Решение по заявлению Михайлец Э.Е. об отмене приказа об увольнении в связи с сокращением штата (численности)



Дело № 2-1588/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснодарский край, г. Апшеронск                                30 декабря 2011 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Бахмутова А.В.,

при секретаре Орловой О.А.,

с участием заявителя Михайлец Э.Е.,

заинтересованного лица - муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» - Тельнова Д.В.,

директора муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» Саидовой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михайлец Э.Е. об отмене приказа об увольнении в связи с сокращением штата (численности) № 99/01-02 от 21.10.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Михайлец Э.Е. обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением об отмене приказа №99/01-02 от 21.10.2011 года об увольнении ее в связи с сокращением штата (численности).

В обоснование заявленных требований Михайлец Э.Е. указала, что на основании трудового договора №6 от 08.10.2010 года она была принята на должность ведущего специалиста муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» (далее по тексту - многофункциональный центр, работодатель).

20.10.2011 года работодатель издал приказ №96/01-02 о сокращении штатов (численности).

21.10.2011 года приказом №99/01-02 Михайлец Э.Е. работодатель предупредил об увольнении в связи с сокращением штатов (численности). По мнению Михайлец Э.Е., увольнение вызвано предвзятым к ней отношением со стороны работодателя. Просит суд отменить приказ №99/01-02 от 21.10.2011 года об увольнении ее в связи с сокращением штата (численности).

В судебном заседании Михайлец Э.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» ФИО4, действующий на основании доверенности б/н от 15.12.2011 года, заявленные Михайлец Э.Е. требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, пояснив следующее. На основании трудового договора №6 от 08.10.2010 года Михайлец Э.Е. была принята на должность ведущего специалиста муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района».

Управлением имущественных отношения Апшеронского района издан приказ от 19.10.2011 года № 156 «О сокращении численности или штата работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района», согласно которому необходимо провести сокращение штатной численности МКУ «МФЦ», в том числе: 1 ставка главного бухгалтера, 3 ставки ведущих специалистов, 1 ставка курьера. Во исполнение приказа от 19.10.2011 года № 156 были подготовлены приказы по многофункциональному центру от 21.10.2011 года № 96/01-02 «О сокращении штата {численности) в муниципальном казенном учреждении «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» и №99/01-02 «О предстоящем увольнении работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» в связи с сокращением штата (численности).

В октябре 2011 года на заседании комиссии по рассмотрению увольнения работников был рассмотрен вопрос сокращения штата, результаты заседания отражены в протоколе от 21.10.2011 года № 1. Комиссией были рассмотрены показатели производительности труда ведущих специалистов работодателя, включая и Михайлец Э.Е. По результатам работы комиссии было принято решение об уведомлении под роспись о предстоящем увольнении по сокращению штата ведущего специалиста Михайлец Э.Е.

На этих основаниях представитель муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» ФИО4 просил в удовлетворении требований Михайлец Э.Е. отказать. Директор муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» ФИО5 поддержала доводы представителя ФИО4, считая, что исковые требования Михайлец Э.Е. не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве от 15.12.2011 года.

Выслушав стороны, а также, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании трудового договора №6 от 08.10.2010 года, приказа №7/03-01 от 08.10.2010 года Михайлец Э.Е. была принята на должность ведущего специалиста муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района».

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьи 45, 46 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, включая судебную защиту его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно пункту 2 части 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

На основании ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии со ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

На основании ст.261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1,5 - 8,10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).

Судом установлено, что работодателем был издан обжалуемый Михайлец Э.Е. приказ №99/01-02 от 21.10.2011 года о предстоящем увольнении работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» в связи с сокращением штата (численности).

Основанием для издания данного приказа явился приказ управления имущественных отношений Апшеронского района от 19.10.2011 года №156 «О сокращении численности или штата работников и муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» и протокол от 21.10.2011 года №1 заседания комиссии по рассмотрению увольнения работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» в связи с сокращением штата (численности).

