Решение по заявлению Чичкунова А.А., Нечаевой С.П., Земляковой С.Г. к главе администрации Апшеронского городского поселения Апшеронский район о признании протокола открытого конкурса от 30 сентября 2010 года недействительным



к делу № 2-728/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Апшеронск                                                                                                      08 июля 2011 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                                                                           А.Л. Дзигаря

при секретаре                                                                                                   Е.П. Карамышевой

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Чичкунова А.А., Нечаевой С.П., Земляковой С.Г. к главе Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о признании протокола открытого конкурса от 30 сентября 2010 года по отбору управляющей организации по управлению 96 многоквартирными домами в г.Апшеронске, недействительным,

УСТАНОВИЛ:

     Чичкунов А.А., действующий в своих интересах и представляющий по доверенности интересы Нечаевой С.П., Земляковой С.Г. обратился в суд с заявлением к главе Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о признании протокола открытого конкурса от 30 сентября 2010 года по отбору управляющей организации по управлению 96 многоквартирными домами в г.Апшеронске, недействительным.

    В обоснование заявленных требований пояснил, что в газете «Апшеронский рабочий» от 30 сентября 2010 года за № 131 было опубликовано никем не подписанное обращение к жителям города, из которого следовало, что 30 ноября 2010 года состоялся открытый конкурс «по отбору управляющей компании для управления многоквартирными домами Апшеронского городского поселения Апшеронского района». Из смысла данного обращения следовало, что по итогам конкурса победила ООО «Городская управляющая компания - Апшеронск», с юридическим адресом 350062, г.Краснодар, ул.Ленина, 112. Также из информационного сообщения следовало, что главой городского поселения подписан перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества всех 96 многоквартирных домов и им же установлена стоимость технического содержания 1 кв.м общей площади в сумме 9,77 рублей в месяц. В данном обращении глава Апшеронского городского поселения обязывает собственников всех жилых домов заключить с ООО ГУК «Апшеронск» договора на управление, содержание ремонт общего имущества многоквартирных домов, включённых в объект конкурса. В газете был опубликован текст не подписанного договора. О проведении настоящего открытого конкурса заявителям стало известно, когда в их адрес были направлены квитанции на оплату услуг по техническому обслуживанию и техническому ремонту жилых помещений.

    Из норм действующего законодательства следует, что за бывшими наймодателями, а таковым сегодня являются администрация муниципального образования Апшеронский район и администрация Апшеронского городского поселения, сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт жилых помещений общего имущества в многоквартирных домах, и только после исполнения своих обязательств по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству уже последующего капитального ремонта, содержание приватизированных квартир и общего имущества дома становится обязанностью собственников жилых помещений в этом доме. На самом деле, ничего из того, что требуют федеральные Законы органами местного самоуправления Апшеронского района, в установленные сроки выполнено не было.

    По мнению заявителей, в Апшеронском районе и в Апшеронском городском поселении, в нарушение требований ст. 10, 11 ЖК РФ, умышленно не были созданы условия для проведения законных открытых конкурсов, не выполняются требования ст. 165 ЖК РФ, поэтому многие собственники жилых помещений в многоквартирных домах, в соответствии со ст.1 ЖК РФ, разделом 8 подпунктом 1 части 2 ст. 161 ЖК РФ избрали на своих общих собраниях способ управления своими домами, непосредственное управление собственниками помещений своими домами. Такой способ управления, а именно, непосредственное управление собственниками помещений своим домом избрали на общем собрании 23 мая 2010 года собственники помещений <адрес>.

Избрав, непосредственное управление своими многоквартирными домами, собственники жилых помещений многих домов за короткое время провели значительные работы по содержанию общего имущества своих домов, в свою очередь главой городского поселения, в нарушение прав собственников помещений по принятию выбора способа управления, которые были противозаконно включены в объект конкурса. А, как известно, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, может отменить только суд, но не глава поселения.

Таким образом, законные действия собственников помещений в многоквартирных домах, глава городского поселения через пять лет после определённого Правительством РФ срока (до 01.05.г.2008 г.), в нарушении п.2, ч.4 ст. 161 ЖК, в нарушение ст.14 ЖК РФ (полномочия органов местного самоуправления в жилищных отношениях), самолично признаёт незаконными и проводит «открытый» конкурс по отбору управляющей организации 96-ю многоквартирными домами города.

