Решение по иску РОО `Защита прав потребителей Краснодарского края` к КБ `Ренессанс капитал` (ООО) о признании части договора недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании процентов и компенсации морального вреда



К делу № 2-825/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» июля 2012 года       город Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Золотова Д.В.

при секретаре Кучма Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Защита прав потребителей Краснодарского края» в интересах Р.В.В. к КБ «Ренессанс капитал» (ООО) о признании части договора недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании процентов и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация «Защита прав потребителей Краснодарского края» обратилась в суд с иском в интересах Р.В.В. к КБ «Ренессанс капитал» (ООО) о признании части договора недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании процентов и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что 19.06.2010 года между Р.В.В. и КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) был заключен кредитный договор , в соответствии с которым потребитель Р.В.В. взял кредит в сумме 217 768, 00 на срок 48 месяцев под 1, 17% в месяц. В соответствии с п.2.2. договора общая сумма кредита включает в себя комиссию за подключение к программе страхования. В соответствии с п. 8 кредитного договора потребитель обязан уплатить банку комиссию за подключение к программе страхования жизни и здоровья. Фактически ответчик выдал Р.В.В. кредит в сумме 163 000, 00. За предоставление дополнительной услуги в виде присоединения к Программе страхования 19.06.2010 года банком была удержана сумма в размере 46 413, 56, что подтверждается выпиской по лицевому счету. Таким образом, займодатель поставил заемщика в такие условия, при которых подписание кредитного договора влечет за собой заключение договора страхования от несчастных случаев и болезней со страховой компанией ООО «Группа Ренессанс Страхование». По-мнению истца, условия кредитного договора, предусматривающие обязанность заемщика-потребителя оплачивать комиссию за подключение к программе страхования не соответствуют ст.ст. 428, 927, 934, 940 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку заявление на заключение договора страхования Р.В.В. не подавал, с Программой страхования ознакомлен не был, страховой полис не получал, намерений застраховать свою жизнь и здоровье не имел, поскольку обращался в банк с единственной целью - получить кредит. В связи с этим просит суд признать п. 4 кредитного договора от 19.06.2010 года в части обязанности заемщика уплатить комиссию за подключение к программе страхования в размере 46 413, 56 недействительным (ничтожным), применить последствия недействительности (ничтожной) части сделки и взыскать с ответчика 46 413, 56 - комиссию за подключение к программе страхования, 7 106, 43 - проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда - 3 000, 00. Также взыскать с ответчика штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в сумме 26 759, 99, из которых 13 379, 99 - в доход государства, 13 379, 99 - в пользу РОО «Защита прав потребителей Краснодарского края». Взыскать в пользу РОО «Защита прав потребителей Краснодарского края» судебные издержки в сумме 5 000, 00 с КБ «Ренессанс Капитал» (ООО).

В судебном заседании представитель истца Погорелов В.В., действующий по доверенности от 1.04.2012 года, поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы искового заявления, просил их удовлетворить в полном объеме.

