Решение вступило в законную силу



Дело № 2-131/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Раскина Н.И.,

при секретаре Батяркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ардатове

07 апреля 2011 года

гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия к Совету депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 28 декабря 2010 года Советом депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия принято решение №81 «О бюджете Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год» (далее - Решение о бюджете). Данное решение 29 декабря 2010 года в полном объеме опубликовано в информационном бюллетене Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района. Указанным решением предусмотрено поступление в 2011 году в бюджет Лесозаводского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство (приложение №4 к решению Совета депутатов). Вышеуказанные положения нормативного правового акта считает, не соответствуют действующему законодательству и подлежат отмене. Просит признать недействующими положения решения Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 года №81 «О бюджете Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Бородкина М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила признать недействующими положения решения Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 года № 81 «О бюджете Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - глава сельского поселения - Адушкин В.В. заявленные требования прокурора не признал, пояснив суду, что спорное решение в части принято в соответствии с требованиями Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора района подлежащими удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

Как установлено в судебном заседании Лесозаводское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, оно наделено законом Республики Мордовия статусом сельского поселения.

Решением Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 35 от 29.12.2005 г. принят Устав Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д.4).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Устава Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения сельского поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета (л.д.5).

Решением депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ №81 от 28.12.2010 г. предусмотрено поступление в 2011 г. в бюджет Лесозаводского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального образования на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (приложение № 3 к решению Совета депутатов) (л.д.4-7).

Как усматривается из материалов дела, субвенции в 2011 году бюджету сельского поселения из бюджета Ардатовского муниципального района направлялись на оплату труда педагогических работников и выплаты вознаграждений за классное руководство (л.д. 15-18).

Указанное решение суд считает необоснованным и противоречащим бюджетному законодательству и законодательству о местном самоуправлении в соответствующей его части по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Как пояснили в судебном заседании представители прокуратуры и заинтересованного лица, полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом Лесозаводскому сельскому поселению на основании соответствующих соглашений.

Вместе с тем в силу ч.4 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям.

Таким образом, как считает суд действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи государственных полномочий в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях от муниципальных районов городским или сельским поселениям.

Исходя из изложенного выделение субвенций бюджету Лесозаводского сельского поселения на предоставление бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство из бюджета Ардатовского муниципального района следует признать не соответствующим закону.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица о том, что согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления бесплатного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона), так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Суд полагает, что при принятия спорных положений вышеназванного решения Советом депутатов сельского поселения не учтен тот факт, что к вопросам местного значения муниципального района согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» относятся полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В данном случае органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района органам местного самоуправления Лесозаводского сельского поселения переданы не собственные полномочия, а государственные полномочия, которые в соответствии с вышеприведенными нормами закона, как считает суд, передаваться поселениям не могут.

Учитывая изложенное, заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.251 ГПК РФ, как признает суд, прокурор правомерно обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, противоречащим закону в части.

Судом сторонам разъяснялись требования ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Ардатовского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Госпошлина, взыскиваемая с Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по правилам ст. 91 ГПК РФ и п.6 ч.1ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход бюджета Ардатовского муниципального района составляет 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать недействующими положения решения Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2010 года №81 «О бюджете Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №4 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решение суда после вступления в законную силу опубликовать в информационном бюллетене Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района.

Взыскать с Совета депутатов Лесозаводского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий Н.И. Раскин