    Заявители не согласны с расчётом стоимости работ и услуг в сумме 9,77 рублей за квадратный метр, если фактически не было обследовано и определено общее имущество, его техническое состояние каждого конкретного многоквартирного жилого дома из 96 домов, включённых в объект открытого конкурса, если собственниками помещений не была передана техническая документация домов и не был сформирован земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

    По мнению заявителей, порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании был нарушен, в газете опубликован текст ни кем не подписанного договора, содержание которого не соответствует требованиям действующего законодательства. Собственники жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в городе Апшеронске по <адрес> ещё нескольких десятков других многоквартирных домов города, избравшие непосредственное управление своими многоквартирными домами были противозаконно включены в так называемый «объект конкурса», в виду данного обстоятельства они обратились в суд с соответствующим заявлением.

    В судебном заседании Чичкунов А.А., ... в интересах Нечаевой С.П.,... в интересах Земляковой С.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Манаенко В.М., начальник отдела юридической работы, ... в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, дополнительно пояснил, что основанием для проведения открытого конкурса было судебное решение, вынесенное по заявлению прокурора Апшеронского района об обязании Администрации муниципального образования Апшеронский район провести данный аукцион. В судебное заседание настоящее судебное решение представителем Администрации городского поселения представлено не было. Кроме того, Манаенко В.М. признал, что при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации имели место технические моменты нарушений, но при этом, добросовестная конкуренция и жилищные права граждан нарушены не были.

    Приглашённая в суд в качестве заинтересованного лица, Громова Н.С., генеральный директор ООО «ГУК-Апшеронск» в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении.

     Суд, заслушав заявителя, действовавшего в своих интересах и в интересах доверителей, представителя Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, представителя заинтересованного лица, находит правильным удовлетворить заявления по следующим основаниям.

    Организация подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации регламентируются Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года за № 75 (далее Правила) и статьями 161 -165 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

    Раздел III данных Правил определяет информационное обеспечение проведения конкурса, разделом IV Правил, конкретизирует порядок обязательного извещения всех заинтересованных лиц в данном конкурсе. Так из пунктов 37,38 Правил следует, что организатором проведения открытого конкурса в официальном печатном издании и на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе извещается о проведении конкурса. Извещение должно содержать необходимый объём информации, предусмотренной Правилами: основание проведения конкурса и нормативные правовые акты, на основании которых проводится конкурс, наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер телефона, а также характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, тип постройки, кадастровый номер и площадь земельного участка и многое другое.

    Как видно из текста извещения о проведении конкурса, подписанного начальником отдела городского хозяйства, транспорта и связи управления экономики и городского хозяйства Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района К.А.А. информация в отношении объекта конкурса указана сжато: так организатором конкурса определён объект конкурса - 96 жилых домов, расположенных в городе Апшеронске общей площадью 79 088,41 кв.м, информации же о характеристиках объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, выполняемых (оказываемых) по договору управления многоквартирным домом (далее - обязательные работы и услуги); размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг; перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и многое другое, не указано в данном извещении, предполагающем размещение его на сайте муниципального образования, которое в свою очередь не содержало необходимой информации, но и кроме того, не было размещено в определённый законом срок на официальном сайте муниципального образования Апшеронский район.

Пункт 11 Информационного паспорта конкурса содержит информацию о конкурсной документации, которая должна была быть опубликована в средствах массовой информации до начала вскрытия конвертов, фактически настоящую процедуру организатор открытого конкурса не исполнил. Как достоверно установлено в судебном заседании и подтверждено письменными материалами дела, а именно, распечаткой информационной страницы официального сайта Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района за период с 24 февраля 2010 года по 15 декабря 2010 года включительно, извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещено не было, в виду чего был нарушен принцип доступности и открытости информации.     

    С самого начала проведения процедуры открытого конкурса, организатором конкурса неверно был определен объект конкурса - 96 жилых домов, законодателем же в качестве объекта конкурса указано общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.

