Решение по заявлению Сухоруковой О.А. об обжаловании отказа администрации о внесении в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с подтоплением жилых домов



№ 2-1636/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 годаКраснодарский край, г. Апшеронск.

Судья Апшероснкого районного суда Краснодарского края Бахмутов А.В.

при секретаре Орловой О.А.,

с участием:

заявителя -Сухоруковой О.А.

заинтересованных лиц - представителя администрации Апшеронского городского поселения Горелкиной А.А., действующей по доверенности от 06.07.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сухоруковой О.А. обжаловании отказа администрации городского поселения Апшеронского района Краснодарского края о внесенииеё в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов,

УСТАНОВИЛ:

Сухорукова О.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетнего С.Р., ... года рождения, обратилась в суд с заявлением об обжаловании отказа администрации городского поселения Апшеронского района Краснодарского края о внесении её в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, имевших место 23-24 мая 2011 года на территории муниципального образования Апшеронский район.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что она зарегистрирована по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>.

23-24 мая 2011 года на территории Апшеронского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В целях оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, принято постановление главы администрации Краснодарского края от 27 мая 2011 года № 545. В соответствии с требованиями указанного нормативного правового акта субъекта РФ и п.п. 2, 3 Порядка оказания единовременной помощи, пострадавшими гражданами являются граждане, местом жительства которых по состоянию на 23 - 24 мая 2011 года являлись жилые помещения, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 27.05.2011 года на единовременную материальную помощь имеют право граждане, пострадавшие в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовский, Курганинский район Краснодарского края 23-24 мая 2011 года.

Единовременная помощь предоставляется пострадавшим гражданам на основании списков пострадавших граждан для оказания единовременной материальной помощи.

Так как на момент чрезвычайного стихийного бедствия - наводнения Сухорукова О.А. была зарегистрирована в домовладении, попавшем в зону подтопления, она считая, что имеет право на получение единовременной материальной помощи, обратилась в суд с заявлением о включении её и её несовершеннолетнего сына Сухорукова Р.П., 1988 года рождения в списки пострадавших граждан. В заявлении Сухорукова О.А.сослалась на письменный отказ администрации городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, который и оспаривается заявителем в рамках настоящего гражданского дела.

Сухорукова О.А. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации Апшеронского городского поселения Горелкина А.А., действующая по доверенности от 06.07.2011 года, пояснила суду, что Сухорукова О.А. не обращалась в администрацию Апшеронского городского поселения с должным заявлением о включении ее и членов ее семьи в список пострадавших граждан для оказания единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовский, Курганинский район Краснодарского края 23-24 мая 2011 года, доказательства, представленные Сухоруковой О.А., а именно решение Апшеронского районного суда Краснодарского ркая от 07.11.2011 года, на основании которого был установлен юридический факт постоянного проживания Т.Л.М. на 23-24 мая 2011 года по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес> не является основанием к удовлетворению заявленных требований в виду того, что заявителем не доказан факт нарушения ее прав со стороны органа местного самоуправления, а так же не указано, какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены. Учитывая изложенное, Горелкина А.А. просила в удовлетворении требований Сухоруковой О.А. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 указанной статьи Конституции РФ, решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также должностных лиц подлежат обжалованию в судебном порядке.

Глава 25 ГПК РФ регламентирует производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Часть 1 ст.254 ГПК РФ закрепляет право на обращение в суд с заявлением в порядке производства, возникающего из публичных правоотношений, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих являются властные волеизъявления таких органов и их должностных лиц, которые не облачены в форму решения, но влекут за собой нарушение прав и свобод граждан и (или) создают препятствие в осуществлении таких прав и свобод.

Как разъясняется в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 "О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”, решениями являются:

- акты органов государственной власти, их должностных лиц;

- акты органов местного самоуправления, их должностных лиц;

- акты государственных служащих и приравненных к ним лиц;

- акты муниципальных служащих и приравненных к ним лиц.

При этом указанные акты могут быть приняты как единолично, так и коллегиально; содержать властное волеизъявление, которое порождает правовые последствия для конкретных граждан. Такие решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

В целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением населенных пунктов и с нарушением систем жизнеобеспечения населения, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», распоряжением главы администрации Краснодарского края от 25 мая 2011 года № 825-р на территории Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации. Указанным распоряжением определено, что в результате сильных ливневых дождей 23-24 мая 2011 года произошел резкий подъем уровня воды выше отметок «Опасное явление» в реках на территории муниципальных образований Краснодарского края (в том числе Лабинский район), что привело к наводнению и подтоплению жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения населения.

В целях оказания единовременной и материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовский, Курганинский районы Краснодарского края 23-24 мая 2011 года принято Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2011 года № 545, которым утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи.

В соответствии с указанным Порядком оказания единовременной материальной помощи, единовременная материальная помощь предоставляется пострадавшим гражданам на основании списков пострадавших граждан для оказания единовременной материальной помощи.

