Дело № 2-282\12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Краснодарский край, г. Апшеронск 17 февраля 2012 года Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего судьи Бахмутова А.В., при секретаре Науменко О.К. с участием помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Пономарева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Апшеронского района Краснодарского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по содержанию улично - дорожной сети в Куринском сельском поселении Апшеронского района Краснодарского края, УСТАНОВИЛ : Прокурор Апшеронского района Краснодарского края обратился в суд с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края (далее по тексту - Администрация), указывая, что прокуратурой Апшеронского района Краснодарского проведена проверка по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания улично-дорожной сети в Куринском сельском поселении Апшеронского района Краснодарского края. В результате проверки было установлено, что по ул. Мостовой до Куринского городка в ст. Куринской, Апшеронского района Краснодарского края где проходит автобусный маршрут, осуществляющий перевозку детей, образовалась ямочность, предельные размеры которых затрудняют движение транспорта, согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93г. «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Кроме того, в ходе проведения проверки также выявлено отсутствие дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 2.1 «Главная дорога». На мостовых сооружениях, где проезжая часть составляет 4м. отсутствуют дорожные знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением», тем самым нарушается требование ГОСТ Р 52290-2004г. «Технические средства организации дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004г. «Общие технические требования к установке дорожных знаков» и ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения». Данные нарушения отражены в акте выявленных недостатков от 17.01.2012 года. Ранее, 25.10.2011 года ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району главе администрации Куринского сельского поселения выдавалось предписание об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения со сроком исполнения 15.01.2012 года. В ходе проверки было установлено, что нарушения Администрация не устранила, в связи с чем в отношении исполняющего обязанности главы Администрации был составлен административный протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ- невыполнение в срок законного предписания. В настоящее время нарушения, выявленные в ходе проверки не устранены, предписание, выданное ОГИБДД ОМВД России по Апшеронскому району, в установленный срок Администрацией не исполнено, работы по надлежащему содержанию дорог не проводятся, что может прямым образом повлиять на безопасность дорожного движения. На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Куринского сельское поселение Апшеронского района Краснодарского края, выразившееся в непринятие реальных мер по содержанию участков дорожной уличной сети в ст. Куринской, Апшеронского района Краснодарского края, в невыполнении мероприятий направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; обязать администрацию муниципального образования Куринское сельское поселение Апшеронского района Краснодарского края устранить в полном объеме нарушения действующего законодательства путем устранения выявленных нарушений, указанных в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.01.2012 года. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по тем же основаниям, изложенным в исковом заявлении и описательной части решения. Администрация муниципального образования Куринское сельское поселение Апшеронского района Краснодарского края своего представителя в судебное заседание не направило. Суду не представлено каких-либо доказательств уважительности не получения ответчиком судебных извещений по месту его нахождения а, равно как и доказательств невозможности явиться в судебное заседание в назначенное время, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит извещение Администрации надлежащим и полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии не явившегося лица. Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Согласно ст. 30 того же Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Проанализировав приведенные нормы суд пришел к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор Апшеронского района Краснодарского края, осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В статье 2 того же Закона даны основные термины. В частности: безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно ч. 4 ст. 6 приведенного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.ч. 1, 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу ч. 1 ст. 21 того же Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ В ст. 3 того же Закона даны основные понятия. В частности: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статья 5 приведенного Закона предусматривает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст. 13 того же Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В силу статей 15, 17 приведенного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Техническим регламентом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221). Указанный ГОСТ предусматривает, что автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Раздел третий приведенного ГОСТа определяет конкретные требования к качеству дорожного покрытия и сроки устранения недостатков. Так согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Для дорог категории «А» размер повреждений не должен превышать 0,3 (1,5) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 5 суток с момента выявления. Для дорог категории «Б» размер повреждений не должен превышать 1,5 (3,5) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 7 суток с момента выявления. Для дорог категории «В» размер повреждений не должен превышать 2,5 (7) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 10 суток с момента выявления. