О понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ Дело № 2-338/2011

Именем Российской Федерации

р.п. Ардатов                                                                            

Судья Ардатовского районного суда Нижегородской области Зрилина О.В., с участием помощника прокурора Ардатовского района Нижегородской области Мокрова А.В., представителя ответчика Брусова А.В., при секретаре Прасоловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к

Администрации Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности,

У с т а н о в и л:

           Прокурор Ардатовского района Нижегородской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно оборудовать населенные пункты с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. звуковой сигнализацией оповещения людей при пожаре, а также указателями (объемными светильниками или плоскими, выполненными с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

             Свое заявление прокурор Ардатовского района мотивировал следующим. Прокуратурой Ардатовского района проведена проверка исполнения администрацией Стексовского сельсовета законодательства о пожарной безопасности, в результате которой были установлены нарушения этих требований. В населенных пунктах С., П., К., В., О., З. Стексовского сельсовета около водоемов и по направлению к ним не установлены указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника (ППБ 01-03, п.90). В указанных населенных пунктах также отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре (ППБ 01-03, п.114).

В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п.п.8,9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного самоуправления.

Уставом Стексовского сельсовета полномочиями по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета наделена Администрация Стексовского сельсовета .

Невыполнение администрацией поселения своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования может повлечь как человеческие жертвы, так и материальные потери.

В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Иск прокурора предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, так как состояние пожарной безопасности муниципального образования непосредственно влияет на защиту здоровья и жизни людей, а также материальных ценностей граждан и организаций.

Определением Ардатовского районного суда Нижегородской области от 18.10.2011 года прекращено производство по делу в части исковых требований о понуждении Администрацию Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области оборудовать населенные пункты с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. звуковой сигнализацией оповещения людей при пожаре, в связи отказом прокурора от иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Мокров А.В. заявил об уточнении требования по устранению нарушений пожарной безопасности и просил суд обязать Администрацию Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области установить в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. около водоемов и по направлению к ним указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника в соответствии с п.90 ППБ 01-03. Доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика глава администрации Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области Брусов А.В. в судебном заседании против исковых требований прокурора не возражал, и пояснил, что в октябре 2011 года в указанных в иске населенных пунктах была установлена звуковая сигнализация и указатели пожарных гидрантов. Указатели были установлены путем написания краской на водонапорных башнях букв «ПГ», без светоотражающих покрытий. Брусов А.В. просил установить срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до мая-июня 2012 года, поскольку в 2011 году нет возможности устранить данные нарушения, так как отсутствуют денежные средства на эти цели, а бюджет Стексовского сельсовета на 2012 год будет утверждаться лишь в ноябре 2011 года.

Специалист Б. в судебном заседании пояснил, что в соответствии с п.90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. На территории Стексовского сельсовета была проведена внеплановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности. По результатам проверки были выявлено, что в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. около водоемов и по направлению к ним отсутствуют указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Указанное нарушение ставит под угрозу безопасность граждан проживающих на территории Стексовского сельсовета.

    Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В силу ст.63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п.п.8,9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного самоуправления.

       Согласно ст. 4 п.9 Устава к вопросам местного значения сельсовета как муниципального образования относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.

Уставом Стексовского сельсовета полномочиями по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета наделена Администрация Стексовского сельсовета .

          Таким образом, обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности на территории муниципального образования Стексовский сельсовет Ардатовского муниципального района Нижегородской области лежит на его администрации.

           В судебном заседании установлено, что в результате внеплановой проверки ОГПН по Ардатовскому району, проводимой 11.08.2011 года по исполнению администрацией Стексовского сельсовета Ардатовского района предписания ОГПН от 12.04.2011 года, были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре (п.114 ППБ 01-03), а также в данных населенных пунктах около водоемов и по направлению к ним не установлены указатели (п.90 ППБ 01-03).

    В октябре 2011 года в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.К., с. З. в соответствии с п.114 ППБ 01-03 были установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре, что подтверждается договором подряда от 01.10.2011 года и актом проверки прокуратуры Ардатовского района Нижегородской области от 17.10.2011 года.

Таким образом, до настоящего времени на территории Стексовского сельсовета не устранены нарушения пожарной безопасности, а именно п.90 ППБ 01-03, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан проживающих на территории сельсовета.

    В соответствии с п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Установленные на водонапорных башнях Администрацией Стексовского сельсовета указатели в виде букв «ПГ» не соответствуют требованиям п.90 ППБ 01-03, поскольку они выполнены непосредственно на водонапорных башнях краской без использования светоотражающих покрытий. Данный факт глава администрации Стексовского сельсовета Брусов А.В. признал в судебном заседании.

Дав оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Ардатовского района подлежат удовлетворению, и Администрацию Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области следует обязать установить в соответствии с п.90 ППБ 01-03 в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. около водоемов и по направлению к ним указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Доводы представителя ответчика Брусова А.В. о том, что для устранения указанного выше нарушения ППБ необходимо установить срок до мая-июня 2012 года, поскольку в 2011 году нет возможности устранить данные нарушения, так как отсутствуют денежные средства на эти цели, а бюджет Стексовского сельсовета на 2012 год будет утверждаться лишь в ноябре 2011 года, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Из представленных ответчиком сведений об исполнении бюджета Стексовского сельсовета на 18.10.2011 года по строке расходов на пожарную безопасность следует, что по строке «Ремонт основных средств, изготовление звуковой сигнализации и указателей пожарных гидрантов» предусмотрено ассигнований на год 19 000 рублей, и за 9 месяцев израсходовано по этой строке – 6091,13 рубль. Таким образом, в бюджете Стексовкого сельсовета на 2011 год имеются денежные средства на изготовление и установку соответствующих указателей в соответствии с требованиями п.90 ППБ 01-03.

Суд считает возможным установить трехмесячный срок для выполнения ответчиком указанных выше работ, поскольку данный срок достаточен для заключения договора на выполнение соответствующих работ и фактического исполнения данного договора.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313, ст.ст.194-198. 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.

    Обязать Администрацию Стексовского сельсовета Ардатовского муниципального района Нижегородской области в соответствии с п.90 ППБ 01-03 установить в населенных пунктах с. С., с. П., д. К., д. В., с.О., с. З. около водоемов и по направлению к ним указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Ардатовский районный суд.

Судья: О.В. Зрилина