№2-125-2011 г. решение по иску прокурора Ардонского района к АМС Ардонского района о признании незаконныцм бездействия АМС



дело №2.106.2011                                                     

       Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ардон                                                                                    9 июня 2011г.

Ардонский районный суд РСО - Алания в составе:

председательствующего судьи Ачеева З.М.,

с участием помощника прокурора Ардонского района Етдзаева Г.О.,

при секретаре Гуссоевой Э.А.,                    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ардонского района РСО - Алания в интересах муниципального образования Ардонского района к Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания о признании незаконным бездействия Администрации местного самоуправления Ардонского района и понуждении к принятию мер по поступлению в местный бюджет неналоговых доходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ардонского района РСО - Алания в защиту интересов муниципального образования Ардонского района РСО - Алания обратился в суд с иском к Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания о признании незаконным бездействия Администрации местного самоуправления Ардонского муниципального района и понуждении к принятию мер по поступлению в местный бюджет неналоговых доходов.

В обосновании заявленных требований помощник прокурора Ардонского района Етдзаев Г.О. сослался на следующее: 02.10.2003 года между Администрацией местного самоуправления Ардонского муниципального района (далее - АМС Ардонского района) и Чельдиевым Михаилом Николаевичем (далее - арендатор) был заключен договор №31 аренды земельного участка площадью 25 га с кадастровым номером 15:06:020103:0003, расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова. В соответствии с п. 3.3. Договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в договоре суммы до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за 4 -й квартал не позднее 31 декабря текущего года, путем перечисления на счет УФК МФ РФ по РСО - Алания (Минимущество РСО-Алания).

Согласно ст.2 Федерального закона РФ №53-ФЗ от 17.04.2006 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.07.2006 года осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. На основании данных положений право распоряжения вышеуказанным земельным участком с 01.07.2006 года перешло администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания, в связи с чем арендная плата, согласно условий Договора, должна была вносится арендатором в бюджет Ардонского района.

В нарушение условий Договора арендатор взятые на себя обязательства по уплате арендных платежей не выполнил, так как арендная плата за использование земельного участка за ноябрь-декабрь 2010 года и 1 квартал 2011 года в общей сумме 9448,5 рублей в бюджет Ардонского района арендатором внесена не была, что подтверждается расчетом задолженности по арендной плате, произведенным в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания №255 от 13.09.2010г. «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» начальником отдела земельных отношений АМС Ардонского района Кесаевым С.Э.

В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

Согласно ч.1 ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения к которым, согласно ст. 14 вышеуказанного Закона, относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч.3 ст.59 Устава Ардонского муниципального района РСО-Алания порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета Ардонского муниципального района и контроль за его исполнением осуществляется самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также законами РСО-Алания. Статьей 60 Устава Ардонского муниципального района РСО-Алания установлено, что к собственным доходам местного бюджета Ардонского муниципального района относятся доходы от имущества находящегося в муниципальной собственности Ардонского муниципального района.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также муниципальный земельный контроль.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. По смыслу данной статьи к неналоговым доходам бюджетов относится арендная плата за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Несмотря на невыплату арендатором указанной суммы за использование земельного участка, АМС Ардонского района с момента образования задолженности и по сегодняшний день каких-либо мер по взысканию, предусмотренных действующим законодательством РФ и условиями договора аренды, не предприняла.

Вследствие бездействия АМС Ардонского района в местный бюджет не поступают доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества и не формируются неналоговые доходы местного бюджета от использования указанного имущества, что влечет за собой нарушения ст.42 и ст.62 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, вышеуказанным бездействием АМС Ардонского района нарушает п. 14 ст.7 Федерального закона РФ №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», согласно которому основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества.

Бездействие АМС Ардонского района, влекущее указанные нарушения, противоречит интересам Ардонского муниципального района в сфере экономической деятельности в части исполнения доходной части районного бюджета, так как в местный бюджет не поступили неналоговые доходы в виде арендной платы в сумме 9448,5 рублей за использование Чельдиевым Михаилом Николаевичем в ноябре-декабре 2010 года и в 1 квартале 2011 года земельного участка площадью 25 га, с кадастровым номером 15:06:020103:0003, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район,бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова.

По выявленным нарушениям главе АМС Ардонского района 29.03.2011г. было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства путем принятия соответствующих мер по взысканию с арендатора образовавшейся задолженности по арендной плате за используемый земельный участок.

Однако в установленный законом месячный срок АМС Ардонского района никаких мер по взысканию задолженности не приняла, что подтверждается ответом на представление от 10.05.2011г. и письмом главы АМС Ардонского района от 17.05.2011г.

В судебном заседании помощник прокурора Ардонского района РСО - Алания Етдзаев Г.О., поддержал заявленные исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие АМС Ардонского района РСО-Алания в части исполнения доходной части районного бюджета и Обязать АМС Ардонского района устранить выявленные нарушения Бюджетного кодекса РФ и законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер к поступлению в местный бюджет неналоговых доходов в виде арендной платы в сумме 9448,5 рублей за использование Чельдиевым Михаилом Николаевичем в ноябре-декабре 2010 года и в 1 квартале 2011 года земельного участка площадью 25 га, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 15:06:020103:0003, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова.

Представитель АМС Ардонского района РСО - Алания Мадзаев О.М., действующий на основании доверенности №24 от 20 января 2011 года заявленные прокурором Ардонского района РСО-Алания требования признал. Выявленные нарушения Бюджетного кодекса РФ и законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер к поступлению в местный бюджет неналоговых доходов в виде арендной платы имеют место, АМСУ района принимает меры по их скорейшему устранению.

