия АМС Ардонского района



дело №2.50.2011                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ардон                                                                      14 апреля 2011 г.

Ардонский районный суд РСО - Алания в составе:

председательствующего судьи Ачеева З.М.,

с участием прокурора Ардонского района Акоева К.В.,

при секретаре Гуссоевой Э.А.,                    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардонского района РСО - Алания в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания и понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ардонского района РСО - Алания в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия и понуждении к выполнению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся.

В обосновании заявленных требований прокурор Ардонского района Акоев К.В. сослался на следующее: согласно уставу Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания, учредителем указанного детского сада является Администрация местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания. Учреждение создано в целях реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

На основании пунктов 1 и 19 ч.2 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в соответствии с п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» ответственность за жизнь, здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, как это предусматривает ст.33 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.

П. 7 Постановления Правительства РСО - Алания от 22 августа 2003 года №237 «О неотложных мерах по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования и других объектах социального назначения РСО - Алания» главам АМС г.Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению до 1 октября 2003 года муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходы на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий.

Согласно, письма Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 года №03-1423 органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям:

- наличие периметриального ограждения и освещения территории;

-обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

-наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализация, системы видеонаблюдения и контроля) и другие.

Несмотря на требование закона, образовательным учреждением не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

8 и 11 февраля 2011 года в ходе обследования территории, здания и помещений МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а также требования антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Так, в ходе проверки было установлено, что в образовательном учреждении отсутствует специализированная охрана. Охрана объекта в период с 18 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин. охраняется сторожами. Территория детского сада не огорожена бетонными плитами высотой не менее 2,5 метров и не освещается. Отсутствуют камеры видеонаблюдения по периметру детского сада с круглосуточной записью. Освещение в ночное время по периметру детского сада неудовлетворительное.

Изложенное свидетельствует о том, что органами местного самоуправления Ардонского района не выполняется обязанность по осуществлению противодействия терроризму в пределах своих полномочий, предусмотренная ч.4 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Также, в нарушение требований Норм пожарной безопасности 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №315, в МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания: отсутствуют автоматическая пожарная сигнализация с дымовыми пожарными извещателями и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; отсутствует обработка огнезащитным составом деревянных конструкций чердачного перекрытия, допускается эксплуатация котельной, встроенной в здание МДОУ.

Ранее, в связи с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности ОНД по Ардонскому району ГУ МЧС России по РСО - Алания Ардонского района заведующей МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания Ситоховой Р.В. неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе о необходимости оборудования здания указанного образовательного учреждения автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 года №31 (НПБ 88-2001).

В связи с имеющимися нарушениями прокуратурой района заведующей МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания и главе АМС Ардонского района, соответственно 30.03.2009 года и 09.04.2010 года, также были внесены представления об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и о противодействии терроризму.

Из ответов на указанные представления прокурора следует, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности не устраняются в полном объеме из-за отсутствия достаточных финансовых средств.

Согласно Уставу МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания данное образовательное учреждение создано Администрацией местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и его финансирование осуществляется Учредителем в соответствии с заключенным между ними договором.

В соответствии с п.2.3. договора между АМС Ардонского района и МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания от 19.02.2009 года, АМС Ардонского района принимает на себя расходы: на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и капитальный ремонт; на создание условий для охраны жизни и здоровья детей. Также АМС Ардонского района за счет бюджетных средств обеспечивает МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания оборудованием.

Следовательно, по причине бездействия АМС Ардонского района, не финансирующей в достаточном объеме указанное образовательное учреждение, его деятельность осуществляется с существенными нарушениями правил пожарной безопасности и требований антитеррористической защищенности, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников, а также других лиц, посещающих указанное заведение.

