О понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участка дороги



РЕШЕНИЕ Дело № 2-421/2012

Именем Российской Федерации

р.п. Ардатов

Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зрилиной О.В., с участием помощника прокурора Ардатовского района Нижегородской области Мокрова А.В., представителей ответчика Лауниной О.В. и Минакова Б.А., при секретаре Прасоловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Ардатовского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к

Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области о признании бездействие незаконным и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участка дороги по ул. С. в р.п.А.,

Установил:

Прокурор Ардатовского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области о признании бездействие незаконным и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома № а до дома №б в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано следующее. Прокуратурой Ардатовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения по материалам, представленным из ОГИБДД ОМВД по Ардатовскому району.

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

03.08.2012 года в прокуратуру поступили акты комплексной проверки ОГИБДД ОМВД по Ардатовскому району о том, что в результате проведенной проверки на участке дороги по ул.С. р.п.А., в нарушение п.п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» нарушены. Проезжая часть от дома №а до дома №б по указанной выше улице находится в неудовлетворительном состоянии, покрытие проезжей части дороги имеет просадки и выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.

В силу п.2.1 СНиП 2.05.02-85 «автомобильные дороги» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать в том числе, организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями, однородные условия движения, необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Целями законодательства в сфере безопасности дорожного движения является в том числе, определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.

Администрацией городского поселения р.п.Ардатов Нижегородской области до настоящего времени не приняты меры по приведению указанного участка дороги в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93.

Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов РФ на верховенство закона. Кроме того, оспариваемое бездействие ответчика препятствует реализации основ обеспечения дорожной безопасности и дорожной деятельности в РФ, а также нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.

Помощник прокурора Ардатовского района Нижегородской области Мокров А.В. исковые требования и доводы, изложенные в иске поддержал в полном объеме. Просит обязать ответчика провести ремонт указанного в иске участка дороги в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчика Лаунина О.В. и Минаков Б.А. исковые требования прокурора Ардатовского района Нижегородской области не признали и пояснили следующее.

Согласно методическим рекомендациям по организации и ведению учета автомобильных дорог общего пользования местного значения, владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. Учитывая полномочия местной администрации р.п.Ардатов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования в границах населенного пункта, отраженных в Уставе , администрацией поселения, согласно комплексной программы благоустройства территории были приняты меры по капитальному и текущему ремонту дорог. Так, в настоящее время ведутся работы по капитальному ремонту указанного в иске участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б, а именно дорожное покрытие заасфальтировано. Осталось выполнить работы по обустройству обочин. Приемка работ запланирована на ноябрь 2012 года.

Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ст.2 указанного Закона под безопасностью дорожного движения понимается - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

    В силу п.п. 5 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу п.п.3 п.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.

В силу ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе:

- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в ст.6 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области».

    В соответствии со ст.ст.9,10 указанного Закона содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Уставом р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области полномочиями по содержанию, строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов рабочего поселка, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения наделена Администрация рабочего поселка Ардатов .

В силу п.9. ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.8. ст.6 указанного Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

По смыслу указанного Закона, дороги, которые не включены в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу закона должны признаваться дорогами местного значения.

В силу ст.18 указанного Закона, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу ст.3 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.

Для целей настоящего Закона под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.

Согласно "Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и обеспечение безопасности движения. Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.

    Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов рабочего поселка Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области лежит на его администрации, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенного обследования состояния дорожных покрытий автомобильных дорог в р.п. Ардатове ОГИБДД ОМВД России по Ардатовскому району по заданию прокуратуры Ардатовского района в июле 2012 года, были выявлены повреждения дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б, а именно покрытие проезжей части дороги имеет просадки и выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, что является нарушением требований п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии с п.1. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.

В соответствии с п. 1.2.11. указанных Методических рекомендаций, на покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более чем 15 х 60 х 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93.

    Представленные истцом фотографии дорожного покрытия по ул. С. в р.п.А. и акт проверки от 31.07.2012 года подтверждают, что дорожное покрытие проезжих частей участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б на момент проведения проверки не соответствовало требованиям ГОСТ Р 50597-93, а также Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Из пояснений сторон следует, что в настоящее время ремонт дорожного покрытия указанного выше участка дороги начат, но необходимые работы выполнены не в полном объеме (обочины дороги не приведены в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93), что создает угрозу безопасности дорожного движения на данном участке дороги.

Таким образом, ответчиком нарушены сроки ликвидации образовавшихся деформаций и разрушений дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б, установленные ГОСТ Р 50597-93.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» не осуществляет ремонт дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б в соответствии с требованиями и в сроки, установленные действующими СНиПами, ГОСТами и Методическими рекомендациями. В связи с этим указанное бездействие ответчика является незаконным.

    Дав оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что исковое требование прокурора Ардатовского района о признании бездействия Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б незаконным подлежит удовлетворению, и Администрацию городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области следует обязать произвести ремонт дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд считает возможным установить для выполнения ответчиком указанных выше ремонтных работ срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок достаточен для фактического выполнения данных работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ардатовского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б незаконным.

Обязать Администрацию городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области произвести ремонт дорожного покрытия участка дороги по ул. С. в р.п.А. от дома №а до дома №б в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Ардатовский районный суд.

Судья: О.В. Зрилина

Решение в законную силу не вступило.