Согласно приказу №156 от 19.10.2011 года «О сокращении численности или штата работников и муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района», работодателю предстояло сократить, в том числе и 3 единицы ведущего специалиста.

На основании п.1.5, 1.6 Устава муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район №2276 от 30.12.2010 года, учредителем и собственником имущества муниципального казенного учреждения является муниципальное образование Апшеронский район. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества муниципального казенного учреждения осуществляет Управление имущественных отношений Апшеронского района. Согласно приказу главы муниципального образования Апшеронский район №1491 от 20.09.2010 года установлена подведомственность муниципального учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» управлению имущественных отношений Апшеронского района.

В соответствии с п.3.2 вышеприведенного Устава структура и штаты муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» утверждаются учредителем. Таким образом, Управление имущественных отношений Апшеронского района вправе было издавать приказ о сокращении штатов (численности) многофункционального центра.

В соответствии с приказом №156 от 19.10.2011 года работодатель издал приказ №96/01-02 от 20.10.2011 года о том, чтобы с 21.12.2011 года сократить, в том числе и 3 ставки ведущего специалиста.

Во исполнение приказа от 20.10.2011 года работодателем был издан приказ №99/01-02 от 21.10.2011 года о предстоящем увольнении работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» в связи с сокращением штата (численности). Согласно данному приказу с 21.12.2011 года работодателем планировалось сократить, в том числе и 1 ставку ведущего специалиста Михайлец Э.Е.

Приказом №99/01-02 от 21.10.2011 года работодатель уведомил о предстоящем сокращении Михайлец Э.Е. В связи с тем, что Михайлец Э.Е. отказалась получать уведомление о предстоящем сокращении и подписываться в получении данного уведомления, работодатель составил соответствующий акт об этом. Исходя из того, что Михайлец Э.Е. обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением об отмене указанного приказа №99/01-02 от 21.10.2011 года, суд полагает, что истица знакома с его содержанием. В судебном заседании данный факт Михайлец Э.Е. не отрицала.

Таким образом, работодателем соблюдены требования ст.180 ТК РФ о том, что работодателю необходимо предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Соответственно нарушений трудовых прав Михайлец Э.Е. работодателем допущено не было.

В целях соблюдения ст.179 ТК РФ, а также в целях объективного исполнения приказа №99/01-02 от 21.10.2011 года была образована комиссия по рассмотрению увольнения работников работодателя в связи с сокращением штата (численности), результаты работы которой были оформлены протоколом №1 от 21.10.2011 года.

С учетом требования части 1 статьи 179 ТК РФ в первую очередь оценивается производительность труда и квалификация работников, включая уровень образования, опыт работы, выполнение плановых показателей, установленных для данной должности, наличие поощрений от работодателя, знание специфики работы и т.д.

Согласно должностной инструкции ведущему специалисту Михайлец Э.Е. необходимо было иметь высшее образование. С данной должностной инструкцией Михайлец Э.Е. ознакомлена 08.10.2010 года. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению увольнения работников работодателя в связи с сокращением штата (численности), результаты работы которой были оформлены протоколом №1 от 21.10.2011 года, установлено, что все ведущие специалисты, работающие по аналогичной должности, имеют высшее образование. Доводы Михайлец Э.Е. о наличии у нее еще одного высшего образования не соответствуют действительности, поскольку у нее имеется второе среднепрофессиональное образование.

Таким образом, квалификация Михайлец Э.Е. соответствует требованиям для занятия должности ведущего специалиста и не дает основания на ее преимущественное право на оставление на работе во многофункциональном центре.

Доказательствами более высокой производительности являются выполнение большего объема работы по сравнению с другими работниками, занимающие аналогичные должности или выполняющие такую же работу; получение премий за высокие показатели в работе и др.

