Приговор в отношении Грицаева В.А. по ч.4 ст. 111 УК РФ



К делу № 1-71/2012

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Апшеронск                                                                                     16 мая 2012 г.

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Сердюкова В.В.

при секретарях:

Перепелицыной И.С.,

Кучма Е.В.

с участием:

- государственного обвинителя - прокурора Апшеронского района Протасова А.В.,

- подсудимого - Грицаева В.А.,

- защитника - адвоката Давиденко Л.С., ...,

- потерпевшего - Ш.Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении:

Грицаева В.А., ..., не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Грицаев В.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего при следующих обстоятельствах.

03 января 2012 года, в дневное время, Грицаев В.А. пришел в сторожку, расположенную на территории деревообрабатывающего цеха в районе МТФ в <адрес>, где между ним и, находившимся в помещении сторожки Ш.В.М., возникла ссора, в ходе которой Грицаев, действуя из личных неприязненных отношений, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшему, не предвидя возможность наступления смерти Ш.В.М., хотя при необходимой предусмотрительности и внимательности должен был и мог предвидеть наступление данных опасных последствий, нанес множество ударов руками и ногами по голове и туловищу Ш.В.М.

Своими действиями Грицаев причинил потерпевшему ушиб головного мозга, субдуральные гематомы базальной поверхности височных и затылочных долей обоих полушарий головного мозга; изолированные субарахноидальные кровоизлияния в области лобных, височных долей обоих полушарий головного мозга и правой теменной доли; отек оболочек и вещества головного мозга; кровоизлияния в мягкие ткани головы: лобной области (2); правой височно-теменной области (1); левой височной области (1); закрытый перелом костей носа со смещением; обширные кровоподтеки в области век обоих глаз и носа, распространяющиеся на щеки до края нижней челюсти с обеих сторон; множественные ссадины лица; кровоподтек подчелюстной области; сгибательные переломы 2-4 ребер справа по окологрудинной линии; разгибательные переломы 3-7 ребер слева по окологрудинной линии; сгибательные переломы 6-7 ребер слева по передней подмышечной линии; сгибательный перелом 8-го ребра слева по задней подмышечной линии; разлитые кровоизлияния в мягкие ткани грудной клетки и под пристеночную плевру в зонах переломов ребер; множественные кровоподтеки (5) грудной клетки по передней и левой боковой поверхностям.

Телесные повреждения в виде множественных двухсторонних переломов ребер с нарушением анатомической целости каркаса грудной клетки являются опасными для жизни и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Посттравматическая правосторонняя крупозная пневмония с развитием острой дыхательной недостаточности, являются угрожающими жизни состояниями и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

После причинения Ш.В.М. указанных телесных повреждений, Грицаев с места преступления скрылся, а Ш.В.М. отправился к месту проживания, в домовладение по <адрес>, где он скончался 8 января 2012 г. от посттравматической правосторонней крупозной пневмонии с развитием острой дыхательной недостаточность тяжелой степени, развившейся от тупой закрытой травмы грудной клетки с множественными переломами ребер с обеих сторон.

Подсудимый Грицаев в судебном заседании вину в предъявленном ему обвинении не признал и сообщил, что 3 января 2012 г. он к Ш.В.М. в сторожку не приходил и телесные повреждения ему не причинял. Явку с повинной написал он собственноручно, однако, в результате оказания на него физического воздействия оперативных сотрудников ОМВД России по Апшеронскому району.

Затем подсудимый изменил показания и вину признал частично, показав, что 3 января 2012 года он при обстоятельствах, указанных в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого, причинял телесные повреждения Ш.В.М., однако не в таком количестве и удары наносил с небольшой силой. От его действий смерть потерпевшего не могла наступить. Также Грицаев показал, что собственноручно заполнил протокол явки с повинной, где указал, обстоятельства, соответствующие действительности.

Суд, допросив подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, признает их достаточными для признания Грицаева В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Вина подсудимого установлена в судебном заседании и подтверждается следующими доказательствами.

Показаниями подозреваемого Грицаева В.А., которые были оглашены в суде в соответствии с требованиями ст. 276 УПК РФ.

Из показаний подозреваемого, данных им в ходе предварительного следствия, следует, что 3 января 2012 г., примерно в 12 часов, он пришел в сторожку, на пилораму к Р., где он работал помощником рамщика. Р. поручил ему присматривать за сторожем Ш.В.М., так как последний злоупотреблял спиртными напитками и мог покинуть место работы.

В сторожке находился Ш.В.М., который первым, по незначительному поводу, попытался ударить его рукой, но промахнулся, после чего, он нанес не менее 4 ударов руками и 1 удар ногой по голове и 2 удара ногами по телу Ш.В.М.. Прекратив свои действия, через непродолжительный период времени они с Ш.В.М. примирились и совместно употребили спиртное.

Показаниями обвиняемого Грицаева В.А., которые были оглашены в суде в соответствии с требованиями ст. 276 УПК РФ.

