РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Апшеронск 24 сентября 2010 г.
Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Собин Д.В.
при секретаре Тельновой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № УФСИН России по Краснодарскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № УФСИН России по Краснодарскому краю. Пояснил, что неисполнение администрацией ИК № требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Представитель федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю», ... З.Е.В.. в судебном заседании возражал против заявленных требований прокурора.
Представитель федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю», Ш.М.В.. в судебном заседании возражала против заявленных требований прокурора. Пояснила, что в шести месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией жилые помещения, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установить систему оповещения о пожаре, установить в общежитиях для проживания осужденных, в административных зданиях и медицинской части автоматическая система оповещения людей о пожаре невозможно, так как нет финансирования на указанные мероприятия. Просила суд отказать в исполнение требований Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края.
В судебное заседание поступил отзыв на исковое заявление К.Е.А. - ..., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. В отзыве К.Е.А. просила суд в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю, выраженного в неисполнении требований норм пожарной безопасности и обязанности УФСИН России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок - отказать, так как материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности.
По поводу обязанности УФСИН России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок устранить нарушения норм пожарной безопасности в отзыве на исковое заявление указано, что срок от момента размещения государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд до момента заключения государственного контракта, в зависимости от способа размещения государственного заказа, может составлять от двух до четырех месяцев. С момента выделения необходимых бюджетных средств из федерального бюджета, размещения заказа и заключения государственных контрактов на поставку необходимых средств пожарной безопасности, и с учетом выполнения работ по установке пожарных систем безопасности этот срок составит более шести месяцев. При отсутствии необходимого бюджетного финансирования выполнить в полном объеме требования Краснодарского прокурора в 6-ти месячный срок не представляется возможным.
Представитель ОГПН ... краснодарского края в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение Краснодарского прокурора, представителей федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю», суд находит, заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ.
Судом установлено, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 22-23 июля 2010 года с участием ... инспектора ОГПН ... К.С.В. проведена проверка соблюдения в ФБУ ИК № УФСИН России по Краснодарскому краю законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности». Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 14 таблицы 1 п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 315, административное здание ИК, здание медицинской части, столовая для осужденных, помещения цеха ватина, пресса и сушильные камеры, здания пожарной части, помещения участка по ремонту автомобилей не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
В нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, п. 1, 2, 19 таб. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323 в общежитиях для проживания осужденных и медицинской части отсутствует автоматическая система оповещения людей о пожаре
В нарушение п. 38 ч.1, п.8 ч.2 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001г. администрация ИК осуществляет деятельность по тушению пожаров, эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов без соответствующей лицензии.
Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организации.
Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18.06.2003 года № 313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений.
Администрацией ИК не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».
16.02.2009 года и 15.04.2010 года прокуратурой ... с участием специалистов ОГПН ... проводилась аналогичная проверка соблюдения администрацией ИК требований пожарной безопасности, в ходе которой наряду с иными были выявлены вышеуказанные нарушения закона. Начальнику ИК старшим инспектором ОГПН ... К.С.В. было выдано предписание о необходимости выполнения ряда мероприятий, направленных на устранение нарушений Федерального закона от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности». Однако, до настоящего времени ряд существенных нарушений законодательства не устранен, что свидетельствует о бездействии администрации учреждения.
Начальник Федерального бюджетного учреждения ИК № М.З.А. в целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» зданий, сооружений территорий и помещений ФБУ «Исправительная колония №» направлял запрос заместителю начальника ГУФСИН России по Краснодарскому краю полковнику внутренней службы П.Г.А. о выделении денежных средств на оборудование пожарными сигнализациями (АПС) объектов учреждения. Также начальником Федерального бюджетного учреждения ИК № М.З.А. был направлен перечень потребности в бюджетных ассигнованиях на 2011 год для обеспечения пожарной безопасности объектов ИК № начальнику УФСИН России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанту внутренней службы Я.М.В.
Также администрацией ИК некоторые меры, направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности применялись: 29.02.2008 г., 23.12.2009 г. и 12.07.2010 года в УФСИН России по Краснодарскому краю направлялись сведения о необходимости проведения противопожарных мероприятий, в том числе установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации. Однако, данные меры оказались малоэффективными, а администрацией ИК иные меры по устранению всех вышеуказанных нарушений закона не применялись, в чем также заключается бездействие администрации учреждения.
Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для проведения противопожарных мероприятий - установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения людей о пожаре и других, не выделялись.
Несмотря на предоставленный отзыв УФСИН по Краснодарскому краю о том, что материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России и что УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, не является оправданием того, что законные требования о соблюдении и выполнении правил пожарной безопасности не выполнены УФСИН России по Краснодарскому краю до настоящего времени.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Неисполнение администрацией ИК требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
С учетом изложенного, представленных и исследованных доказательств, суд приходит к убеждению об обоснованности и доказанности заявленных требований и находит правильным их удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре, получению лицензии на деятельность по тушению пожаров, эксплуатацию взрывопожароопасных объектов.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией жилые помещения, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установить систему оповещения о пожаре, получить лицензию на деятельность по тушению пожаров, эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение 10 дней.
Судья Собин Д.В.
Решение вступило в законную силу.