Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ардон 12 сентября 2012г.
Ардонский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Туаева А.Т.,
с участием помощника прокурора Ардонского района РСО-А Етдзаева Г.О.
при секретаре ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардонского района РСО-Алания в защиту интересов Муниципального образования Кадгаронского сельского поселения и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Главы Администрации местного самоуправления Кадгаронского сельского поселения РСО-Алания и понуждении к устранению нарушений прав неопределенного круга лиц,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ардонского района РСО-Алания обратился в Ардонский районный суд РСО-Алания в защиту интересов Муниципального образования Кадгаронского сельского поселения и неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Главы Администрации местного самоуправления Кадгаронского сельского поселения РСО-Алания и понуждении к устранению нарушений прав неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на следующее:
Прокуратурой Ардонского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кадгаронского сельского поселения Ардонского района законодательства о муниципальной собственности и антикоррупционного законодательства при использовании и распоряжении объектами муниципального имущества, по результатам которой выявлены следующие нарушения.
В соответствии со ст.3 Закона РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав» в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к данному Закону, были переданы объекты муниципальной собственности (недвижимое имущество).
На основании вышеуказанного Закона Решением Собрания представителей Ардонского района №7/114 от12.11.2010 года был утвержден акт приема-передачи муниципального имущества, переданного из собственности муниципального образования - Ардонский район РСО-Алания в собственность муниципального образования - Кадгаронское сельское поселение, в соответствии с которым в собственность Кадгаронского сельского поселения были переданы объекты недвижимого имущества, в том числе: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63).
Частью 4 статьи 5 Закона РСО-Алания №15-РЗ от 15.06.2009г. «О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества» установлено, что основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон Республики Северная Осетия-Алания, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Указанным законом устанавливается момент возникновения права собственности муниципального образования, принимающего имущество.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрациив едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что АМС Кадгаронского сельского поселения в нарушение ч.1 ст.131 ГК РФ и ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на объекты муниципального имущества, переданные в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к Закону РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав», а именно: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63), в установленном законом порядке не оформило и не зарегистрировало.
Кроме того, вышеуказанным бездействием АМС Кадгаронского сельского поселения нарушен п. 14 ст.7 Федерального закона РФ №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», согласно которому основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества.
Выявленные нарушения подрывают правовую основу местного самоуправления и противоречат цели создания единого правового поля, очерченного системой действующего законодательства Российской Федерации.
Бездействие главы АМС Кадгаронского сельского поселения выражается в невыполнении требований ч.1 ст.131 ГК РФ и ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В январе 2012 года Главе АМС Кадгаронского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако по настоящее время им не предпринято никаких мер в рамках полномочий, предоставленных ему законом, направленных на устранение нарушений действующего законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Ардонского района РСО-Алания Етдзаев Г.О. заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме и просил суд признать незаконным бездействие главы АМС Кадгаронского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер, по оформлению и регистрации права собственности на объекты муниципального имущества, переданные в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к Закону РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав».
Обязать Главу АМС Кадгаронского сельского поселения устранить нарушения ст.131 ГК РФ и ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» путем регистрации права собственности на объекты муниципального имущества, а именно: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63).
Заинтересованное лицо по делу глава АМС Кадгаронского сельского поселения Кучиева Ф.А. доводы прокурора не признала и пояснила, что выявленные прокурором нарушения Закона были допущены в связи с отсутствием финансирования на своевременное проведение государственной регистрации права собственности на муниципальное имущество.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что доводы прокурора, изложенные в заявлении, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.3 Закона РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав» в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к данному Закону, были переданы объекты муниципальной собственности (недвижимое имущество).
На основании вышеуказанного Закона Решением Собрания представителей Ардонского района №7/114 от12.11.2010 года был утвержден акт приема-передачи муниципального имущества, переданного из собственности муниципального образования - Ардонский район РСО-Алания в собственность муниципального образования - Кадгаронское сельское поселение, в соответствии с которым в собственность Кадгаронского сельского поселения были переданы объекты недвижимого имущества, в том числе: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63).
Частью 4 статьи 5 Закона РСО-Алания №15-РЗ от 15.06.2009г. «О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества» установлено, что основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон Республики Северная Осетия-Алания, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Указанным законом устанавливается момент возникновения права собственности муниципального образования, принимающего имущество.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрациив едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что АМС Кадгаронского сельского поселения в нарушение ч.1 ст.131 ГК РФ и ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на объекты муниципального имущества, переданные в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к Закону РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав», а именно: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63), в установленном законом порядке не оформило и не зарегистрировало.
Кроме того, вышеуказанным бездействием АМС Кадгаронского сельского поселения нарушен п. 14 ст.7 Федерального закона РФ №273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», согласно которому основным направлением деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования муниципального имущества, муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Ардонского района РСО-Алания - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы АМС Кадгаронского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер, по оформлению и регистрации права собственности на объекты муниципального имущества, переданные в собственность муниципального образования Кадгаронское сельское поселение, согласно приложению 3 к Закону РСО-Алания №55-РЗ от 07.12.2009г. «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Ардонский район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав».
Обязать Главу АМС Кадгаронского сельского поселения устранить нарушения ст.131 ГК РФ и ст.2 Федерального закона РФ №122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» путем регистрации права собственности на объекты муниципального имущества, а именно: здание Дома культуры (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Бр. Абациевых, 6), кладбище №1 (Ардонский район, с. Кадгарон, южная окраина села), кладбище №2 (Ардонский район, с. Кадгарон, западная окраина села), спорткомплекс (Ардонский район, с. Кадгарон, ул. Галабаева, 63).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.Т.Туаев