В целях оказания юридической и консультативной помощи пострадавшим гражданам в результате возникновения на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением 23-24 мая 2011 года вследствие проливных дождей, Распоряжением администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района № 82-р от 31.05.2011 года была образована рабочая группа, постановлением администрации поселения № 547 от 31.05.2011 года (в редакции постановления № 593 от 27.06.2011 года) утверждено Положение о рабочей группе по обследованию поврежденных объектов. Рабочая группа была сформирована из сотрудников администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, а также из работников подведомственных муниципальных учреждений. Рабочая группа проводила обследование частных жилых домов и земельных участков, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, дворов и земельных участков, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района 23-24 мая 2011 года.

Результаты деятельности рабочей группы оформляются актом обследования объектов, акт подписывается руководителем группы, производившей обследование и собственником.Акт передается в межведомственную комиссию. Решение о признании пострадавшего объекта подлежащим или не подлежащим восстановлению, принятое межведомственной комиссией в установленном порядке с учетом заключения специалистов рабочей группы, указанном в акте обследования объекта, является основой для подготовки списков пострадавших объектов.

В соответствии с пунктом 1 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2011 года № 545 “Об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территорий муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовский, Курганинский районы Краснодарского края 23-24 мая 2011 года”, и о внесении изменения в постановление главы Администрации Краснодарского края от 31 марта 2005 года № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счёт средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» установлен порядок оказания материальной помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципального образования Апшеронский район (далее - Порядок). Граждане, пострадавшие в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, имеют право на единовременную материальную помощь в следующих размерах:

25 000 рублей - в случае подтопления жилых помещений (проникновение воды в жилое помещение), являющееся местом их жительства по состоянию на 23-24 мая 2011 года;

10 000 рублей - в случае подтопления в результате чрезвычайной ситуации дворов индивидуальных жилых домов, являющихся местом их жительства по состоянию на 23-24 мая 2011 года.

В силу пункта 2 Порядка пострадавшими гражданами являются граждане, местом жительства которых по состоянию на 23-24 мая 2011 года являлись жилые помещения, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территории муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовской, Курганинский районы Краснодарского края 23-24 мая 2011 года.

Таким образом, в соответствии с Порядком для признания гражданина пострадавшим и включении его в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, в любом из установленных пунктом 1 Порядка размере необходимо наличие двух условий:

- жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации;

- жилое помещение, оказавшееся в зоне чрезвычайной ситуации, являлось местом жительства гражданина по состоянию на 23-24 мая 2011 года.

В судебном заседании установлено, что 23-24 мая 2011 года на территории Апшеронского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.

Сухорукова О.А., допрошенная в судебном заседании 26.12.2011 года, пояснила суду, что с февраля 2006 года по настоящее время вместе с несовершеннолетним сыном С.Р. постоянно проживает в домовладении по <адрес>, принадлежащем на праве собственности Т.Л.М. Данное домовладение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением. В результате наводнения пришло в негодность принадлещее ей имущество первой необходимости. Письменно в администрацию Апшеронского городского поселения     Сухорукова О.А. не обращалась, в связи с чем письменного отказа от органа местного самоуправления не получала.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании п.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Заявителем Сухоруковой О.А.не представлены суду доказательства, подтверждающие факт ее обращения в администрацию Апшеронского городского поселения в целях получения единовременной материальной помощив соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2011 года № 545 “Об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов, объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения на территорий муниципальных образований Апшеронский, Белореченский, Лабинский, Мостовский, Курганинский районы Краснодарского края 23-24 мая 2011 года”. Таким образом, в виду не соблюдения Сухоруковой О.А. процедуры, установленной Порядком оказания единовременной материальной помощи,утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2011 года № 545, у администрации Апшеронского городского поселения отсутствовали правовые основания для включения Сухоруковой О.А.в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

Имеющийся в материалах дела акт обследования домовладения, собственником которого является Т.Л.М., не может служить основанием к удовлетворению требований Сухоруковой О.А., поскольку данный акт носит индивидуальный характер и создает правовые последствия для пострадавшего собственника жилья Т.Л.М., а не для заявителя. Также Сухоруковой О.А.не представлены доказательства ее постоянного проживания в домовладении по <адрес> по состоянию на 23-24 мая 2011 года.

Самостоятельным основанием к отказу заявленных Сухоруковой О.А.требований является истечение срока давности обращения за защитой нарушенных прав в соответствии со ст.256 ГПК РФ. Согласно статье 256 ГПК РФ срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод заявителя. Срок обращения Сухоруковой О.А. в суд за защитой своих прав исчисляется с момента направления Т.Л.М. письменного отказа т.е. с 17.08.2011 года. Данный факт следует из заявления Сухоруковой О.А. от 06.12.2011 года.

Как следует из материалов дела, за защитой своих прав Сухорукова О.А.обратилась в суд 14 декабря 2011 года (дата поступления заявления в суд). При этом каких-либо документов, свидетельствующих о невозможности обратиться в суд в пределах трехмесячного срока, не Сухорукова О.А. представила.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает, что в удовлетворении требованийСухоруковой О.А. оботказе администрации городского поселения Апшеронского района Краснодарского края о внесении её в списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением и подтоплением жилых домов,следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Сухоруковой О.А. об обжаловании действий администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского о включении ее и несовершенного сына С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией- наводнением, имевшим место на территории Апшеронского района Краснодарского края 23-24 мая 2011 года, отказать

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней.

Судья               А.В. Бахмутов

На день публикации решение вступило в законную силу.