решение по заявлению Апшеронской районной общественной организации по защите прав потребителей `Народный контроль` в интересах Литвинова А.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления и компенсации морального вреда



к делу № 2-443/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Апшеронск 18 мая 2011 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Дзигаря А.Л.

при секретаре Карамышевой Е.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Апшеронской районной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» в лице руководителя Сиденко Н.В. действующего в интересах Литвинова А.А. к муниципальному образованию Апшеронский район Краснодарского края об оспаривании решения органа местного самоуправления и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Сиденко Н.В., руководитель Апшеронской районной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль», действующий в интересах Литвинова А.А. обратился в суд с заявлением к муниципальному образованию Апшеронский район (Управление имущественных отношений Краснодарского края) об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, неправомерным и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований представитель заявителя в судебном заседании пояснил.

В начале 2009 года Литвинов А.А. обратился в Администрацию Муниципального образования Апшеронский район с письменным заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка перед его домом, который находится в запущенном состоянии, не соответствует санитарным нормам, находясь в жилой зоне. Литвинов А.А. решил собственными силами, за свой счёт облагородить данный участок: расчистить его и посадить на нём деревья. На основании представленного заявления Литвинова А.А. Управлением архитектуры, градостроительства и технического контроля Администрации Апшеронского городского поселения был утверждён ситуационный план и разработано градостроительное обоснование от ДД.ММ.ГГГГ №-о места размещения земельного участка для садоводства.

Управление архитектуры, градостроительства и технического контроля Апшеронского городского поселения Апшеронского района принимая во внимание подготовленные документы, представило заключение, которое было мотивировано следующим выводом: Управление архитектуры, градостроительства и технического контроля Апшеронского городского поселения Апшеронского района считает возможным предоставить земельный участок общей площадью 600 кв.м, предназначенный для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Апшеронск, ул.<адрес> при условии оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, в соответствии с действующим земельным законодательством РФ и соблюдения следующих требований - выполнить благоустройство прилегающей территории.

После проведения необходимых процедур по формированию земельного участка, объекту был присвоен кадастровый номер, Администрацией муниципального образования Апшеронский район в средствах массовой информации размещена соответствующая публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду.

По истечении 30 дней в Администрацию муниципального образования Апшеронский район с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду ориентировочной площадью 600 кв.м, кадастровый номер №, кроме Литвинова А.А. никто не обращался, несмотря на данное обстоятельство, администрацией МО Апшеронский район договор аренды с Литвиновым А.А., не заключался.

Литвинов А.А. вновь обратился в Администрацию МО Апшеронский район с письменным заявлением с просьбой разъяснить причины таковых действий. 25 февраля 2011 года в адрес Литвинова А.А. было направлено письмо об отказе в предоставлении земельного участка, по причине ближнего расположения производственной базы цеха деревообработки.

В судебном заседании представитель заявителя Литвинова А.А., Сиденко Н.В., поддержали заявленные требования, настаивали на их удовлетворении в полном объеме. Заявитель просил суд признать отказ МО Апшеронский район Управление имущественных отношений Апшеронского района), выразившейся в непредставлении в аренду земельного участка, неправомерным, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Представитель заинтересованного лица, Баранников А.Н., действующий по доверенности от 11 января 2011 года в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что заинтересованное лицо, при принятии решения о предоставлении спорного земельного участка во владение заявителю приняло во внимание информацию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ даны пояснения, по которым размещение земельного участка в существующем виде не представляется возможным ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером № находится в непосредственной близости от базы деревообработки. Дополнительно пояснил, что извещение о намерении предоставить земельный участок, опубликованное в газете «Апшеронский рабочий» № 32 (10100) от 27.03.2010 года было размещено только с одной целью - изучением спроса.

Выслушав представителя заявителя Сиденко Н.В., заявителя Литвинова А.А., пояснения представителя заинтересованного лица Баранникова А.Н., исследовав письменные материалы дела, суд находит основания для частичного удовлетворения заявления.

Судом установлено, что 04 февраля 2010 года Литвинов А.А. подал заявление в Управление имущественных отношений <адрес> с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым номером 23:02:0406021:18, для садоводства.

25 февраля 2011 года Управлением имущественных отношений Апшеронского района Краснодарского края за № заявителю был дан ответ, согласно которого предоставление земельного участка, предназначенного для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м невозможно в соответствии с п.3.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.255-09 «Изменение № к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, то есть ввиду ближайшего расположения производственной базы.

В соответствии с положениями ст.255 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать действие должностного лица, в результате которого нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определён статьёй 34 Земельного Кодекса РФ.

1.Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

Принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые представляются гражданами и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), заблаговременную публикацию такой информации.

2.Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ.

3.В указанном в п.2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4.Орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

5.Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п.4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решение с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

6.Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения.

Литвинов А.А. выполнил установленный законом порядок подготовки документов, необходимых для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду: ситуационный план, схема границ земельного участка, градостроительное обоснование, документы об осуществлении государственного кадастрового учета такого земельного участка с присвоением ему кадастрового номера.