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Согласно п.5.3.2. ГОСТа Р 52289-2004 и в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков, а в населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457. Пункт 4.1.5 указанного выше ГОСТа предусматривает замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета) в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток. Согласно п.5.3.6. ГОСТа Р 52289-2004 знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, либо по главной дороге, его устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения. Как следует из Правил дорожного движения Российской Федерации, знак 2.4 является приоритетным и обозначает, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой либо по главной дороге. Согласно п.5.3.2. ГОСТа Р 52289-2004 "Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и в соответствии с Правилами дорожного движения РФ: знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков, а в населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге (п. 5.3.2); знаки 2.6 "Преимущество встречного движения" и 2.7 "Преимущество перед встречным движением" применяют для организации движения в местах, где невозможен или опасен встречный разъезд транспортных средств (узкие участки дорог, мостовые сооружения, тоннели и т.п.), при интенсивности движения, обеспечивающей саморегулирование встречного разъезда, и видимости всего участка и противоположного въезда на него с каждого конца узкого участка дороги. (п. 5.3.10) Знаки устанавливают перед мостовыми сооружениями, по которым осуществляется двустороннее движение при ширине проезжей части менее 6 м. Знаки устанавливают непосредственно перед узким участком дороги с его противоположных концов, при этом знак 2.6 с табличкой 8.1.1 размещают и предварительно на одной опоре с одним из знаков 1.20.1-1.20.3. Таким образом, знак 2.6 устанавливается с информационной табличкой 8.1.1, указывающей расстояние от знака до начала опасного участка, места введения соответствующего ограничения или определенного объекта (места), находящегося впереди по ходу движения. В судебном заседании установлено, что на момент подачи заявления в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221) по ул. Мостовой до Куринского городка в ст. Куринской, Апшеронского района Краснодарского края где проходит автобусный маршрут, осуществляющий перевозку детей, образовалась ямочность, а так же выявлено отсутствие дорожных знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 2.1 «Главная дорога». На мостовых сооружениях, где проезжая часть составляет 4м. отсутствуют дорожные знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением», тем самым нарушается требование ГОСТ Р 52290-2004г. «Технические средства организации дорожного движения», ГОСТ Р 52289-2004г. «Общие технические требования к установке дорожных знаков» и ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения». Данный факт был выявлен 17 января 2012 года в ходе контрольной проверки проведенной отделом МВД России по Апшеронскому району, по результатам которой в адрес администрации Куринского сельского поселения было вынесено предписание № 00007 о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 22.02.2012 года и составлен административный протокол о привлечении Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, суд пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела недостатки дорожного покрытия дорог, а так же установка дорожных знаков администрацией Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края проведена не была. На основании изложенного, суд находит доводы прокурора Апшеронского района Краснодарского края о бездействии администрации Куринского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края и не соответствии дорожного покрытия и установки дорожных знаков на территории МО Куринское сельское поселение требованиям ГОСТ установленными и доказанными, а требования законными и обоснованными. Суд считает, что разрешение данного спора в приведённом порядке не нарушает права и интересы участников процесса и соответствует принципам разумности и справедливости. Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, а также прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, В силу п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком только в случае если он не освобожден от ее уплаты. Поскольку прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истца или ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины, суд не находит оснований для взыскания с Администрации государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования Куринское сельское поселение Апшеронского района Краснодарского края, выразившееся в непринятие реальных мер по содержанию участков дорожной уличной сети в ст. Куринской Апшеронского района Краснодарского края, в невыполнении мероприятий направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Обязать администрацию муниципального образования Куринское сельское поселение Апшеронского района Краснодарского края устранить в полном объеме нарушения действующего законодательства путем устранения выявленных нарушений указанных в акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 17.01.2012 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья А.В. Бахмутов На день публикации решение вступило в законную силу.
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г.) определены цели Закона, в том числе обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.