Из показаний обвиняемого, данных им в ходе предварительного следствия, следует, что вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ он признает и дал показания, аналогичные показаниям данным при допросе в качестве подозреваемого.

Показаниями потерпевшего Ш.Н.М., который в судебном заседании показал, что приходился братом Ш.В.М.

6 января 2012 г. он приехал к П., у которого проживал его брат, и обнаружил, что Ш.В.М. лежит на кровати с телесными повреждениями. Поговорив с ним, он уехал. 8 января 2012 г. узнал, что Ш.В.М. умер.

Показаниями свидетеля С.А.А., который в судебном заседании показал, что подрабатывает сторожем на пилораме, расположенной на выезде из <адрес> у Р.

4 января 2012 г. к нему заехал Р. и забрал его на пилораму и попросил там остаться до следующего дня, так как сторожа Ш.В.М. на месте не было. В сторожке творился беспорядок: все предметы были перевернуты, на полу находились продукты питания, окурки, пустые бутылки из-под водки. Также там имелись следы горения и сильный характерный запах. На полу он обнаружил пятна крови. Он убрал сторожку и остался там на ночь.

На следующий день он пошел домой к Ш.В.М., который проживал у П., выяснить, почему тот покинул свое рабочее место. Ш.В.М. лежал на кровати, был сильно побит и пояснил, что 3 января 2012 г. к нему в сторожку пришел Грицаев, который избил его, так как Ш.В.М. допустил возгорание в сторожке.

Ш.В.М. он охарактеризовал как злоупотребляющего спиртными напитками человека, но как спокойного и неконфликтного. Грицаева как агрессивного человека, склонного к насилию в состоянии опьянения.

Показаниями свидетеля П., который в судебном заседании показал, что последнее время Ш.В.М. проживал у него в <адрес>. Шилова он характеризует с положительной стороны как спокойного, уравновешенного и неконфликтного человека. Ш.В.М. работал сторожем на пилораме у Р.. Утром 4 января 2012 г. Ш.В.М. вернулся домой сильно избитый и пояснил, что в сторожке от окурка у него загорелось одеяло и Грицаев, который также пришел в сторожку, сильно его избил за это. Ш.В.М. никуда не ходил из дома и все время лежал, жаловался на головную боль и боль в грудной клетке. 8 января 2012 г. Ш.В.М. умер.

Грицаева П. охарактеризовал как буйного человека, когда тот находился в состоянии опьянения.

Показаниями свидетеля С.В.Г., который в судебном заседании показал, что 4 января 2012 г., примерно в 8 часов, к нему пришел Грицаев и попросил подежурить на пилораме Р.. Они вместе с пошли на пилораму, по дороге Грицаев сообщил, что подрался с Ш.В.М.. В сторожке находился Ш.В.М., на лице которого были видны кровоподтеки. Грицаев распорядился, чтоб Ш.В.М. уходил и тот пошел домой.

6 января 2012 г. он вместе со С.А.А. пришел к П. помочь рубить дрова. Дома у П. находился Ш.В.М., который тогда и пояснил ему, что его избил Грицаев, потому что во время дежурства в сторожке от окурка у него загорелось одеяло.

Ш.В.М. он охарактеризовал как спокойного, неконфликтного человека.

Показаниями свидетеля Г.Н.Э., которая в судебном заседании показала, что является матерью Грицаева В.А. 3 января 2012 г. сын то уходил, то приходил домой, она не наблюдала за ним и поэтому не может сказать какое время он был дома и сколько отсутствовал.

В состоянии алкогольного опьянения ее сын вспыльчив и поэтому она старается избегать с ним общения. Когда сын трезвый он нормальный, спокойный, работящий человек.

Показаниями эксперта Р.Н.Г., согласно которым причиненные Ш.В.М. телесные повреждения в виде переломов ребер, привели к развитию посттравматической крупозной пневмонии, острой дыхательной недостаточности и наступлению смерти потерпевшего. Смерть Ш.В.М. находится в прямой причинной связи с причиненными телесными повреждениями в области грудной клетки.

Кроме показаний свидетелей, потерпевшего, эксперта вина подсудимого подтверждается следующими протоколами следственных действий.

Протоколом осмотра места происшествия от 08 января 2012 года, согласно которому осмотрен труп Ш.В.М. и домовладение, расположенное по адресу: <адрес> где был обнаружен труп.

Протоколом осмотра места происшествия от 13 января 2012 года, согласно которому осмотрена сторожка и территория цеха по переработки древесины в районе МТФ <адрес>.

Протоколом проверки показаний на месте обвиняемого Грицаева В.А., согласно которому данные им показания в качестве подозреваемого он подтвердил, указал на сторожку, расположенную в районе МТФ <адрес> и сообщил, что 03 января 2012 года в ходе возникшей ссоры в указанной сторожке он причинил множественные телесные повреждения Ш.В.М. далее Грицаев указал их расположение по отношению друг к другу и продемонстрировал каким образом он наносил удары Ш.В.М..