От Р.В.В. поступило заявление о рассмотрении иска в его отсутствие. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От его представителя С.О.Н., действующего по доверенности от 13.04.2012 года, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и письменные возражения на исковые требования, согласно которым ответчик просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме в связи с тем, что кредитный договор заключен в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ: путем направления потенциальным клиентом в Банк предложения (оферты) о заключении договора и в случае принятия по результатам рассмотрения предложения положительного решения, акцепта оферты Банком. Договор был заключен путем направления потенциальным клиентом в Банк заполненного и подписанного предложения и акцепта его Банком. Предложение было составлено с использованием распечатанного бланка Банком. Распечатанная форма подлежит заполнению потенциальным заемщиком индивидуальными условиями. При этом заемщик вправе и не использовать данную форму, а в Банк направить предложение составленное самостоятельно. Согласно ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Со стороны Банка не оказывается никакого давления или влияния на потенциальных клиентов. Банк не понуждает клиентов направлять предложение Банку и не вынуждает их формулировать условия исключительно определенным образом. Банк не лишает клиентов возможности самостоятельно и свободно выражать свою волю. В п. 3 ст. 10 ГК РФ закреплен принцип презумпции добросовестности и разумности, устанавливая, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Никаких доказательств того, что Банк действует недобросовестно, истцом не представлено. Клиент направил в Банк предложение, в котором содержались оферты о заключении с ним договора о предоставлении кредита и договора банковского счета. Оферты были акцептованы Банком в соответствии с положениями п. 3 ст. 438 ГК РФ путем совершения Банком действий, указанных в оферте. В Предложении о заключении договоров содержится собственноручная подпись Клиента о том, что он ознакомлен, полностью согласен и обязуется неукоснительно соблюдать положения следующих документов, являющихся неотъемлемой частью настоящего Предложения: «Общие условия предоставления потребительских кредитов»; Тарифы КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) по предоставлению кредитов физическим лицам (далее - Тарифы); «Порядок предоставления и обслуживания кредитных карт КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)»; Тарифы КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) по предоставлению и обслуживанию кредитных карт КБ «Ренессанс Капитал» (ООО); « Условия и порядок предоставления информации путем направления sms- сообщений и e-mail -сообщений», Правила страхования от несчастных случаев и болезней Страховой компании, с учетом Договора страхования между Страховой компанией и Банком. Таким образом, до заключения Договора, Клиент был полностью информирован об условиях Договора. Клиенту были переданы все необходимые документы, получение которых подтверждается собственноручной подписью Клиента на предложении (оферте). Ответчик также не согласен с тем, что истцу была навязана услуга подключения программы страхования так, как указанное подключение осуществляется банком при добровольном волеизъявлении самого Клиента и направления в банк заявления на подключение дополнительных услуг. Согласие на оказание такой услуги Банком или отказ от такой услуги, не влияет на предоставление кредита Клиенту, поскольку сумма кредита уже одобрена. В данном случае, после ознакомления с условиями страхования, Клиент выразил однозначно и недвусмысленно свое согласие на оказание такого рода услуги, направив в Банк соответствующее заявление. Как видно из текста заявления, Банк предоставляет клиентам услугу по подключению к Программе страхования жизни и здоровья по договору страхования, заключенному между Банком и Страховой компанией. Клиент является не страхователем, а застрахованным лицом. Именно поэтому отдельный договор не был заключен с Клиентом, страховой полис не выдавался, поскольку Клиент не является стороной договора страхования. Данную услугу Банк предоставляет исключительно с согласия Клиента, которое должно быть выражено в письменной форме. Клиент вправе отказаться от подключения к Программе страхования. Такие действия Заемщика никак не влияют ни на финансовые условия кредитного договора, ни на решение о предоставлении кредита. Подключение к Программе страхования не дает никаких преимуществ Заемщику при получении кредита перед Заемщиками отказавшимися от подключения к Программе страхования. В кредитном договоре отсутствует условие об обязательности подключения к Программе страхования, отказ в выдаче кредита в связи с отказом от подключения к Программе - кредитным договором не предусмотрен. Поскольку Клиент выразил свое желание подключиться к Программе страхования, Банк оказал ему эту услугу. В соответствии с разделом 4 кредитного договора указаны общие условия предоставления услуги по подключению к программе страхования, с указанными условиями Клиент также был ознакомлен. Все существенные условия, на которых Клиент будет застрахован, указаны в Правилах добровольного страхования, с которыми в обязательном порядке он также был ознакомлен до оказания такой услуги, что предусмотрено разделом 4 кредитного договора и подтверждается подписью Клиента под текстом договора о том, что им получены на руки все необходимые документы. В полученных на руки Клиентом документов, а именно в п. 6.2.2. Общих условий, услуга «Подключение к программе страхования» - осуществляется исключительно по желанию и с согласия Клиента. Клиент вправе самостоятельно застраховать жизнь и/или здоровье в Страховой компании или любой иной страховой организации, осуществляющей страхование данного вида, по своему выбору. Нежелание Клиента воспользоваться услугой «Подключение к программе страхования» не может послужить причиной отказа Банка в предоставлении кредита или ухудшать условия кредитного договора. В Тарифа к кредитному договору, с которыми Клиент был также ознакомлен, что подтверждается его собственноручной подписью, указана стоимость услуги «Подключения к программе страхования». При навязывании указанной услуги, Клиент вправе отказаться от услуг Банка по кредитованию и обратиться в другой банк. В отношении морального вреда, ответчик считает, что истцом не доказан факт причинения ему моральных и нравственных страданий.

Заслушав пояснения представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Судом по делу установлено, что 19.06.2010 года между Р.В.В.и ответчиком заключен кредитный договор на сумму 217 768, 00, сроком на 48 месяцев, под 1, 17 % в месяц.