      Выслушав помощника прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, суд считает, что требования заявленные прокурором Ардонского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

      Так в соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Принимая во внимание, что оспариваемым бездействием АМС Ардонского района РСО-Алания нарушает интересы Ардонского муниципального района в сфере экономической деятельности в части исполнения доходной части районного бюджета, то обращение в данном случае прокурора Ардонского района в суд соответствует требованиям ст.45 ГПК РФ, так как прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту муниципальных образований.

Как усматривается из расчета арендной платы, произведенного в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания №255 от 13.09.2010г. «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» начальником отдела земельных отношений АМС Ардонского района Кесаевым С.Э., задолженность арендной платы за земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Чельдиева Михаила Николаевича составляет 9448,5 рублей.

Постановлением Администрации местного самоуправления Ардонского района от 02.12.2003 года за №206, «О предоставлении земельного участка» свидетельствует о том, что Чельдиеву М.Н. предоставлен земельный участок площадью 25 га из земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 49 лет, расположенный по адресу: РСО - Алания, Ардонский район,бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова.

Согласно, Договора аренды земельного участка от 2 декабря 2003 года за №31, Администрация Ардонского района - «Арендодатель» и Чельдиев М.Н. - «Арендатор» заключили договор о том, что «Арендодатель» предоставляет, а «Арендатор» принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:06:020103:0003, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова общей площадью 25 га.

Срок аренды с 01 декабря 2003 года по 01 декабря 2052 года. Размер арендной платы за Участок за 1 (один) год составляет 5826,60 рублей. Арендная плата вносится Арендатором ежеквартально равными частями от указанной п. 3.2. Договора суммы до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за 4 квартал не позднее 31 декабря текущего года путем перечисления на счет УФК МФ РФ по РСО - Алания.

Согласно, Акта приема-передачи земельного участка от 02 декабря 2003 года, на основании договора аренды от 02 декабря 2003 года за №31, Администрация Ардонского района передает, а Чельдиев М.Н. принимает земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 25 га, расположенный по адресу: РСО - Алания, Ардонский район,с. Кирово, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова.

Из имеющихся в материалах дела письма Прокурора Ардонского района РСО - Алания о предоставлении информации от 16.05.2011 года за №9-727-2011 года и ответа на него Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания от 17.05.2011 года за №388, усматривается, что на 17.05.2011 года АМС Ардонского района какие-либо меры по взысканию с Чельдиева М.Н. задолженности по арендной плате за использование земельного участка с кадастровым номером 15:06:020103:0003, расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова. за ноябрь-декабрь 2010 года и 1 квартал 2011 года, а также пени за нарушение срока внесения платы не приняты.

Письмо от 29.03.2011 года за №9-486-2011 года, свидетельствует о том, что Прокурором Ардонского района РСО - Алания было внесено Представление Главе АМС Ардонского района об устранении нарушений Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона РФ №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции», в котором указано безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений Бюджетного кодекса РФ и законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер к поступлению в местный бюджет неналоговых доходов в виде арендной платы в общей сумме 3 201 251, 32 рублей.

В ответе на вышеуказанное представление усматривается, что Представление от 29.03.2011 года за №9-486-2011 года рассмотрено, принимаются меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона и ответственный по контролю за использованием земли на территории Ардонского района привлечен к дисциплинарной ответственности.

В нарушение условий Договора арендатор взятые на себя обязательства по уплате арендных платежей не выполнил.

В силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.

Согласно ч.1 ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования, полномочиями по решению вопросов местного значения к которым, согласно ст. 14 вышеуказанного Закона, относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч.3 ст.59 Устава Ардонского муниципального района РСО-Алания порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета Ардонского муниципального района и контроль за его исполнением осуществляется самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также законами РСО-Алания. Статьей 60 Устава Ардонского муниципального района РСО-Алания установлено, что к собственным доходам местного бюджета Ардонского муниципального района относятся доходы от имущества находящегося в муниципальной собственности Ардонского муниципального района.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также муниципальный земельный контроль.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. По смыслу данной статьи к неналоговым доходам бюджетов относится арендная плата за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Несмотря на невыплату арендатором указанной суммы за использование земельного участка, АМС Ардонского района с момента образования задолженности и по сегодняшний день каких-либо мер по взысканию, предусмотренных действующим законодательством РФ и условиями договора аренды, не предприняла.

Вследствие бездействия АМС Ардонского района в местный бюджет не поступают доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества и не формируются неналоговые доходы местного бюджета от использования указанного имущества, что влечет за собой нарушения ст.42 и ст.62 Бюджетного кодекса РФ.

Кроме того, вышеуказанным бездействием АМС Ардонского района нарушает п. 14 ст.7 Федерального закона РФ №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», согласно которому основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в связи с принимаемым решением бездействие АМСУ Ардонского района нарушает интересы Ардонского муниципального района в сфере экономической деятельности в части исполнения доходной части районного бюджета и законодательства о противодействии коррупции следует признать незаконным и обязать указанный орган устранить выявленные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания в части исполнения доходной части районного бюджета - незаконным.

Обязать Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО - Алания устранить выявленные нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер к поступлению в местный бюджет неналоговых доходов в виде арендной платы в сумме 9448,5 рублей за использование Чельдиевым Михаилом Николаевичем в ноябре-декабре 2010 года и в 1 квартале 2011 года земельного участка площадью 25 га, с кадастровым номером 15:06:020103:0003, находящегося в муниципальной собственности и расположенного по адресу: РСО - Алания, Ардонский район, бывшее землепользование колхоза им. К.Хетагурова.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО - Алания в течение 10 (десяти) дней со дня его оглашения.

Судья                                                                         З.М. Ачеев

Копия верна:

Решение вступило в законную силу «____» _________________2011 года.

Судья                                           З.М. Ачеев