    Пункт 40 Правил обязывает организатора конкурса, не позднее чем за 25 дней до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, уведомить всех собственников помещений в многоквартирных домах о дате проведения конкурса путём размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирных домах, на досках объявлений, размещённых во всех подъездах дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Информации о процедуре организации или извещения о проведении открытого конкурса, собственники помещений 96 многоквартирных домов не получали. Кроме того, ими не были получены и уведомления по истечению 10 дней со дня проведения конкурса, что предусмотрено ч.5 ст.161 ЖК РФ. Информация, размещённая в виде обращения к жителям города (не собственников помещений), какая была опубликована в газете «Апшеронский рабочий» 30 ноября 2010 года, то есть через 60 суток, после якобы проведённого конкурса, Правилами проведения конкурса, Жилищным кодексом РФ не предусмотрена.

    На основании раздела V Правил конкурсная документация должна включать в себя акты о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, технического состояния всех конструктивных элементов общего имущества, являющегося объектом конкурса. Помимо всего, организатор конкурса обязан кроме состава общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, составить Перечень услуг и работ по содержанию конкретного общего имущества конкретного многоквартирного дома, являющегося объектом конкурса. Как следует из п.4 информационного паспорта конкурсной документации открытого конкурса, проводимого по отбору управляющей организации управлению многоквартирными домами Апшеронского городского поселения Апшеронского района, общая полезная площадь жилых помещений (квартир) составляет 79 088,41 кв.м. Как указано в информационном паспорте конкурса, информация о годе постройки, количестве этажей, конструктивных и наружных внутренних стен содержится в акте технического состояния общего имущества, который фактически отсутствует и в материалы дела не представлен.

    Условия проведения конкурса основываются на следующих правилах: конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами. В случае, если проводится конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. метров и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования. Как установлено в судебном заседании и подтверждено представителем заявителей, настоящие жилые помещения, расположены в многоквартирных жилых домах, которые расположены не на граничащих земельных участках, между которыми располагаются земли общего пользования. Опровергнуть данное утверждение представитель Администрации городского поселения не смог, не представил и документы, подтверждающие техническое состояние объектов недвижимого имущества, а также доказательства о проведенном межевании смежных земельных участков.

    Исходя из смысла статьи 448ГК РФ и пункта 53 Правил о проведении открытогоконкурса заявка на участие в конкурседолжна включать в себядокументы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения задатка указывается в извещении о проведении торгов. Пунктом 10.1 конкурсной документации установлен размер обеспечения обязательств, который не может быть менее одной второй и более трех четвертей цены договора управления многоквартирным домом, подлежащей уплате собственниками помещений в течение месяца. Участник конкурса, с которым заключается договор по управлению многоквартирным домом, должен предоставить организатору обеспечение исполнения обязательств, только в этом случае договор может быть заключён. Однако, в пункте 17 информационного паспорта размер обеспечения заявки на участие в конкурсе установлен в размере 0 рублей, что прямо противоречит конкурсной документации и не предусмотрено Гражданским Кодексом РФ, в данном случае, внесение средств в качестве обеспечения заявки является обязательным условием при проведении открытого конкурса. Как видно из заявки на участие в конкурсе по лоту № 1 поданной ООО «ГУК-Апшеронск» средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, внесены не были.

     Приложением № 1 к заявке на участие в конкурсе по отбору управляющей компании, представленной ООО «ГУК-Апшеронск» является список многоквартирных домов г.Апшеронска с описанием технических характеристик объектов (общей площади, материала стен, процента износа, года постройки и т.д.), но не указаны документы, являющиеся основанием для заполнения данной информации. Администраций МО Апшеронский район не составлен реестр общего имущества дома, а оно по каждому дому своё и значительно разница по своему составу, по своим объёмам, по своему техническому состоянию. Следовательно, затраты по ремонту и содержанию общего имущества одного многоквартирного дома значительно отличается от другого многоквартирного дома и они должны определятся, только исходя из параметров, которые установлены Правилами, а не рассчитываться по волеизъявлению главы городского поселения.

     Из Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации утверждённых ПП РФ от 06.02. 2006 г. №75 следует, что предметом конкурса может быть только право заключения договора управления конкретным многоквартирным домом. А объектом конкурса может быть только общее имущество собственников помещений конкретного многоквартирного дома, на право управления, которым проводится конкурс.

    Из обращения к жителям Апшеронского городского поселения опубликованного в «Апшеронский рабочий» от 30.11.2010 г. за №131 следует, что объектом конкурса, в нарушение п.2 Правил стало не общее имущество собственников помещений конкретного многоквартирного дома, а 96 многоквартирных домов, что является грубейшим нарушением норм права.

