О признании бездействий незаконными и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участок дороги



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2 - 396/2011г.

Именем Российской Федерации

р.п. Ардатов

Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Борискина О.С., с участием помощника прокурора А - ого района Нижегородской области Пичугина А.А., представителя ответчика Вдовина К.Н., представителя третьего лица начальника ОГИБДД ОМВД России по А-ому району Юдаева И.В., при секретаре Новиковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Исполняющего обязанности прокурора А - ого района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области о признании бездействий незаконными и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участок дороги по по данному адресу,

У с т а н о в и л:

Исполняющий обязанности прокурора А - ого района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п. А. А - ого муниципального района Нижегородской области о признании бездействий незаконными по не приведению в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участков дороги около домов 3,4 и 8 по ул. данному адресу и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ указанные участки дороги, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора А - ого района Нижегородской области Пичугин А.А. исковые требования поддержал и показал, что прокуратурой А - ого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в р.п.А. В ходе данной проверки было установлено, что участок дороги около домов 3,4 и 8 по данному адресу имеет выбоины и просадки грунта, что не соответствует ГОСТ Р 50597-93, а именно:

- около дома 3 по данному адресу имеется просадка грунта 1 – (длина-0,7 м, ширина- 0,65 м, глубина 7 см, фото № 1,2 – (длина-0,9 м, ширина – 0,65 м, глубина 7 см) фото №2;

- около дома № 4 по указанной улице имеется просадка грунта 1 –(длина – 1,2 м, ширина – 1,0 м, глубина – 7 см), фото № 3,2 –(длина-2.7 м, ширина – 0,65 м, глубина – 8 см) фото № 4,3 – (длина – 1.4 м, ширина – 0,65 м, глубина – 9 см) фото 5;

- около дома № 8 по указанной улице имеется просадка грунта 1-(длина-2,4 м, ширина – 1.3 м, глубина – 6 см), фото № 6;2 – (длина 1.7 м, ширина-1.5 м, глубина – 7 см), фото № 7;3 – (длина – 1.1 м, ширина – 0,8 м, глубина – 9 см), фото №7.

Данные повреждения покрытий дорог превышают предельно допустимые значения (ширина – 60см, длина- 15см, глубина – 5см), предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В силу п.2.1 СНиП 2.05.02-85 «автомобильные дороги» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать в том числе, организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств, с расчетными скоростями, однородные условия движения, необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Администрацией городского поселения р.п.А. Нижегородской области до настоящего времени не приняты меры по приведению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участков дороги по данному адресу.

В связи с чем, бездействия Администрации городского поселения р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области по устранению повреждений дорожных покрытий дорог по данному адресу являются незаконными. Просит обязать ответчика провести ремонт данных участков дороги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации городского поселения р.п. А. А - ого муниципального района Нижегородской области Вдовин К.Н. в суде с иском согласился частично, пояснив, что бездействия администрации нельзя признать незаконными, поскольку на устранение повреждений дорог в р.п. А. не хватает финансирования. Вместе с тем, решением поселкового Совета р.п. А. «О бюджете городского поселения р.п. А. на 2012 год» № 117 от 22 декабря 2012 г. утверждены расходы бюджета городского поселения р.п. А. на 2012 год, на содержание дороги по данному адресу выделены средства в сумме 184000 руб. Таким образом, в следующем году примерно до июля месяца 2012 г. на указанной улице будут устранены повреждения дороги. В случае нехватки финансирования по обслуживанию других дорог р.п. А., на этих улицах будут устанавливаться соответствующие знаки согласно ГОСТУ.

Представитель третьего лица начальник ОГИБДД ОМВД России по А - ому району Юдаев И.В. исковые требования поддержал и пояснил, что на основании Приказа МВД России № 410 от 08.06.1999 года к компетенции отдела относиться обеспечение государственного контроля за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов; к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

В рамках данных полномочий по заданию прокуратуры А - ого района в ноябре 2011 года было проведено обследование автомобильных дорог в р.п. А. По данному адресу были выявлены повреждения дорожного покрытия, которые превышают предельно допустимые значения (ширина – 60см, длина- 15см, глубина – 5см), предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. В связи с этим транспортные средства не имеют возможности передвигаться по указанным улицам со скоростью, разрешенной ПДД.

Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.2 указанного Закона под безопасностью дорожного движения понимается - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

    В силу п.п. 5 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу п.п.3 п.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.

В силу ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе:

- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в ст.6 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области».

    В соответствии со ст.ст.9,10 указанного Закона содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Уставом р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области полномочиями по содержанию, строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов рабочего поселка, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения наделена Администрация рабочего поселка А. (п.п. «л» п.1 ст.33 Устава).

В силу п.9. ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.8. ст.6 указанного Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

По смыслу указанного Закона, дороги, которые не включены в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу закона должны признаваться дорогами местного значения.

В силу ст.18 указанного Закона, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу ст.3 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.

Для целей настоящего Закона под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.

