РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Апшеронск 09 сентября 2010 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Дзигаря А.Л.,
при секретаре Карамышевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК Номер обезличен УФСИН России по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК Номер обезличен УФСИН России по Краснодарскому краю. Пояснил, что неисполнение администрацией ИК Номер обезличен требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Представитель федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Номер обезличен Управления федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю», майор внутренней службы М.А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований прокурора.
Представитель федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Номер обезличен Управления федеральной службы исполнения наказаний по ...», Г.Е.Л. в судебном заседании возражала против заявленных требований прокурора. Пояснила, что в шести месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией жилые помещения, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установить систему оповещения о пожаре, оборудовать автоматической установкой пожаротушения лакокрасочного участка и сушильных камер цеха Номер обезличен, установить в общежитиях для проживания осужденных, в зданиях клуба и медицинской части аварийное эвакуационное освещение, заменить в помещении для приема пищи столовой отделочный материал на негорючий, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли зданий столовой, клуба и пожарной части учреждения невозможно, так как нет финансирования на указанные мероприятия. Просила суд увеличить срок исполнения требований Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края.
В судебное заседание поступил отзыв на исковое заявление К.Е.А. - помощника начальника Управления по правовой работе, начальника юридической службы УФСИН России по Краснодарскому краю, действующей по доверенности № Номер обезличен от Номер обезличен года. В отзыве К.Е.А.. просила суд в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю, выраженного в неисполнении требований норм пожарной безопасности и обязании УФСИН России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок - отказать, так как материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности.
По поводу обязания УФСИН России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок устранить нарушения норм пожарной безопасности в отзыве на исковое заявление указано, что срок от момента размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд до момента заключения государственного контракта, в зависимости от способа размещения государственного заказа, может составлять от двух до четырех месяцев. С момента выделения необходимых бюджетных средств из федерального бюджета, размещения заказа и заключения государственных контрактов на поставку необходимых средств пожарной безопасности, и с учетом выполнения работ по установке пожарных систем безопасности этот срок составит более шести месяцев. При отсутствии необходимого бюджетного финансирования выполнить в полном объеме требования Краснодарского прокурора в 6-ти месячный срок не представляется возможным.
Представитель ОГПН Апшеронского района краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение Краснодарского прокурора, представителей федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Номер обезличен Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю», суд находит, заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.
Судом установлено, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Дата обезличена-Дата обезличена года с участием старшего инспектора ОГПН ... К.С.В, проведена проверка соблюдения в ФБУ ИК Номер обезличен УФСИН России по Краснодарскому краю законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности». Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 14таблицы 1 п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от Дата обезличена года Номер обезличен, общежития для проживания осужденных, здания медицинской части, столовой для осужденных, клуба, производственные и бытовые помещения цехов « 1 и 2 учреждения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
В нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, п. 1, 2, 19 таб. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323 в общежитиях для проживания осужденных, столовой, здании клуба, в медицинской части отсутствует автоматическая система оповещения людей о пожаре. Лакокрасочный участок и сушильные камеры цеха Номер обезличен не оборудованы автоматической установкой пожаротушения, что является нарушением СП 5.13130.2009 и НПБ 110-03. Вопреки положениям СП 1.13130.2009 в общежитиях для проживания осужденных, в зданиях клуба и медицинской части отсутствует аварийное, эвакуационное освещение.
В нарушение п. 53 ППБ 01-03 в помещении для приема пищи столовой ИК для отделки стен использован горючий материал, на который отсутствуют сертификаты, подтверждающие соответствие данного отделочного материала требованиям пожарной безопасности.
Вопреки положениям п. 36 ППБ 01-03 не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли зданий столовой, клуба и пожарной части учреждения.
Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организации.
Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18.06.2003 года № 313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений.
Администрацией ИК не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Дата обезличена года прокуратурой Апшеронского района с участием специалистов ОГПН Апшеронского района проводилась аналогичная проверка соблюдения администрацией ИК требований пожарной безопасности, в ходе которой наряду с иными были выявлены вышеуказанные нарушения закона. Начальнику ИК старшим инспектором ОГПН Апшеронского района К.С.В, было выдано предписание о необходимости выполнения ряда мероприятий, направленных на устранение нарушений Федерального закона от Дата обезличена года «О пожарной безопасности». Однако, до настоящего времени ряд существенных нарушений законодательства не устранен, что свидетельствует о бездействии администрации учреждения.
Начальник Федерального бюджетного учреждения ИК Номер обезличен З.И.В. в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» зданий, сооружений территорий и помещений ФБУ «Исправительная колония Номер обезличен» направлял запрос заместителю начальника ГУФСИН России по Краснодарскому краю полковнику внутренней службы П,Г.А. о выделении денежных средств на противопожарные мероприятия на Номер обезличен год. Также начальником Федерального бюджетного учреждения ИК Номер обезличен З.И.В. был направлен перечень потребности в бюджетных ассигнованиях на Номер обезличен год для обеспечения пожарной безопасности объектов ИК Номер обезличен начальнику УФСИН России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанту внутренней службы Я.М.В.
Также администрацией ИК некоторые меры, направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности применялись: Дата обезличена г., Дата обезличена г. и Дата обезличена года в УФСИН России по Краснодарскому краю направлялись сведения о необходимости проведения противопожарных мероприятий, в том числе установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации. Однако, данные меры оказались малоэффективными, а администрацией ИК иные меры по устранению всех вышеуказанных нарушений закона не применялись, в чем также заключается бездействие администрации учреждения.
Вместе с тем, представители Федерального бюджетного учреждения исправительная колония Номер обезличен, М.А.В. и Г.Е.Л. в судебном заседании заявили ходатайство об увеличении срока устранения указанных нарушений до 12 месяцев. Представитель Краснодарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края не возражал против заявленного ходатайства.
Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для проведения противопожарных мероприятий - установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения людей о пожаре и других, не выделялись.
Несмотря на предоставленный отзыв УФСИН по Краснодарскому краю о том, что материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России и что УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, не является оправданием того, что законные требования о соблюдении и выполнении правил пожарной безопасности не выполнены УФСИН России по Краснодарскому краю до настоящего времени.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Неисполнение администрацией ИК требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
С учетом изложенного, представленных и исследованных доказательств, суд приходит к убеждению об обоснованности и доказанности заявленных требований и находит правильным их удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения исправительная колония Номер обезличен Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке оповещения о пожаре, оборудованию автоматической установкой пожаротушения лакокрасочного участка и сушильных камер цеха Номер обезличен, установке в общежитиях для проживания осужденных, в зданиях клуба и медицинской части аварийного эвакуационного освещения, замене в помещении для приема пищи столовой отделочного материала на негорючий, имеющий сертификаты, подтверждающие его соответствие требованиям пожарной безопасности, огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли зданий столовой, клуба и пожарной части учреждения.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение исправительная колония Номер обезличен Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 12-ти месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией жилые помещения, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установить систему оповещения о пожаре, оборудовать автоматической установкой пожаротушения лакокрасочного участка и сушильных камер цеха Номер обезличен, установить в общежитиях для проживания осужденных, в зданиях клуба и медицинской части аварийное эвакуационное освещение, заменить в помещении для приема пищи столовой отделочный материал на негорючий, имеющий сертификаты, подтверждающие его соответствие требованиям пожарной безопасности, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли зданий столовой, клуба и пожарной части учреждения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение 10 дней.
Судья Дзигарь А.Л.