В силу ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

По условиям раздела 4 кредитного договора, банк оказывает клиенту услугу «Подключение к программе страхования» по кредитному договору. Банк заключает со страховой компанией ООО «Группа Ренессанс Страхование» договор страхования в отношении жизни и здоровья клиента в качестве заемщика по кредитному договору, страховыми рисками по которому являются смерть в результате несчастного случая или болезни и инвалидность первой или второй группы (с ограничением трудоспособности 2-й или 3-й степени) в результате несчастного случая или болезни, на условиях, предусмотренных ниже, а также в Условиях, Тарифах и Правилах добровольного страхования от несчастных случаев и болезней Страховой компании с учетом договора страхования 1 между Страховой компанией и банком (далее Правила страхования), являющихся неотъемлемой частью договора (Программа страхования).

Клиент обязан уплатить банку комиссию за подключение к Программе страхования 1 в размере и порядке, предусмотренными условиями и тарифами.

Для уплаты комиссии за подключение к Программе страхования 1 банк обязуется предоставить клиенту кредит на уплату комиссии за подключение к Программе страхования 1 в соответствии с условиями кредитного договора.

Согласно п.2.2. кредитного договора, общая сумма кредита (общая сумма кредита включает в себя комиссию за подключение к Программе страхования по кредитному договору) - 250 400, 00.

В соответствии с ч. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

На основании ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ч. 1 ст. 969 ГК РФ).

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов (ч. 2).

Согласно договора страхования от 14.12.2007 года, заключенного между ООО «Группа Ренессанс Страхование» и КБ «Ренессанс Капитал» (ООО), по настоящему договору страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату выгодоприобретателю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Застрахованными лицами по настоящему договору являются физические лица - заемщики банка, заключившие с банком договоры предоставления потребительского кредита и/или договоры предоставления кредита и/или договоры о предоставлении кредита в российских рублях (для целей на приобретение автомобиля) и указанные в списке застрахованных - реестре платежа (п.1.1. Договора страхования).

Согласно п. 3.2. Договора страхования, страховая премия рассчитывается индивидуально по каждому застрахованному по формуле (п.п. 3.2.1., 3.2.2., 3.2.3.).

Уплату страховой премии осуществляет банк в порядке, предусмотренном п. 3.3. Договора страхования.

Страховые полисы и сертификаты в отношении застрахованных лиц страховщиком не оформляются и застрахованным не выдаются (п. 3.5.)

На основании ч. 2 ст. 934 ГК РФ договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.

Согласно заявлению на подключение дополнительных услуг Р.В.В. выразил свое согласие быть застрахованным по договору добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, заключенному КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) со страховой компанией ООО «Группа Ренессанс Страхование» в отношении его жизни и здоровья в качестве заемщика по кредитному договору, страховыми рисками по которому являются смерть в результате несчастного случая или болезни и инвалидность первой или второй группы в результате несчастного случая или болезни путем оставления без отметки указанную графу на подготовленном и представленном бланке. КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) назначен выгодоприобретателем по указанному договору страхования - при наступлении любого страхового случая (Предложение о заключении договора).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Р.В.В. дал свое согласие на его личное страхование. При этом, в силу требований закона, а также условий договора страхования, ответчик несет все обязанности, вытекающие из договора страхования, в том числе по оплате страховой премии из собственных средств и является страхователем, что также следует из п. 2.6. Договора страхования.

В соответствии с п. 1 Общих исключений в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 года №386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями» настоящий документ применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия (далее - соглашения): соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами.

Соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, и выполняет одновременно следующие условия:

Доводит до сведения заемщиков на официальном сайте кредитной организации в сети Интернет (при его наличии), на информационных стендах в помещениях кредитной организации и местах обслуживания клиентов, а также при устном обращении в кредитную организацию следующую информацию:

- сведения о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;

- перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;

- требования кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги

- перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

На основании ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 7.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из искового заявления, Р.В.В. при направлении заявления на подключение дополнительных услуг (подключение к программе страхования), он не был ознакомлен с «Условиями подключения к программе страхования», договором страхования .

Учитывая требования ст. 56 ГПК РФ, что ответчиком данные доводы не оспорены, доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу, что права Р.В.В. были нарушены в части не доведения до его сведения полной информации по услуге «подключение к программе страхования».

Из договора страхования следует, что банк обязуется знакомить застрахованных с правилами страхования; сообщать страховщику известные банку сведения, связанные с обстоятельствами страхового случая; исполнять другие положения настоящего договора (п.5.1.).

Страховщик обязуется: обеспечить банк материалами и документами, необходимыми для исполнения обязательств по настоящему договору; консультировать банк по вопросам, связанным с заявлениями о страховых случаях; в течение трех дней сообщать банку о любых обращениях застрахованных к страховщику; ежемесячно в срок не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, предоставлять банку надлежащим образом оформленные отказы выплаты страхового обеспечения по электронной почте или бумажном носителе с подписью уполномоченного лица и печатью страховщика с предоставлением копий документов, на основании которых произведен отказ. По соглашению с банком страховщик также должен предоставлять данный отказ застрахованному лицу; исполнять другие положения настоящего договора (п.5.2.).

