Дело № 2-136/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Раскина Н.И.,
при секретаре Батяркиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ардатове
07 апреля 2011 года
гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия к Совету депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 27 декабря 2010 года Советом депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия принято решение №54 «О бюджете Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год» (далее - Решение о бюджете). Данное решение 28 декабря 2010 года в полном объеме опубликовано в информационном бюллетене Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района. Указанным решением предусмотрено поступление в 2011 году в бюджет Редкодубского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального района на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство (приложение №3 к решению Совета депутатов). Вышеуказанные положения нормативного правового акта считает не соответствуют действующему законодательству и подлежат отмене. Просит признать недействующими положения решения Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 01 декабря 2010 года №54 «О бюджете Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №3 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Бородкина М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, уточнив их, просила признать недействующими положения решения Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 01 декабря 2010 года № 54 «О бюджете Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №3 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - глава сельского поселения - Ремаева В.В. заявленные требования прокурора не признала, пояснив суду, что спорное решение в части принято в соответствии с требованиями Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г.№ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора района подлежащими удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим.
Как установлено в судебном заседании Редкодубское сельское поселение является муниципальным образованием и входит в состав Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, оно наделено законом Республики Мордовия статусом сельского поселения.
Решением Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия № 16 от 20.11.2009 г. принят Устав Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д.8).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Устава Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения сельского поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета (л.д.9).
Решением депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ № 54 от 01.12.2010 г. предусмотрено поступление в 2011 г. в бюджет Редкодубского сельского поселения субвенций из бюджета Ардатовского муниципального образования на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (приложение № 3 к решению Совета депутатов) (л.д.4-7).
Как усматривается из материалов дела, субвенции в 2011 году бюджету сельского поселения из бюджета Ардатовского муниципального района направлялись на оплату труда педагогических работников и выплаты вознаграждений за классное руководство (л.д. 15-18).
Указанное решение суд считает необоснованным и противоречащим бюджетному законодательству и законодательству о местном самоуправлении в соответствующей его части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Как пояснили в судебном заседании представители прокуратуры и заинтересованного лица, полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом Редкодубскому сельскому поселению на основании соответствующих соглашений.
Вместе с тем в силу ч.4 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения.
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям.
Таким образом, как считает суд действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи государственных полномочий в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях от муниципальных районов городским или сельским поселениям.
Исходя из изложенного выделение субвенций бюджету Редкодубского сельского поселения на предоставление бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство из бюджета Ардатовского муниципального района следует признать не соответствующим закону.
Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица о том, что согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления бесплатного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона), так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Суд полагает, что при принятия спорных положений вышеназванного решения Советом депутатов сельского поселения не учтен тот факт, что к вопросам местного значения муниципального района согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» относятся полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В данном случае органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района органам местного самоуправления Редкодубского сельского поселения переданы не собственные полномочия, а государственные полномочия, которые в соответствии с вышеприведенными нормами закона, как считает суд, передаваться поселениям не могут.
Учитывая изложенное, заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, суд считает законными и обоснованными и полагает возможным их удовлетворить.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.251 ГПК РФ, как признает суд, прокурор правомерно обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта, противоречащим закону в части.
Судом сторонам разъяснялись требования ст.56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, дополнительных доказательств ни той, ни другой стороной в суд представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Ардатовского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Госпошлина, взыскиваемая с Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия по правилам ст. 91 ГПК РФ и п.6 ч.1ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход бюджета Ардатовского муниципального района составляет 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать недействующими положения решения Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 01 декабря 2010 года №54 «О бюджете Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год», а также приложения №3 к нему в части предоставления субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решение суда после вступления в законную силу опубликовать в информационном бюллетене Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района.
Взыскать с Совета депутатов Редкодубского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий Н.И. Раскин