Дело № 2-130/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ардатов «22» апреля 2011 года Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Карасева Е.В., с участием заместителя прокурора Ардатовского района РМ Потемина Д.М., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия к Совету депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 178, у с т а н о в и л: Прокурор Ардатовского района РМобратился в суд с иском к Совету депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании недействующими положений решения Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 178 «О бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», а также приложений к нему №№ 14, 15, 16 по тем основаниям, что 24 декабря 2010 года Советом депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия принято решение № 178«О бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (далее - Решение о бюджете). Данное решение 30 декабря 2010 года в полном объеме опубликовано в муниципальном вестнике Ардатовского муниципального района. Указанным решением предусмотрено перечисление в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов из бюджета Ардатовского муниципального района в бюджеты поселений субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного вознаграждения за классное руководство. Распределение указанных субсидий по школам района приведено в приложениях №№ 14,15,16 к решению о бюджете. Данное положение нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и подлежат отмене. Прокуратурой района установлено, что полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом городским и сельским поселениям на основании соглашений, заключенных в период с ноября 2005 года и по февраль 2006 года. В то же время в силу ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению. В соответствии со с. ч.1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор обратился в суд и просит признать недействующими ст.16 решения Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании заместитель прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Потемин Д.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица - начальник юридического отдела Ардатовского муниципального района Республики Мордовия - Гаврилова О.С., заявленные требования прокурора не признала. Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании Ардатовский муниципальный район является муниципальным образованием и входит в состав Республики Мордовия, он наделен законом Республики Мордовия статусом муниципального района. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Устава Ардатовского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения Ардатовского муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета Ардатовского муниципального района и контроль за исполнением указанного бюджета. Статьей 16 решения о бюджете от 24 декабря 2010 года за № 178 предусмотрено перечисление в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов из бюджета Ардатовского муниципального района РМ в бюджеты поселений субвенций на реализацию предоставления бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), а также на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (приложения № № 14,15,16 к решению о бюджете). В соответствии с материалами дела, субвенции бюджетам городских и сельских поселений из бюджета Ардатовского муниципального района направлялись на оплату труда педагогических работников и выплаты вознаграждений за классное руководство. Указанное решение суд считает необоснованным и противоречащим бюджетному законодательству и законодательству о местном самоуправлении в соответствующей его части по следующим основаниям. В соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе, обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. По данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч. 3.1 ст. 26.3 указанного Федерального закона). В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что полномочия в сфере образования и в сфере оплаты труда работникам образования переданы Ардатовским муниципальным районом городским и сельским поселениям на основании соглашений, заключенных в период с ноября 2005 года по февраль 2006 года. Однако ч.4 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления поселения только в части своих полномочий, т.е. по вопросам местного значения. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части оплаты труда работников общеобразовательных учреждений относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т.е. к государственным полномочиям. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи государственных полномочий в сфере обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях от муниципальных районов городским или сельским поселениям. В связи с этим выделение субвенций бюджетам городских и сельских поселений на предоставление бесплатного дошкольного образования, на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов), ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство из бюджета Ардатовского муниципального района следует признать не соответствующим закону. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в силу подп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96, является коррупциогенным фактором и подлежит немедленному устранению. Довод представителя заинтересованного лица в части того, что согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления бесплатного образования относится к вопросам местного значения муниципального района и органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст.15 ФЗ), судом не может быть принят во внимание, поскольку основан не неправильном толковании норм права. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что при принятии Решения о бюджете Советом депутатов Ардатовского муниципального района не учтено, что в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об организации общих принципов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Таким образом, органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района органам местного самоуправления городских и сельских поселений переданы не собственные полномочия, а государственные полномочия, которые в соответствии с вышеприведенными нормами закона, как полагает суд, передаваться поселениям не могут. Исходя из вышеизложенного, заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного Кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Ардатовского муниципального района пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому с Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, согласно ст. 91 ГПК РФ и п.6 ч.1ст.333.19 Налогового кодекса РФ, следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета Ардатовского муниципального района в размере 3000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявленные требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия удовлетворить. Признать недействующими ст.16 решения Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года № 178 «О бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», а также приложения к нему №№ 14, 15, 16 с момента вступления решения суда в законную силу. Сообщение о решении суда после вступления в законную силу опубликовать в информационном бюллетене Ардатовского муниципального района. Взыскать с Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 3000 рублей в доход бюджета Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Верховный Суд Республики Мордовия. Председательствующий: В.Е. Карасев Копия верна: Судья Ардатовского районного суда РМ В.Е. Карасев