Градостроительное обоснование, выполненное Управлением архитектуры, градостроительства и технического контроля Апшеронского городского поселения Апшеронского района ДД.ММ.ГГГГ №, являющееся заключением о возможном размещении земельного участка для садоводства установило, что Управление архитектуры, градостроительства и технического контроля администрации Апшеронского городского поселения считает возможным предоставить земельный участок общей площадью 600 кв.м, предназначенный для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Апшеронск, ул.<адрес>, при условии оформления правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с действующим законодательством РФ и соблюдением следующих требований - выполнить благоустройство прилегающей территории.

На основании п.1 ст.38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с п.п.1 п.4 ст.30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

27 марта 2010 года в газете «Апшеронский рабочий» № (10100) Администрацией муниципального образования Апшеронский район было опубликовано извещение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №, для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>.

Протоколом № постоянно действующей комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО Апшеронский район 27 февраля 2011 года было отменено извещение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, опубликованное в газете «Апшеронский рабочий» 27.03.2010 года.

Отказ Управления имущественных отношений Апшеронского района от ДД.ММ.ГГГГ за №, основанный на заключении территориального Роспотребнадзора по Краснодарскому краю неправомерен по следующим основаниям.

Во-первых, указанный ответ на обращение подготовлен с грубым нарушением сроков его выдачи. На основании п.1 ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 года письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Литвинов А.А. с письменным заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, для садоводства в Администрацию муниципального образования Апшеронский район ДД.ММ.ГГГГ. Ответ выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Во-вторых, Администрация МО Апшеронский район (муниципальное управление имущественных отношений Апшеронского района) обосновывая отказ наличием нахождения вблизи испрашиваемого земельного участка производственной базы (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) не предоставило в суд соответствующих правоустанавливающих документов её существования и осуществления производственной деятельности по изготовлению древесины. По смыслу ст. 131 ГК РФ, ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, ст.25 Земельного Кодекса РФ наличие зарегистрированного права может быть подтверждено только внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость.

В третьих, ссылка на нормы СанПиН и нарушение Правил санитарно-защитной зоны не обоснована по той причине, что в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ в обеспечение безопасности населения устанавливается специальная территория с особым режимом использования, в том случае, если вокруг неё расположены объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека. Санитарная зона формируется вокруг действующего объекта, письменных доказательств о том, что предполагаемая производственная база осуществляет производство деревообработки, которое оказывает воздействие на окружающую среду, в материалы дела не представлено.

В четвёртых, извещение о намерении выделить земельный участок, опубликовано в газете «Апшеронский рабочий» 27.03.2010 года за № (10100). На основании ст.34 ЗК РФ Администрация МО Апшеронский район в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. По данному факту заинтересованное лицо нарушило все предусмотренные законом предельные сроки и вынесло отказ заявителю, который был выдан практически по истечению года со дня размещенной публикации. Кроме того, мотивация данного отказа основывалась на разъяснение территориального отдела УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК в Белореченском, Апшеронском районе, г.Горячий Ключ, который в свою очередь ссылался на Градостроительное обоснование от ДД.ММ.ГГГГ №, выдавшего положительное заключение места размещения испрашиваемого земельного участка. Администрация Апшеронского городского района не правомочна была отменять Протоколом постоянно действующей комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков опубликованное в газете «Апшеронский рабочий» информационное сообщение о предоставлении земельного участка в аренду. Данная процедура не предусмотрена действующим законодательством.

В соответствии с п.5 ст.445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно ст.151 Гражданского Кодекса РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование свои именем, право авторства и д.т., либо нарушающими права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться с временным ограничением или лишением каких-либо прав, с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причинённым увечьем, либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и т.д.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 года № 10 (в ред. от 06.02.2007 года) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» потерпевшему необходимо подтвердить факт перенесённых им физических или нравственных страданий.

В данном случае, Литвинов А.А. не конкретизировал какие именно нравственные или физические страдания ему пришлось перенести в виду действий заинтересованного лица. Соответственно, требование заявителя о возмещении ему материальной компенсации в качестве морального вреда в размере 5000 рублей подлежат отклонению.

Таким образом, совокупность изложенного и анализ представленных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что заявленные требования Литвинова А.А. о признании отказа неправомерным обоснованы и подтверждены необходимой совокупностью представленных доказательств, а отказ в предоставлении Литвинову А.А. земельного участка, вынесенный Администрацией МО Апшеронский район о не мотивирован и не основан на требованиях действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Апшеронской районной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» в лице руководителя Сиденко Н.В., действующего в интересах Литвинова А.А. к муниципальному образованию Апшеронский район Краснодарского края (Управлению имущественных отношений Апшеронского района) об оспаривании решения органа местного самоуправления и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать отказ муниципального образования Апшеронский район (Управления имущественных отношений Апшеронского района) в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №, для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Апшеронск, ул<адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования Апшеронский район (Управление имущественных отношений Апшеронского района) заключить с Литвиновым А.А. договор аренды земельного участка, общей площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №, для садоводства, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Апшеронск, <адрес>

В части заявленных требований по возмещению компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.Л. Дзигарь

Решение не вступило в законную силу