Основываясь на ст.179 ТК РФ, комиссия проанализировала производительность труда и квалификацию всех работников, работающих по аналогичной должности, подлежащей сокращению, то есть ведущих специалистов работодателя. Как следует из сличительной таблицы, составленной работодателем за период с 15.11.2010 года по 20.10.2011 года, наиболее низкая производительность труда у ведущих специалистов Ш.Н.Н. и Михайлец Э.Е.

В судебном заседании установлено, что на основании ст.261 ТК РФ из числа работников, производительность труда и квалификация которых исследуется, необходимо исключить Ш.Н.Н., как имеющую ребенка в возрасте до 3 лет. Михайлец Э.Е. данный факт в судебном заседании не оспаривался. Таким образом, Ш.Н.Н. на дату издания приказа №99/01-02 от 21.10.2011 года не подлежала сокращению штатов независимо от времени приема на работу в многофункциональный центр.

В судебном заседании исследованы приказы о стимулирующих выплатах сотрудникам работодателя. Судом установлено, что премии за показатели работы получали все ведущие специалисты работодателя. Как правило, выплачиваемые премии составляли равный для всех ведущих специалистов размер - 100% должностного оклада (например, №1/03-03 от 25.01.2011 года; №3/03-03 от 25.02.2011 года и другие). Однако в некоторых случаях размер премий, выплачиваемых конкретно Михайлец Э.Е., ниже, чем других ведущих специалистов - 70% должностного оклада (приказ №5/03-03 от 28.03.2011 года) или 80% должностного оклада (приказ №44/03-03 от 31.10.2011 года). Таким образом, в отдельных ситуациях выполнение должностных обязанностей Михайлец Э.Е. не всегда соответствовало требованиям работодателя.

Кроме того, в протоколе заседания комиссии по рассмотрению увольнения работников работодателя в связи с сокращением штата (численности), результаты работы которой были оформлены протоколом №1 от 21.10.2011 года, а также в судебном заседании (протокол от 15.12.2011 года) установлено, что только на ведущего специалиста Михайлец Э.Е. налагались дисциплинарные взыскания (приказ №27/01-02 от 11.04.2011 года; приказ №28/01-02 от 11.04.2011 года). Данные дисциплинарные взыскания Михайлец Э.Е. обжалованы не были.

Следовательно, положения части 1 статьи 179 ТК РФ в отношении Михайлец Э.Е. работодателем были соблюдены. В связи с этим отсутствуют основания для удовлетворения требований, изложенных Михайлец Э.Е. в исковом заявлении.

Таким образом, суд не усматривает нарушений трудовых прав Михайлец Э.Е. приказом №99/01-02 от 21.10.2011 года, так как в суде нашло подтверждение, что работодателем не были нарушены требования ст.180 ТК РФ в части предупреждения Михайлец Э.Е. о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, а также требования части 1 статьи 179 ТК РФ в отношении преимущественного права Михайлец Э.Е. оставления на работе.

На день вынесения судебного решения трудовые отношения между Михайлец Э.Е. и муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» прекращены не были, в связи с чем увольнение Михайлец Э.Е. по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, по сокращению штата (численности), не состоялось. Таким образом, обжалуемый Михайлец Э.Е. приказ №99/01-02 от 21.10.2011 года не прекращает ее трудовых отношений с работодателем, а лишь свидетельствует о намерении работодателя прекратить с ней трудовые отношения в будущем, в связи с чем заявленные в исковом заявлении требования Михайлец Э.Е. о ее увольнении приказом №99/01-02 от 21.10.2011 года судом удовлетворены быть не могут.

Руководствуясь статьями 81, 179, 180, 261, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Михайлец Э.Е. об отмене приказа муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» №99/01-02 от 21.10.2011 года «О предстоящем увольнении работников муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр по представлению государственных и муниципальных услуг Апшеронского района» в связи с сокращением штата (численности)» отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

Судья                Бахмутов А.В.

На день публикации решение вступило в законную силу.