Выявленные проверкой нарушения не устраняются в течение длительного времени. Бездействие образовательного учреждения и его учредителя, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности ставит в опасность жизнь и здоровье, как участников образовательного процесса, так и других лиц, тем самым нарушаются права несовершеннолетних и неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности. Согласно ч.3 ст.4 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании прокурор Ардонского района РСО - Алания Акоев К.В., поддержал заявленные требования и просил суд признать бездействие Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания и Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания по невыполнению мероприятий по пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья - незаконным и обязать Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся и работников Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

      Заинтересованное лицо - начальник отделения Государственного пожарного надзора по Ардонскому району ГУ МЧС России по РСО-Алания Дзигасов И.П. в судебном заседании требования прокурора Ардонского района поддержал и пояснил, что указанные факты, приведенные в заявлении имеют место, в отношении детского сада с.Нарт неоднократно составлялись акты проверок по требованиям правил пожарной безопасности, делали предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако, указанные в предписаниях нарушения по настоящее время не устранены. Считает возможным требования прокурора Ардонского района удовлетворить.

       Заинтересованное лицо - заведующая МДОУ детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания Ситохова Р.В. в судебном заседании требования прокурора Ардонского района поддержала в полном объеме и пояснила, что указанные в предписаниях нарушения законодательства о противодействии терроризму, в том числе норм и «Правил пожарной безопасности в РФ», имеют место, но эти нарушения стали возможными в результате недостаточного финансирования. В настоящее время предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений.

Заинтересованное лицо - представитель АМС Ардонского района Логунов В.П. выступающий на основании доверенности №248 от 13 апреля 2001 года заявленные прокурором Ардонского района РСО-Алания требования признал, также сослался на письмо Министра МВД по РСО-Алания от 24 августа 2010 года, где Главам АМСУ районов РСО-Алания указанно, в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, предотвращения террористических актов и иных тяжких преступлений на объектах Министерства образования и науки РСО-Алания, рассмотреть вопрос о заключении договоров с частными охранными организациями для оказания охранных услуг на указанных объектах, а также установки тревожных кнопок вызова УВО. Однако, ввиду недостаточности бюджетных средств, Администрацией Ардонского района проведение вышеуказанных мероприятий осуществляется не в полном объеме. Нарушение требований исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе в нарушения требований пожарной безопасности в указанном детском саду имеют место, АМСУ района принимает меры по их скорейшему устранению.

      Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, суд считает, что требования заявленные прокурором Ардонского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так в соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Принимая во внимание, что оспариваемым бездействием АМС Ардонского района РСО-Алания и МДОУ Детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания нарушают права и свободы несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц, обращение в данном случае прокурора Ардонского района в суд соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ.

Согласно Устава МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания, утвержденного 20.01.2009 года, данное образовательное учреждение создано Администрацией местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и его финансирование осуществляется Учредителем в соответствии с заключенным между ними договором.

Как усматривается из п.2.3. договора между АМС Ардонского района и МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания от 19.02.2009 года, АМС Ардонского района принимает на себя расходы: на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и капитальный ремонт; на создание условий для охраны жизни и здоровья детей. Также АМС Ардонского района за счет бюджетных средств обеспечивает МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания оборудованием.

Как усматривается из Представлений прокурора Ардонского района от 30.03.2009 года за №9-69-395-2009 г., от 09.04.2010 года за №9-620-2010 года Главе АМС Ардонского района РСО - Алания, и Представления прокурора Ардонского района от 30.03.2009 года за №9-69-397-2009 г. заведующим дошкольных образовательных учреждений г.Ардон №№ 1,2,3,4,5,10,11, сел. Кадгарон, Красногор, Кирово, Коста, Рассвет, Нарт и Мичурино Ардонского района по проведенной проверкой прокуратурой района в вышеуказанных дошкольных учреждениях были выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, в том числе норм и правил противопожарной безопасности и сделано предупреждение о принятии исчерпывающих мер к устранению и недопущению впредь вышеуказанных нарушений законодательства.

