РЕШЕНИЕ дело № 2-26/2011
Именем Российской Федерации
р.п. Ардатов
Ардатовский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего Немчиновой Т.П. с участием истца Векшина И.С., ответчика представителя ФБУ «А-ская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области» Толмачевой Е.Г., при секретаре Котове В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ВЕКШИНА И.С. к ФБУ «А-ская ВК
ГУФСИН России по Нижегородской области»
об изменении статуса квартиры на жилой дом и признании
права собственности на жилой дом,
У с т а н о в и л :
Векшин И.С. обратился в суд с иском к ФБУ «А-ская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области» об изменении статуса квартиры по поданному адресу на жилой дом и признании за ним права собственности на жилой дом по данному адресу
В исковом заявлении указано, что 22 марта 2000 г. между ним и продавцами Завьяловым А.Л. и Завьяловой Н.А. был заключен договор продажи квартиры по данному адресу. Получено свидетельство о государственной регистрации права собственности . Фактически приобретенная им квартира является жилым домом. Дом является одноэтажным, бревенчатым, другие квартиры в данном доме отсутствуют. Имеется приусадебный земельный участок. Помещений общего пользования не имеется. Признание квартиры жилым домом ему требуется для оформления права собственности на земельный участок, прилегающий к квартире. Истец полагает, что к его жилому помещению следует применить статью 16 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), согласно которой жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного пользования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием. Квартирой же, согласно той же статьи ЖК РФ, признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Учитывая, что его квартира расположена на земельном участке, не входит в состав многоквартирного дома, следует изменить ее статус на жилой дом.
В судебном заседании истец Векшин И.С. иск поддержал и показал, что в 2010 г. он решил получить в собственность земельный участок под квартирой, где проживает. Никаких документов на землю ни у него, ни у Завьяловых на данный земельный участок не имеется. Для этого он обратился в Администрацию Ардатовского муниципального района. В Отделе имущественных и земельных отношений ему было устно отказано в предоставлении земельного участка под квартирой, ссылаясь на то, что земля под квартирами в собственность не предоставляется, а только под жилыми домами. В ГУ «Г» ему также устно отказали провести обмер земельного участка и посоветовали изменить статус квартиры на жилой дом. После этого он решил обратиться в суд с иском об изменении статуса своей квартиры. Истец полагает, что это поможет ему получить в собственность земельный участок под квартирой.
Представитель ответчика ФБУ «А-ская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области» Толмачева Е.Г., действующая по доверенности, иск не признала и показала, что считает А-скую воспитательную колонию не надлежащим ответчиком по данному делу. А-ской ВК, действительно, принадлежит территория, занятая учреждением. Данная земля находится в собственности Российской Федерации. Земельный участок А-ской ВК в настоящее время оформлен надлежащим образом, имеются описание и схема земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке и топографическая съемка, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок. По данным документам видно, что земельный участок истца вырезан из состава земельного участка колонии. Ответчица также пояснила, что документы о разрешении на строительство и акта ввода в эксплуатацию данной квартиры найти не удалось, но сотрудники колонии, которые работают давно, пояснили, что в 1960-1970-х годах А-ская ВК строила данный дом под квартиру, он был выделен работнику колонии Завьялову, который данную квартиру приватизировал на всех членов семьи. В настоящее время на балансе А-ской ВК жилых домов не имеется. Ответчица считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, так как А-ская ВК при удовлетворении исковых требований не сможет исполнить решение суда.
Соответчики Завъялов А.Л., Завъялова Н.А., привлеченные к участию в деле определением суда, в судебном заседании не участвовали, извещались по адресу, указанному в договоре купли-продажи квартиры от 22.03.2000 г., другими адресами суд не располагает. Конверт с судебными повестками в их адрес возвратился в суд за истечением срока хранения.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в судебном заседании не участвовал. О дне и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил провести судебное заседание в свое отсутствие. Отношения к иску не высказал.
Выслушав истца Векшина И.С., представителя ответчика Толмачеву Е.Г., свидетеля В., рассмотрев материалы дела, суд находит, что иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права. Истцом заявлено требование о защите права, которое ответчиком, а равно иными лицами не нарушено, поэтому оснований для удовлетворения иска нет.
В соответствии со ст.131 ГПК РФ в исковом заявлении должны содержаться сведения о нарушении или угрозе нарушения прав истца со стороны ответчика, а также приведены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Истец показал, что причиной его обращения в суд послужило желание получить в собственность бесплатно земельный участок, прилегающий к квартире, в чем ему было отказано в административном порядке. Таким образом, фактически предметом спора является не квартира, а земельный участок, в приобретении которого в собственность истцу было отказано. Однако, эти пояснения истца не подкреплены никакими доказательствами, о фактах его обращения в соответствующие органы сведений в материалах дела не имеется, отказов в передаче ему земельного участка бесплатно или за плату в собственность в деле не имеется.
