Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ардон 17 ноября 2011г. Ардонский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Туаева А.Т., с участием помощника прокурора Ардонского района РСО-А Гуриева А.Т. при секретаре Тлатовой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардонского района РСО-Алания о признании незаконным бездействия Главы администрации местного самоуправления Рассветского сельского поселения РСО-А и понуждении к устранению нарушений закона и прав неопределенного круга лиц, у с т а н о в и л: Прокурор Ардонского района РСО-А обратился в Ардонский районный суд РСО-А с заявлением о признании незаконным бездействия Главы администрации местного самоуправления Рассветского сельского поселения и понуждении к устранению нарушений закона и прав неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований прокурор сослался на следующее: В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ (№145-ФЗ от 31.07.1998 года в редакции на 29.11.2010 года) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами. Согласно части 3 статьи 101 Бюджетного кодекса РФ управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Глава 6 Устава Рассветского сельского поселения (далее - Устав), определяющая экономические основы местного самоуправления, статьей 45 предусмотрено право муниципального образования осуществлять только муниципальные заимствования. Вопрос об управлении муниципальным долгом, как этого требует часть 3 статьи 101 Бюджетного кодекса РФ, Уставом не урегулирован. На основании пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должны определяться порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Статьей 52 частями 2 и 3 ФЗ №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 100 Бюджетного кодекса РФ структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В соответствии с частью 3 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного Кодекса, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Частью 6 указанной выше статьи Бюджетного кодекса установлено, что решением о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием, в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям. Верхний предел муниципального долга устанавливается с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 настоящей статьи. Таким образом, согласно, вышеуказанного законодательства, муниципальный долг непосредственно влияет на порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета (пункт 9 часть 1 статьи 44 ФЗ №131) и его управление должно определяться Уставом муниципального образования. В соответствии с ч.12 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Бездействие главы АМС Рассветскогосельскогопоселениявыражается в невыполнении требований статьей 9 и 101 Бюджетного кодекса РФ, статей 35, 44, 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, бездействие главы АМС Рассветского сельского поселения приводит к нарушению федерального законодательства в части правового регулирования управления муниципальным долгом в Уставе муниципального образования, вследствие чего отсутствуют правовые гарантии по исполнению муниципальных долговых обязательств перед населением поселения, юридическими лицами, в том числе кредитными организациями, государственными и муниципальными органами власти, другими муниципальными образованиями, бюджетами других уровней. В судебном заседании помощник прокурора Ардонского района РСО-А Гуриев А.Т. исковые требования заявленные прокурором поддержал в полном объеме и просил суд признать незаконным бездействия главы АМС Рассветскогосельского поселения Ардонского района выразившиеся в непринятии мер, по правовому урегулированию управления муниципальным долгом в Уставе муниципального образования. Обязать главу АМС Рассветскогосельскогопоселения устранить нарушения статьи 101 Бюджетного кодекса РФ путем внесения в установленном законодательством порядке изменений в Устав муниципального образования в части установления порядка управления муниципальным долгом Заинтересованное лицо по делу, Глава АМС Рассветскогосельскогопоселения, Цопанов К.Е., не возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора, признал нарушение Закона и уточнил, что выявленные нарушения закона будут устранены в ближайшее время. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что доводы прокурора, изложенные в заявлении обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ (№145-ФЗ от 31.07.1998 года в редакции на 29.11.2010 года) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами. Согласно части 3 статьи 101 Бюджетного кодекса РФ управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. Глава 6 Устава Рассветского сельского поселения, определяющая экономические основы местного самоуправления, статьей 45 предусмотрено право муниципального образования осуществлять только муниципальные заимствования и гарантии. Вопрос об управлении муниципальным долгом, как этого требует часть 3 статьи 101 Бюджетного кодекса РФ, Уставом не урегулирован. На основании пункта 9 части 1 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должны определяться порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч.12 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Бездействие главы АМС Рассветского сельского поселения выражается в невыполнении требований статьей 9 и 101 Бюджетного кодекса РФ, статей 35, 44, 52 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ведет к нарушению федерального законодательства в части правового регулирования управления муниципальным долгом в Уставе муниципального образования, вследствие чего отсутствуют правовые гарантии по исполнению муниципальных долговых обязательств перед населением поселения, юридическими лицами, в том числе кредитными организациями, государственными и муниципальными органами власти, другими муниципальными образованиями, бюджетами других уровней. Заинтересованное лицо по делу, Глава АМС Рассветскогосельскогопоселения, Цопанов К.Е., в судебном заседании факт нарушения Закона и заявленные требования прокурора признал полностью и не возражал в их удовлетворении. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора Ардонского района РСО-Алания - удовлетворить. Признать незаконным бездействия главы АМС Рассветскогосельскогопоселения РСО-Алания в сфере правового регулирования управления муниципальным долгом в Уставе муниципального образования. Обязать главу АМС Рассветскогосельского поселенияРСО-Алания устранить нарушения ч.3 ст. 101 Бюджетного Кодекса Российской Федерации путем внесения изменений в Устав муниципального образования в части установления порядка управления муниципальным долгом. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Ардонский районный суд в течение 10 дней, со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий А.Т.Туаев