РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Ардатов
Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Борискина О.С., с участием помощника прокурора Ардатовского района Нижегородской области Мялкина Д.А., заинтересованного лица Главы администрации Каркалейского сельсовета Ардатовского муниципального района Колотовкиной Л.И., инспектора ОГПН по Ардатовскому району Ракова Ю.В., при секретаре Новиковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
прокурора Ардатовского района Нижегородской области
о признании незаконным бездействие администрации
муниципального образования в непринятие мер пожарной
безопасности и обязанности устранить нарушения,
У с т а н о в и л:
Прокурор Ардатовского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области, в защиту конституционных прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области, выражающееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и возложение обязанности на администрацию муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности и привести в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, водопровод, водоёмы и их обслуживание, освещение, пирсы и подъезды к ним, расположенные на территории Котовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области.
Свое заявление прокурор Ардатовского района мотивировал следующим:
Проведенной прокуратурой Ардатовского района проверкой установлены
нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
На основании п. 1 ст. 179 БК РФ указанные программы принимаются
исполнительным органом органов местного самоуправления, т.е. администрацией муниципальных образований поселений.
В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности,
установлено, что администрацией Котовского сельсовета не разработана
муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной
безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция
и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения
пожарной безопасности нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
На основании ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ,
финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные
обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для
организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в
обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в
случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских
округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах
городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации
добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении
первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
На основании статьи 21 Федерального закона «О пожарной безопасности»,
меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий
административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статьёй 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», установлено,
что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в
соответствии с действующим законодательством несут руководители органов
местного самоуправления.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований
следующих пунктов Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.
п. 27 ППБ 01-03. Территории населенных пунктов и организаций должны
иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения
пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
п. 89 ППБ 01-03. Сети противопожарного водопровода должны находиться в
исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При
отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
п. 90 ППБ 01-03. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по
направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие
указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
п. 94 ППБ 01-03. При наличии на территории объекта или вблизи его (в
радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Так, расположенные на территории Каркалейского сельского совета
Ардатовского муниципального района водопровод, водоёмы и их обслуживание, освещение, пирсы и подъезды к ним не соответствуют указанным требованиям законодательства.
В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ одной из
задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или
оспариваемых прав и интересов Российской Федерации.
Статьей 133 Конституции РФ установлено право на судебную защиту как
одна из важнейших гарантий местного самоуправления.
В соответствии со ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,
прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов
Российской Федерации на верховенство закона. Кроме того, оспариваемое
бездействие администрации муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области препятствует реализации экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В связи с изложенным, заявление предъявляется в интересах Российской Федерации.
Заявление также предъявлено в защиту интересов муниципального
образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района
Нижегородской области, заключающихся в обеспечении осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования всего объема полномочий, предусмотренного законодательством, в т. ч. в сфере пожарной безопасности.
Кроме того, заявление предъявляется в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействие администрации муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области нарушает гарантированное ст.ст.3, 12, 18 и 32, Конституции Российской Федерации право граждан на реализацию местного самоуправления, в данном случае - через орган местного самоуправления - администрацию сельсовета.
Помощник прокурора Ардатовского района Мялкин Д.А. в судебном заседании заявил об уточнении требования по устранению нарушений пожарной безопасности и просил суд обязать администрацию муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обустроить подъезды и пирс-площадки с твердым покрытием, размером 12 х 12 метров к водоемам в с. А., Ардатовского района, Нижегородской области; обеспечить населенные пункты с. А., Ардатовского района. Нижегородской области переносной пожарной мотопомпой. Затем заявление прокурора поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованное лицо Глава администрации Каркалейский сельсовета Ардатовского муниципального района Колотовкина Л.И. с заявлением прокурора не согласилась, и пояснила, что
целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности предусматривает финансирование, которого у администрации Каркалейского сельсовета нет. Из-за отсутствия денег администрация не может обустроить подъезды и пирс-площадки с твердым покрытием к водоемам. Закупать мотопомпу в с. А. она считает, нет никакой необходимости, поскольку с. А. расположено около с. К., где есть мотопомпа.
Инспектор ОГПН по Ардатовскому району Раков Ю.В. в судебном заседании пояснил, что ... марта 2009 года на территории Каркалейского сельсовета была проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выявлено, что к водоему с. А. отсутствует подъезд и пирс-площадка, а также средства пожаротушения. Указанные нарушения ставят под угрозу безопасность граждан проживающих на территории Каркалейского сельсовета, в связи с чем, главе сельсовета было сделано предписание по их устранению, которое до сих пор не выполнено.
Суд, выслушав помощника прокурора Мялкина Д.А., главу администрации Колотовкину Л.И., инспектора ОГПН по Ардатовскому району Ракова Ю.В., рассмотрев материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 5 п. 9 Устава Каркалейского сельсовета Ардатовского района Нижегородской области к вопросам местного значения сельсовета как муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских
округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах
городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации
добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении
первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2)разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, обязанность по выполнению Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области
лежит на его администрации. Отсутствие финансовых средств у администрации не освобождает ее от выполнения обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в результате внеплановой проверки ОГПН по Ардатовскому району проводимой ....03.2009 г. и проверкой проводимой и.о. прокурора Ардатовского района ....07.2010 г. соблюдения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 на территории Каркалейского сельсовета были выявлены следующие нарушения: не разработана и не принята муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности; нет подъездов и пирс-площадок с твердым покрытием, размером 12х12 метров к водоемам в с. А. Ардатовского района, Нижегородской области; в населенном пункте с. А. Ардатовского района Нижегородской области отсутствуют средства пожаротушений.
Наличие данных нарушений глава администрации Каркалейский сельсовет в суде не оспаривал. Доводы о том, что с. А. нет необходимости обеспечивать переносной пожарной мотопомпой, являются несостоятельными, согласно п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 сельские населенные пункты с количеством усадеб не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.
Для устранения указанных нарушений ОГПН по Ардатовскому району администрации Каркалейский сельсовет выносилось предписание, и.о. прокурора Ардатовского района давались указания по их устранению. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности на территории Каркалейского сельсовета не устранены, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан проживающих на территории сельсовета.
При указанных обстоятельствах суд находит бездействие администрации Каркалейский сельсовет в непринятие мер по обеспечению требований пожарной безопасности незаконными и считает необходимым обязать администрацию сельсовета устранить указанные нарушения.
Руководствуясь ст. 254, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Ардатовского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области, выражающееся в непринятии мер по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно в части не принятия муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, не обустройства подъездов и пирс-площадок к водоемам находящимся на территории сельсовета, не обеспечение населенных пунктов средствами пожаротушения.
Обязать администрацию муниципального образования Каркалейский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обустроить подъезды и пирс-площадки с твердым покрытием, размером 12 х 12 метров к водоемам с. А. Ардатовского района, Нижегородской области; обеспечить населенный пункт с. А. Ардатовского района. Нижегородской области переносной пожарной мотопомпой.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ардатовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Борискин О.С.