исковое заявление в порядке статей 45, 245, 254 ГПК РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Ардатов

Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Борискина О.С., с участием помощника прокурора Ардатовского района Нижегородской области Мялкина Д.А., заинтересованного лица представителя Администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области Минакова Б.А., инспектора ОГПН по Ардатовскому району Ракова Ю.В., при секретаре Новиковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Ардатовского района Нижегородской области

о понуждении к устранению нарушений требований пожарной

безопасности,

У с т а н о в и л:

Прокурор Ардатовского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области, в защиту конституционных прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области, выражающееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством и возложение обязанности на администрацию муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности и привести в соответствие с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, пожарные гидранты, водопровод, водоёмы и их обслуживание, освещение, пирсы и подъезды к ним, расположенные на территории муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области.

Свое заявление прокурор Ардатовского района мотивировал следующим:

Проведенной прокуратурой Ардатовского района проверкой установлены
нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Согласно п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

На основании п. 1 ст. 179 БК РФ указанные программы принимаются
исполнительным органом органов местного самоуправления, т.е. администрацией муниципальных образований поселений.

В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности,
установлено, что администрацией муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция
и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской
Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения
пожарной безопасности нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

На основании ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ,
финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные
обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для
организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в
обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в
случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских
округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах
городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации
добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении
первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 21 Федерального закона «О пожарной безопасности»,
меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий
административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статьёй 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», установлено,
что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в
соответствии с действующим законодательством несут руководители органов
местного самоуправления.

В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований
следующих пунктов Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313.

п. 27 ППБ 01-03. Территории населенных пунктов и организаций должны
иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения

пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

п. 89 ППБ 01-03. Сети противопожарного водопровода должны находиться в
исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При
отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.

п. 90 ППБ 01-03. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по
направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие
указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

п. 94 ППБ 01-03. При наличии на территории объекта или вблизи его (в
радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Так, расположенные на территории муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района пожарные гидранты, водопровод, водоёмы и их обслуживание, освещение, пирсы и подъезды к ним не соответствуют указанным требованиям законодательства.

В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ одной из
задач гражданского судопроизводства является защита нарушенных или
оспариваемых прав и интересов Российской Федерации.

Статьей 133 Конституции РФ установлено право на судебную защиту как
одна из важнейших гарантий местного самоуправления.

В соответствии со ст. 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»,
прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов
Российской Федерации на верховенство закона. Кроме того, оспариваемое
бездействие администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области препятствует реализации экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В связи с изложенным, заявление предъявляется в интересах Российской Федерации.

Заявление также предъявлено в защиту интересов муниципального
образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области, заключающихся в обеспечении осуществления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления данного муниципального образования всего объема полномочий, предусмотренного законодательством, в т. ч. в сфере пожарной безопасности.

Кроме того, заявление предъявляется в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц, поскольку бездействие администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области нарушает гарантированное ст.ст.3, 12, 18 и 32, Конституции Российской Федерации право граждан на реализацию местного самоуправления, в данном случае - через орган местного самоуправления - администрацию городского поселения.

В суде требование по устранению нарушений пожарной безопасности прокурор уточнил и просил суд обязать администрацию муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обустроить подъезды и пирс площадки с твердым покрытием, размером 12х12 метров к водоемам в с. П. и в с. О. Ардатовского района Нижегородской области; привести в рабочее состояние гидранты - на ул. К. около д..... ул. Р. около д. ..., квартал С. около д...., ул. Н. д. ... р.п. А. Нижегородской области.

Определением Ардатовского районного суда от ....08.2010 г. прекращено производство по делу по заявлению прокурора в части заявленных требований: признании незаконным бездействие администрации муниципального образования в непринятие мер пожарной безопасности; обязанности городское поселение рабочий поселок Ардатов разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности и привести в рабочее состояние гидранты - на ул. К. около д..... ул. Р. около д. ..., квартал С. около д...., ул. Н. д. ... р.п. А. Нижегородской области, в связи с отказом прокурора от заявления в этой части. В остальной части рассмотрение дела было продолжено.

В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Мялкин Д.А. заявление прокурора поддержал и просил обязать администрацию муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области обустроить подъезды и пирс площадки с твердым покрытием, размером 12х12 метров к водоемам в с. П. и в с. О. Ардатовского района Нижегородской области.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области Минакова Б.А. с заявлением прокурора согласился и пояснил, что работы по строительству подъездов и пирс площадок с твердым покрытием к водоемам с. П. и с. О. Ардатовского района уже ведутся. На водоеме в с. О. уже имеется подъезд и пирс-площадка, осталось доделать второй подъезд и пирс-площадку на ул. З.. В селе П. также началось обустройство подъезда и пирс-площадки к водоему. Других нарушений пожарной безопасности у администрации нет, они были устранены.

Инспектор ОГПН по Ардатовскому району Раков Ю.В. в судебном заседании пояснил, что ....04.2010 года на территории Ардатовского городского поселения была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам проверки было выявлено в том числе отсутствие подъездов и пирс-площадок к водоемам населенных пунктов муниципального образования. Указанные нарушения до настоящего времени не устранены, что ставит под угрозу безопасность граждан проживающих на территории городского поселения р.п. Ардатов.

Суд, выслушав помощника прокурора Мялкина Д.А., представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области Минакова Б.А., инспектора ОГПН по Ардатовскому району Ракова Ю.В., рассмотрев материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Согласно Устава городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области и принятых целевых программ к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских
округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах
городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации
добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении
первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2)разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Таким образом, обязанность по выполнению требований Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования городское поселение р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области лежит на его администрации.

В судебном заседании установлено, что в результате внеплановой проверки ОГПН по Ардатовскому району проводимой ....04.2006 г. и проверкой проводимой и.о. прокурора Ардатовского района ....07.2010 г. соблюдения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 на территории городского поселения было выявлено отсутствие подъездов и пирс-площадок с твердым покрытием, размером 12х12 метров к водоемам в с. П. и на ул. З. с. О. Ардатовского района, Нижегородской области. Данные нарушения представитель городского поселения р.п. Ардатов не оспаривал.

Для устранения указанных нарушений ОГПН по Ардатовскому району администрации городского поселения р.п. Ардатов выносилось предписание, и.о. прокурора Ардатовского района давались указания по их устранению. Однако до настоящего времени нарушения пожарной безопасности на территории городского поселения не устранены, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан проживающих на территории городского поселения.

При указанных обстоятельствах суд находит необходимым обязать администрацию городского поселения р.п. Ардатов устранить указанные нарушения.

Руководствуясь ст. 254, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Ардатовского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городское поселение рабочий поселок Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу: построить подъезд и пирс-площадку с твердым покрытием, размером 12х12 метров к водоему с. П. Ардатовского района Нижегородской области; достроить вторую пирс-площадку размером 12х12 метров и подъезд к ней с твердым покрытием на ул. З. в с. О. Ардатовского района Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ардатовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

СУДЬЯ Борискин О.С.

Копия верна: Судья Борискин О.С.

Секретарь Новикова С.И.

Подлинник решения находится в материалах дела