Исходя из того, что фактически спорными правоотношениями являются правоотношения по приобретению земельного участка, прилегающего к квартире, а не отношения по факту владения и пользования квартирой по праву собственности, отсутствуют основания для изменения статуса квартиры на жилой дом.
Как следует из материалов дела, договор купли-продажи квартиры от 22.03.2000 г., заключенный между Завьяловым А.Л., Завьяловой Н.А., с одной стороны, и Векшиным И.С., с другой, прошел государственную регистрацию в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области. Право собственности на квартиру зарегистрировано за покупателем, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права на имя Векшина И.С.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст.13 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», правовая регистрация проводится в следующем порядке:
- прием документов,
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки,
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав,
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа и приостановления государственной регистрации прав,
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Как следует из представленных истцом материалов, право собственности на квартиру по договору купли-продажи от 22.03.2000 г. зарегистрировано за Векшиным И.С. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и подтверждается соответствующим свидетельством, а также сведениями, полученными по запросу суда из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в суде установлено, что истец уже имеет надлежащим образом зарегистрированное право собственности на свое жилое помещение - квартиру . Регистрацию права собственности в судебном порядке истец не оспаривал. Согласно указанного свидетельства о государственной регистрации права собственности, жилое помещение по указанному адресу имеет статус квартиры. Правоустанавливающими документами продавцов Завьяловых на данное жилое помещение являлся договор приватизации квартиры, что подтверждает статус жилого помещения именно как квартиры, а не как жилого дома. Произвольное изменение данного статуса без оспаривания зарегистрированного права собственности в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также правоустанавливающих документов на данное жилое помещение нормами гражданского законодательства не предусмотрено.
Доводы истца о том, что его жилое помещение по определению ст.16 Жилищного Кодекса РФ подпадает под понятие жилого дома, а не квартиры, являются необоснованными.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», Жилищный Кодекс РФ введен в действие с 1 марта 2005 г.
Как следует из правоустанавливающих документов истца на квартиру, право собственности на нее возникло у него до 1 марта 2005 г.
В силу ч.5 вышеназванного Федерального закона, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В суде установлено, что после регистрации Векшиным И.С. своих прав собственности на квартиру по договору купли-продажи, никакие изменения в праве собственности на данный объект недвижимости не произошли. Его площадь, этажность, количество комнат, удобства и т.п. не изменились. Истец пояснил, что он только обложил квартиру кирпичом, в остальном она изменениям не подверглась.
Таким образом, изменения в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 1 марта 2005 г., не могут повлиять на зарегистрированное в2000 г. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности истца на квартиру.
Его доводы о том, что одноквартирный дом не может являться квартирой, а является жилым домом, необоснованны. Со слов ответчика, данная квартира была построена для работников колонии в 1960-1970-х г.г. До введения в действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991 г. существовал порядок выделения жилых помещений работникам предприятий и организаций по договорам социального найма.
Так, статьей 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик предусматривалось предоставление жилых помещений в домах государственных, кооперативных и общественных организаций по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного профессионального союза, утвержденному исполкомом Совета депутатов трудящихся. Жилые помещения предоставлялись в порядке очередности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вселение в жилые помещения предусматривалось только по ордерам с оформлением договора найма жилого помещения с соответствующим управлением домом. Указанный порядок предоставления жилья устанавливался также действующим на тот момент Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.05.1963 г. № 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье».
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1.06.1962 г. № 561 «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве» предусматривалось «осуществить в ближайшие годы постепенный переход от строительства в городах и поселках городского типа индивидуальных одноквартирных жилых домов к строительству с привлечением средств населения многоквартирных благоустроенных кооперативных жилых домов». Следовательно, предприятие Ардатовская ВК вполне могла выделить своему работнику в качестве жилого помещения по договору социального найма в качестве квартиры одноквартирный жилой дом. Приобрести же право собственности на квартиру, занимаемую в таком доме по договору социального найма, стало возможно только в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4.07.1991 г.
В соответствии с документами, представленными в материалах дела: описание и схема земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке и топографическая съемка, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выписка из ЕГРП, земельный участок ФБУ «А-ская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области» оформлен надлежащим образом. По данным документам видно, что земельный участок истца исключен из состава земель А-ской ВК. Таким образом, в суде не установлено, что ответчик какими-либо действиями или бездействием нарушает права истца. Правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, в силу чего исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, ст.12, 131, 223 ГК РФ, Закона РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Векшина И.С. к ФБУ «А-ская ВК ГУФСИН России по Нижегородской области» об изменении статуса квартиры на жилой дом и признании права собственности на указанный жилой дом отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Ардатовский районный суд.
Судья: Т.П.Немчинова