Дело № 12-19/12 Р Е Ш Е Н И Е 09 августа 2012 года г.Ардатов Судья Ардатовского районного суда Республики Мордовия Раскин Н.И., при секретаре Батяркиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Турдаковского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Агина А.И. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Овчинникова Б.А. от 03.07.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), в отношении Агина А. И., - - - года рождения, уроженца <адрес>, работающего главой Турдаковского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт - - , выданный - - ., У С Т А Н О В И Л: Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия Овчинникова Б.А. от 03.07.2012г. глава администрации Турдаковского сельского поселения Агин А.И. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. В жалобе Агин А.И.просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на главу администрации сельского поселения функций, связанных с выполнением установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что сбор, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью муниципального района, согласно Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ухудшения плодородия почв в результате невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и сведения о достигнутом уровне деградации земельного участка (порчи плодородного слоя земель) в результате бездействия лица. В судебном заседании глава администрации Турдаковского сельского поселения Ардатовского муниципального района РМ Агин А.И. свою жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия - государственный инспектор отдела государственного надзора- Билюшов С.Н., действующий на основании доверенности от 30.07.2012г., в суде пояснил, что привлечение главы администрации Турдаковского сельского поселения Агина А.И. к административной ответственности является правомерным, а доводы жалобы необоснованными. Выслушав объяснения Агина А.И., представителя должностного лица по земельному надзору Билюшова С.Н., исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела, ознакомившись с доводами жалобы, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а дело прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Свой вывод суд основывает следующим. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу ч. 1 ст. 23.15 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли). Как установлено в судебном заседании, 20 июня 2012 года в 11 ч. 20 мин. специалистом-экспертом отдела земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Турдаковского сельского поселения, в результате которой выявлены нарушения в виде захламления земель сельскохозяйственного назначения бытовыми отходами населения, несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных в 200 метрах юго-восточнее с.Турдаково на площади 40 кв.м., в 600 метрах восточнее с.Турдаково на площади 500 кв.м., в 100 метрах южнее с.Смольково на площади 900 кв.м.. Бытовые отходы и мусор влекут загрязнение, захламление, заражение почвы, указанные процессы вызывают деградацию земель. Согласно ст.6 Устава Турдаковского сельского поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения. В адрес главы администрации Турдаковского сельского поселения Агина А.И. вынесено предписание № 9-11 от 20.06.2012г., согласно которому в срок до 20 июля 2012 года следует устранить нарушения земельного законодательства РФ, захламление земель сельскохозяйственного назначения, ликвидировать свалки бытовых отходов. Кроме того, в отношении главы администрации Турдаковского сельского поселения составлен протокол № 9-9 от 20 июня 2012 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. 03 июля 2012 года постановлением № 133-2012 глава администрации Турдаковского сельского поселения Агин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей, по тем основаниям, что на землях сельскохозяйственного назначения выявлено захламление бытовыми отходами населения, что явилось следствием невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Изучив представленные доказательства, суд установил, что в протоколе об административном правонарушении №9-9 от 20 июня 2012 года указано, что 20 июня 2012 года в 11 час.20 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении администрации Турдаковского сельского поселения в 200 метрах юго-восточнее с.Турдаково, в 600 метрах восточнее с.Турдаково, в 100 метрах южнее с.Смольково выявлено захламление земель с/х назначения бытовыми отходами, организация которой допущена главой администрации Турдаковского сельского поселения Агина А.И., однако в протоколе не содержится конкретного описания события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не указано какие требования и обязательные мероприятия необходимые для улучшения, защиты земель и охраны почв от ветровой, водной эрозии и предотвращения других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель не выполнены администрацией, не предоставлено доказательств ухудшения качественного состояния земельного участка в результате захламления твердыми бытовыми отходами, не отражено вышеуказанное и в оспариваемом постановлении от 03 июля 2012 года. Также суду не представлены доказательства того, что данное размещение бытовых отходов ведет к ухудшению качественного состояния земель, отсутствуют акты экспертизы земли, взятие проб и образцов, а также какие-либо доказательства проведения исследования земли, а также невозможности использования данного земельного участка без предварительных рекультивационных работ по их восстановлению. В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Согласно ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации сельского поселения. Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 7.12.2011 г. № 417-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Абзацем 2 ч. 4 ст. 15 вышеназванного Закона предусмотрено заключение соглашения органа местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, однако из пояснений заявителя Агиным А.И. соглашение о передачи полномочий в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не заключалось. Кроме того, статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность проведения мероприятий по защите земель от захламления отходами производства и потребления только в отношении собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Как следует из обжалуемого постановления, земельные участки, на которых расположены бытовые отходы, находятся на землях с/х назначения, однако как видно из кадастровых выписок о земельных участках и других материалов дела, правообладателем, собственником, пользователем данных участков, сельское поселение не является. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ( ред. от 12.12.2011) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, то есть ответственность за состояние земельного участка должна быть возложена на муниципальный район. Статья 42 Земельного кодекса предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Поскольку ст. 42 входит в главу VI Земельного кодекса -«Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков», следовательно, «лица, не являющиеся собственниками земельных участков» - это землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только при установлении его вины. Данная норма закрепляет презумпцию невиновности в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности. Согласно вышеуказанной норме эти лица не обязаны доказывать свою невиновность, все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, производство по делу подлежит прекращению. Учитывая, что по данному делу органом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, не доказана вина Агина А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, постановление № 133-2012 от 03 июля 2012 года по делу об административном правонарушении необходимо отменить и прекратить производство по данному делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд, Р Е Ш И Л: Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия от 03 июля 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении Агина А. И., предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Н.И. Раскин