    При этом, из п.3 Правил следует, что конкурс проводится, если; «собственниками помещения в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом. Так согласно протокола № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 23 мая 2010 года собственниками помещений в многоквартирном жилом доме был избран способ непосредственного управления. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что жильцами выбран способ управления этим домом.

Как следует из смысла п.19 Информационного паспорта конкурса, победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений. В судебное заседание не представлен проект договора, выполненный в срок и в порядке установленном ст.445 ГК РФ.

    Кроме этого, статьёй 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрены и иные обязательные условия, которым должен отвечать договор управления общим имуществом многоквартирного дома, и которые фактически не были соблюдены у так называемого «победителя» конкурса. Обязывая, собственников жилых помещений заключить договор с ООО ГУК «Апшеронск», глава городского поселения не предоставил собственникам жилых помещений надлежащей информации о конкурсной документации, об основной финансово-хозяйственной деятельностипобедителя.

     Из норм ст. 15 Конституции РФ и ФЗ № 131 следует, что любой нормативно - правовой акт органа местного самоуправления не может вступить в силу без его официального опубликования.

    Как видно из смысла статьи 2 ЖК РФ следует, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в том числе, обеспечивают условия для осуществления гражданами своих жилищных прав, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства.

    На основании изложенного, с учётом, исследованных в судебном заседании материалов конкурсной документации по отбору управляющей организации, данный конкурс не может быть признан состоявшимся по тем основаниям, что организатором конкурса не выполнены следующие требования: не соблюдён принцип доступности информации о проведении конкурса и обеспечения открытости его проведения - организатор конкурса не известил всех собственников помещений о его проведении, кроме того, извещения не были надлежащим образом направлены собственникам и по результатам проведенного открытого конкурса, текст протокола конкурса не был размещен на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в течение 1 рабочего дня с даты его утверждения;в отношении претендента ООО ГУП «Апшеронск» нарушен п.15 Правил - претендентом не внесены денежные средства на банковский счёт в качестве обеспечения заявки, при этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации. Однако, организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам, в виду чего установлено не соблюдение процедуры организации проведения конкурса. Кроме названного, «организатором» конкурса в конкурсной документации информация о характеристиках общего имущества всех 96 многоквартирных домов документально не обоснована, все они расположены в нарушение п.6 Правил в различных частях города Апшеронска и их общая площадь, указанная в конкурсной документации в размере 79 088,41 кв.м не чем не мотивирована, поскольку общее обследование многоквартирных домов не проводилось.

    Таким образом, нет перечня общего имущества каждого конкретного многоквартирного дома, оно не передано собственникам и юридически не оформлено. Без обследования каждого конкретного многоквартирного дома, без наличия реестра общего имущества дома, без знания состояния общего имущества дома, без проведения общих собраний, до избрания собственникам помещений этого дома способа управления, невозможно делать вывод, реализован собственниками избранный способ управления домом или не реализован.

     Организатор конкурса неверно применил понятия, установленные Правилами, так Администрация муниципального образования Апшеронский район, неверно обозначила предмет конкурса, фактически указав в конкурсной документации жилые дома, на самом деле - право заключения договоров управления многоквартирным домом в отношении объекта конкурса; также неверно указан объект конкурса - общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на право управления которым проводится конкурс, организатор определил объект конкурса - 96 жилых домов.

Извещение о проведении конкурса не содержит полной информации о характеристиках объекта конкурса, наименования обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и другие основания, которые являются обязательными и регламентируются п.37 Правил.

На основании изложенного, конкурсная документация не соответствует требованиям, установленным законом.

На основании пункта 5 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года за № 75 нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.     

    На основании ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявления Чичкунова А.А., Нечаевой С.П., Земляковой С.Г. к главе Администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края о признании недействительным протокола открытого конкурса от 30 сентября 2010 года, удовлетворить.

    Признать протокол открытого конкурса от 30 сентября 2010 года по отбору управляющей организации по управлению 96 многоквартирными домами в городе Апшеронске, проведенного главой городского поселения, недействительным.

    Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                                    А.Л. Дзигарь

     

Решение не вступило в законную силу.