Согласно "Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и обеспечение безопасности движения. Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

    Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов рабочего поселка А. А - ого муниципального района Нижегородской области лежит на его администрации, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенного обследования состояния дорожного покрытия автомобильной дороги в р.п. А. ОГИБДД ОМВД России по А - ому району по заданию прокуратуры А - ого района в ноябре 2011 года, были выявлены повреждения дорожного покрытия по данному адресу, а именно:

- около дома 3 по данному адресу просадки грунта: длиной - 0,7 м, шириной- 0,65 м, глубиной 7 см; длиной - 0,9 м, шириной – 0,65 м, глубиной 7 см;

- около дома № 4 по указанной улице просадки грунта: длиной – 1,2 м, шириной – 1,0 м, глубиной – 7 см; длиной -2.7 м, шириной – 0,65 м, глубиной – 8 см; длиной – 1.4 м, шириной – 0,65 м, глубиной – 9 см;

- около дома № 8 по указанной улице имеются просадки грунта: длиной -2,4 м, шириной – 1.3 м, глубиной – 6 см; длиной - 1.7 м, шириной-1.5 м, глубиной – 7 см; длиной – 1.1 м, шириной – 0,8 м, глубиной – 9 см.

Данные повреждения покрытий дорог превышают предельно допустимые значения (ширина – 60см, длина- 15см, глубина – 5см), предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии с п.1. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.

В соответствии с п. 1.2.11. указанных Методических рекомендаций, на покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более чем 15 х 60 х 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93.

    Представленные истцом фотографии дорожных покрытий по данному адресу и акт проверки от 02.11.2011 года подтверждают, что дорожное покрытие проезжей части около домов 3,4 и 8 по указанной улице не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, а также Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Из представленной ответчиком выписки из Решения поселкового совета р.п. А. «О бюджете городского поселения р.п. А. на 2012 г.» № 117 от 22 декабря 2012 г. следует, что на ремонт дороги по данному адресу утверждены расходы бюджета в сумме 184000 рублей на 2012 год.

В настоящее время ремонт дорожного покрытия по указанному выше адресу не произведен, что создает угрозу безопасности дорожного движения на данных участках дорог.

В соответствии с п.2.2. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется дорожными подразделениями, а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.

В судебном заседании установлено, что ответчиком не уполномочена какая-либо организация на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования местного значения в границах населенных пунктов рабочего поселка (дорожный орган). Ответчиком также не сформирован и не размещен муниципальный заказ на выполнение ремонтных работ по устранению повреждений дорожного покрытия по ул. Белинского.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» не осуществляет ремонт дорожного покрытия указанной дороги в соответствии с действующими СНиПами, ГОСТами и Методическими рекомендациями. В связи с этим указанные бездействия ответчика является незаконными.

    Дав оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора А - ого района о признании бездействий Администрации городского поселения р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участков дороги по данному адресу незаконными подлежат удовлетворению, и Администрацию городского поселения р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области следует обязать произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части около домов 3,4 и 8 по данному адресу.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая зимнее время года, суд считает возможным установить для выполнения ответчиком указанных выше ремонтных работ срок до 31 июня 2012 года, и данный срок достаточен для формирования и размещения муниципального заказа на выполнение соответствующих работ и фактического исполнения данного заказа.

Доводы ответчика о том, что исковые требования и.о.прокурора Ардатовского района Нижегородской области заявлены необоснованно поскольку, обследование дорог местного значения в р.п.А. было проведено ОГИБДД по Ардатовскому району, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п.6.1 Наставлений по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД № 410 от 08.06.1999 года, в обязанности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ входит, в том числе, обеспечение государственного контроля за соблюдением юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к ремонту и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов.

В соответствии с п.10.2 Наставлений контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц); контрольных проверок; повседневного надзора.

В соответствии с п.10.2.8.1. Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.

В силу п. 10.2.8.4. при обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Следовательно, акт инспектора ОГИБДД ОВД по А - ому району от 02.11.2011 года составлен в рамках полномочий и в соответствии с требованиями указанных выше Наставлений.

Доводы представителей ответчика о том, что ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги» распространяется лишь на автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей, и на дороге из бутового камня действие указанного стандарта не распространяется, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. ГОСТ Р 50597-93 подразделяет дороги на три группы: автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов. При этом дороги и улицы городов и других населенных пунктов поименованы без указания типа покрытия, в связи с чем указанные стандарты распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, не зависимо от типа покрытия.

Доводы представителей ответчика о том, что в данном случае требования СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги» не подлежат применению, поскольку распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям, суд находит несостоятельными в связи с тем, что указанные нормы и правила применяются в том числе и при реконструкции дорог.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора А - ого района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п. А. А - ого муниципального района Нижегородской области удовлетворить.

Признать бездействия Администрации городского поселения р.п.А. А - ого муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участков дороги по данному адресу незаконными.

     Обязать Администрацию городского поселения р.п. А. А - ого муниципального района Нижегородской области в срок до 31 июня 2012 года произвести ремонт дорожного покрытия дороги около домов 3,4 и 8 по данному адресу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня его вынесения через Ардатовский районный суд.

СУДЬЯ Борискин О.С.