Заключением эксперта от 09.02.2012 года, согласно которому при исследовании трупа Ш.В.М. установлены ушиб головного мозга, субдуральные гематомы базальной поверхности височных и затылочных долей обоих полушарий головного мозга; изолированные субарахноидальные кровоизлияния в области лобных, височных долей обоих полушарий головного мозга и правой теменной доли; отек оболочек и вещества головного мозга; кровоизлияния в мягкие ткани головы: лобной области (2); правой височно-теменной области (1); левой височной области (1); закрытый перелом костей носа со смещением; обширные кровоподтеки в области век обоих глаз и носа, распространяющиеся на щеки до края нижней челюсти с обеих сторон; множественные ссадины лица; кровоподтек подчелюстной области; сгибательные переломы 2-4 ребер справа по окологрудинной линии; разгибательные переломы 3-7 ребер слева по окологрудинной линии; сгибательные переломы 6-7 ребер слева по передней подмышечной линии; сгибательный перелом 8-го ребра слева по задней подмышечной линии; разлитые кровоизлияния в мягкие ткани грудной клетки и под пристеночную плевру в зонах переломов ребер; множественные кровоподтеки (5) грудной клетки по передней и левой боковой поверхностям; кровоподтек (1) правого плеча; ссадины правой кисти; кровоподтек правой голени.

Телесные повреждения в виде множественных двухсторонних переломов ребер с нарушением анатомической целости каркаса грудной клетки являются опасными для жизни и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Посттравматическая правосторонняя крупозная пневмония с развитием острой дыхательной недостаточности, являются угрожающими жизни состояниями и по этому признаку квалифицируются как тяжкий вред здоровью.

Причиной смерти Ш.В.М. является посттравматическая правосторонняя крупозная пневмония с развитием острой дыхательной недостаточности тяжелой степени.

О совершенном Грицаевым преступлении также свидетельствует и иной документ - протокол явки с повинной Грицаева В.А. от 11 января 2012 г., в котором Грицаев, собственноручно сообщает, что 3 января 2011 г. в ходе ссоры нанес несколько ударов по голове и туловищу Ш.В.М.

Действия подсудимого правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, поскольку Грицаев 3 января 2012 г., умышленно, причинил Ш.В.М. тяжкий вред здоровью, опасный для его жизни, повлекший по неосторожности Грицаева, смерть потерпевшего.

Доводы подсудимого о его непричастности к совершенному преступлению голословны, они ничем не подтверждаются, а наоборот опровергаются всеми исследованными в судебном заседании доказательствами, поэтому суд считает их недостоверными, являющимися средством его защиты с целью избежать уголовной ответственности.

Сообщение подсудимого Грицаева об оказании на него физического воздействия оперативных сотрудников ОМВД России по Апшеронскому району является несостоятельным, так как по указанному сообщению Белореченским МСО СУ СК по Краснодарскому краю была проведена проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, по результатам которой доводы подсудимого своего подтверждения не нашли и в возбуждении уголовного дела было отказано.     

При назначении наказания Грицаеву, в соответствии со ст. 60 УК РФ, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности подсудимого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Также суд учитывает, что назначенное наказание должно обеспечить цели, предусмотренные ч. 2 ст. 43 УК РФ и соответствовать требованиям ст. 3-7 УК РФ.

....

Суд учитывает состояние здоровья подсудимого, который на учете у врача нарколога не состоит.

Согласно заключению комиссии экспертов от 8 февраля 2012 г. Грицаев мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими как в момент времени, относящийся к инкриминируемому ему деянию, так и в настоящее время. В применении принудительных мер медицинского характера он не нуждается.

С учетом заключения экспертизы и поведения подсудимого в зале судебного заседания, которое адекватно происходящему, суд приходит к выводу, что подсудимый как в момент совершения преступления, так и в настоящее время, понимает характер и общественную опасность своих действий, связь между своим поведением и его результатом и осознанно руководит ими, поэтому в отношении инкриминируемого ему деяния признает его вменяемым.

С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает явку с повинной.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Исключительных обстоятельств, в соответствие со ст. 64 УК РФ, не имеется.

С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд признает, что достижение установленных законом целей наказания в виде исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений возможно лишь путем назначения подсудимому наказания в виде лишения свободы.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Грицаева В.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания Грицаеву В.А..исчислять с даты постановления приговора, то есть с 16 мая 2012 г.

Зачесть в срок отбытия наказания время предварительного содержания под стражей Грицаева В.А.с 12 января 2012 г. по 16 мая 2012 г.

Избранную в отношении Грицаева В.А. меру пресечения, в виде заключения под стражу, оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вещественных доказательств по делу не имеется.

Процессуальных издержек по делу не имеется.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденному, содержащемуся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья В.В. Сердюков

Приговор вступил в законную силу 08.08.2012г.