Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2 - 397/2012г.
Именем Российской Федерации
р.п. Ардатов
Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Борискина О.С., с участием помощника прокурора Ардатовского района Нижегородской области Пичугина А.А., представителя ответчика Минакова Б.А., представителя третьего лица начальника ОГИБДД ОМВД России по Ардатовскому району Юдаева И.В., при секретаре Новиковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Ардатовского района Нижегородской области в
интересах Российской Федерации, в защиту интересов
неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения
р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской
области о признании бездействие незаконными и о понуждении
привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участок дороги по ул.
Крупской в р.п.А.,
У с т а н о в и л:
Прокурор Ардатовского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области о признании бездействие незаконным по не приведению в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участка дороги по ул. Крупской р.п. А. Нижегородской области от дома №1 до № 3 и о понуждении привести в соответствие со СНиП и ГОСТ указанный участок дороги, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства прокурор Ардатовского района уточнил исковые требования и просил обязать ответчика привести в соответствие со СНиП и ГОСТ участок дороги по ул. Крупской р.п. А. Нижегородской области, а именно устранив нарушения асфальтобетонного покрытия устранив выбоины около дома № 3 по указанной улице размером 280х170х8, 160х90х6, 90х85х6, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Нижегородской области Пичугин А.А. исковые требования поддержал и показал, что прокуратурой Ардатовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в р.п.Ардатов. В ходе данной проверки было установлено, что участок дороги по ул. Крупской р.п. А. Нижегородской области около дома № 3 имеют выбоины. Данные повреждения покрытия дороги превышают предельно допустимые значения (ширина – 60см, длина- 15см, глубина – 5см), предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В силу п.2.1 СНиП 2.05.02-85 «автомобильные дороги» проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать в том числе, организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств, с расчетными скоростями, однородные условия движения, необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Аналогичные положения закреплены в ст.ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
Администрацией городского поселения р.п.Ардатов Нижегородской области до настоящего времени не приняты меры по приведению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 указанного участка дороги.
В связи с чем, бездействия Администрации городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области по устранению повреждений дорожных покрытий дорог по ул. Крупской в р.п.А. являются незаконными. Просит обязать ответчика провести ремонт указанного участка дороги в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Администрации городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области Минаков Б.А. в суде с иском согласился, пояснив, что действительно участок дороги по ул. Крупской р.п. А. Нижегородской области около дома 3 требует ремонта. Однако из-за недостаточного финансирования и погодных условий ремонт дороги в течении 1 месяца не представляется возможным, поэтому он просит суд увеличить срок ремонта дороги.
Представитель третьего лица начальник ОГИБДД ОМВД России по Ардатовскому району Юдаев И.В. исковые требования поддержал и пояснил, что по указанию прокурора была проведена проверка состояния дорог в р.п. Ардатов. В ходе данной проверки было установлено, что участок дороги по ул. 1 Крупской р.п. А. Нижегородской области имеет выбоины, не соответствующие требованиям ГОСТ Р 50597-93. В связи с этим транспортные средства не имеют возможности передвигаться по указанной улице со скоростью, разрешенной ПДД. О выявленных нарушениях были составлены акты, которые были представлены в прокуратуру Ардатовского района.
Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст.2 указанного Закона под безопасностью дорожного движения понимается - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В силу п.п. 5 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.3 п.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по формированию и размещению муниципального заказа.
В силу ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в ст.6 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области».
В соответствии со ст.ст. 9,10 указанного Закона содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.
Уставом р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области полномочиями по содержанию, строительству автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов рабочего поселка, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения наделена Администрация рабочего поселка Ардатов.
В силу п.9. ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п.8. ст.6 указанного Закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
По смыслу указанного Закона, дороги, которые не включены в перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, в силу закона должны признаваться дорогами местного значения.
В силу ст.18 указанного Закона, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу ст.3 Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.
Для целей настоящего Закона под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
Согласно "Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организация и обеспечение безопасности движения. Содержание автомобильной дороги - выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов рабочего поселка Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области лежит на его администрации, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
В судебном заседании установлено, что в результате проведенного обследования состояния дорожного покрытия автомобильной дороги в р.п. Ардатов ОГИБДД ОМВД России по Ардатовскому району по заданию прокуратуры Ардатовского района в июле и сентябре 2012 года, были выявлены повреждения дорожного покрытия по ул. Крупской в р.п. А., а именно, покрытие проезжей части около домов № 3 имеет выбоины размером 280х170х8, 160х90х6, 90х85х6 затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, что является нарушением требований п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с п.1. "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (утв. письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения.
В соответствии с п. 1.2.11. указанных Методических рекомендаций, на покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более чем 15 х 60 х 5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93.
Представленные истцом фотографии дорожного покрытия по ул. 1 Мая в р.п.А. и акты проверки от 31.07.2012 и 24.09.2012 года подтверждают, что дорожное покрытие проезжей части участка дороги по ул. Крупской р.п. А. Нижегородской области около дома № 3 не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, а также Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
В настоящее время ремонт дорожного покрытия не произведен, что создает угрозу безопасности дорожного движения на данном участке дороги.
Таким образом, ответчиком нарушены сроки ликвидации образовавшихся деформаций и разрушений дорожного покрытия участка дороги по ул. Крупской р.п. Ардатов, установленные ГОСТ Р 50597-93.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение требований ФЗ «О безопасности дорожного движения», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Закона Нижегородской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» не осуществляет ремонт дорожного покрытия указанной дороги в соответствии с действующими СНиПами, ГОСТами и Методическими рекомендациями. В связи с этим указанные бездействия ответчика является незаконными.
Дав оценку представленным сторонами доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Ардатовского района о признании бездействий Администрации городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участка дороги по ул. Крупской в р.п. А. незаконными подлежат удовлетворению, и Администрацию городского поселения р.п.Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области следует обязать произвести ремонт дорожного покрытия проезжей части около дома № 3 по ул. Крупской в р.п.А. Нижегородской области.
В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд считает возможным установить для выполнения ответчиком указанных выше ремонтных работ срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ардатовского района Нижегородской области к Администрации городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области по не привидению в соответствие со СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93 участка дороги около дома № 3 по ул. Крупской в р.п.А. незаконным.
Обязать Администрацию городского поселения р.п. Ардатов Ардатовского муниципального района Нижегородской области в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт дорожного покрытия дороги по ул. Крупской в р.п.А. Нижегородской области, а именно устранить выбоины около дома № 3 размером 280х170х8, 160х90х6, 90х85х6.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение одного месяца со дня его вынесения через Ардатовский районный суд.
СУДЬЯ Борискин О.С.