Нарушения требований исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе норм и правил пожарной безопасности подтверждается: Актом обследования МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания от 08.02.2011 года и Актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица за №29 от 11.02.2011 года проведенного в МДОУ Нартского с/п Ардонского района РСО - Алания, Объяснением заведующей МДОУ детским садом Нартского сельского поселения РСО - Алания от 17 марта 2011 года.

       Из имеющихся в материалах дела Предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности за № 108 от 24.09.2010 года и за №159 от 11.11.2010 года и Письма Главе АМС Ардонского района от 04.02.2011 года, за №9-122-2011 года усматривается, что заведующей МДОУ детским садом Нартского сельского поселения РСО - Алания и Главе АМС Ардонского района, было предложено рассмотреть, устранить и проинформировать выявленные нарушения исполнения законодательства о противодействии терроризму, в том числе норм и правил противопожарной безопасности.

Согласно, Писем АМС Ардонского района от 30.04.2009 года за №376, от 16.02.2011 года за №91, от 14.05.2010 года за №350 и Письма Заведующей МДОУ детским садом Нартского сельского поселения РСО - Алания от 06.07.2009 года, направленных Прокурору Ардонского района, Администрацией района и МДОУ детским садом Нартского сельского поселения РСО - Алания, рассмотрены Представления прокурора района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и о пожарной безопасности» и проведена значительная работа по обеспечению пожарной безопасности учреждений образования, но для установки охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, периметрального ограждения высотой 2,5 метра и передачи детских садов под охрану ОВО ОВД по Ардонскому району бюджет района не располагает необходимыми финансовыми средствами.

На основании пунктов 1 и 19 ч.2 ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.

Образовательное учреждение несет в соответствии с п.3 ч.З ст. 32 РФ «Об образовании» ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, как это предусматривает ст. 33 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.

П. 7 постановления Правительства РСО-Алания от 22 августа 2003 года № 237 «О неотложных мерах по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях образования и других объектах социального назначения РСО-Алания» главам АМС г.Владикавказ и районов республики рекомендовано принять неотложные меры по обеспечению до 1 октября 2003 года муниципальных учреждений образования средствами первичного пожаротушения, планирования в проектах бюджета на 2004 год и последующие годы расходы на установку пожарной сигнализации и других противопожарных мероприятий.

Согласно, письма Министерства образования и науки РФ от 04 июня 2008 года № 03-1423 органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям:

- наличие периметрального ограждения и освещения территории;

- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видео наблюдения и контроля) и др.

Бездействие образовательного учреждения и его учредителя, выразившееся в невыполнении мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности ставит в опасность жизнь и здоровье, как участников образовательного процесса, так и других лиц, тем самым нарушаются права несовершеннолетних и неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

Кроме того, из имеющего в материалах дела письма Министра МВД по РСО-Алания от 24 августа 2010 года, усматривается, что Главам АМСУ районов РСО-Алания указано, в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, предотвращения террористических актов и иных тяжких преступлений на объектах Министерства образования и науки РСО-Алания, рассмотреть вопрос о заключении договоров с частными охранными организациями для оказания охранных услуг на указанных объектах, а также установки тревожных кнопок вызова УВО.

Согласно ч.3 ст.4 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Несмотря на требования закона, образовательным учреждением не выполнены условия охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в связи с принимаемым решением бездействие АМСУ Ардонского района в части не устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму, в том числе норм и правил противопожарной безопасности в Муниципальных образовательных учреждениях следует признать незаконным и обязать указанный орган устранить выявленные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и Муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания по невыполнению мероприятий по пожарной безопасности обучающихся и антитеррористической защищенности, нарушающее права граждан на безопасные условия жизни и здоровья - незаконным.

Обязать Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

Обязать Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания рассмотреть вопрос об антитеррористической защищенности воспитанников и работников МДОУ детского сада Нартского сельского поселения Ардонского района РСО - Алания нарушающие права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО - Алания в течение 10 (десяти) дней со дня его оглашения.

Судья                                                                        З.М. Ачеев