Согласно разделу VI Условий подключения к Программе страхования, подключение к Программе страхования - услуга банка по сбору, обработке и технической передаче информации о клиенте в связи с заключением в отношении клиента договора страхования 1 и/или договора страхования 2 и /или договора страхования 3, за оказание которой клиент уплачивает банку соответствующую комиссию.

Комиссия за подключение к Программе страхования - комиссия, уплачиваемая клиентом банку за сбор, обработку и техническую передачу информации о клиенте в связи с заключением в отношении клиента Договора страхования 1 и/или договора страхования 2 и/ил и договора страхования 3.

В соответствии с ч. 1 ст. 944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Из выписки по лицевому счету следует, что со счета заемщика была удержана комиссия за присоединение к программе страхования в размере 42 711, 86. Порядок и условия оплаты, объем услуг при этом также доведен до потребителя не был.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ №7 от 29.09.1994 года отмечено, что предоставление гражданам кредитов, направленных на удовлетворение их личных, семейных, домашних и иных нужд, является финансовой услугой и регулируется законодательством о защите прав потребителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Учитывая установленные обстоятельства, требования закона и условия договора страхования, суд приходит к выводу, что Р.В.В. не является стороной по договору страхования, что также следует из возражений представителя ответчика, подключение к программе страхования является инициативой банка с согласия клиента, данные действия совершаются исключительно в интересах и в пользу банка.

На основании ст. 29 Федерального закона от 2.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что взимание банком комиссии возможно по соглашению с клиентом в случаях, не противоречащих закону, в связи с осуществлением операций по счету на основании кредитного договора.

Принимая во внимание положение действующего законодательства о личном страховании, условия договора страхования, суд приходит к убеждению, что банком при подключении клиента к программе страхования в своих интересах, были нарушены права Р.В.В. в части понуждения его приобрести возмездную услугу (сбор, обработка и техническая передача информации о клиенте).

Учитывая вышеизложенное, положения ст.ст. 166-168 ГК РФ, суд находит основания для удовлетворения требований истца о признании недействительными условий кредитного договора от 19.06.2010 года в части обязанности заемщика уплаты комиссии за подключение к программе страхования, и считает необходимым взыскать с ответчика сумму уплаченной комиссии в размере 46 413, 56.

В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, учетной ставкой банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

На основании ч. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

    Согласно ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой подлежат применению так же к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке.

Из указания ЦБР от 23.12.2011 года № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России», начиная с 26.12.2011 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8, 00% годовых. За период просрочки с 19.06.2010 года по 17.05.2012 года проценты в пользу Р.В.В. составили 7 106, 43. Произведенный истцом расчет процентов принимается судом, как основанный на нормах закона.

Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суд руководствуется положением ст. 15 Закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Суд полагает, что при указанных обстоятельствах вина ответчика в причинении морального вреда доказана. У истца не было возможности отказаться от уплаты комиссии, в противном случае он не получил бы необходимых денежных средств, в связи с чем в дальнейшем истец был вынужден нести необоснованные расходы.

Таким образом, с ответчика в пользу Р.В.В. в качестве компенсации морального вреда надлежит взыскать 3 000, 00, как разумную.

На основании п. 6 ст. 13 Закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взыскиваемого штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Суд также учитывает п. 29 Постановления Верховного суда РФ от 29.09.1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», согласно которому, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», суд взыскивает с ответчика штраф, независимо от того, заявлялось ли такое требование (п. 6 ст. 13 Закона). Принимая решение о взыскании штрафа, суд в резолютивной части решения указывает о перечислении пятидесяти процентов суммы этого штрафа в пользу общественного объединения потребителей (их ассоциации, союза) предъявившего иск в интересах потребителя, либо органа местного самоуправления, если иск в интересах потребителя был заявлен этим органом.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика штраф в доход государства в размере 13 379, 99, а также в пользу РОО «Защита прав потребителей Краснодарского края» 13 379, 99.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Между РОО «Защита прав потребителей» и ИП М.В.С. заключен договор на оказание юридических услуг от 10.04.2012 года, по которому последний осуществляет представительство заказчика по гражданским делам в интересах отдельных потребителей.

Согласно платежному поручению №51 от 18.05.2012 года РОО «Защита прав потребителей Краснодарского края» произвела оплату услуг представителя по делу в размере 50 000, 00, в том числе в интересах Р.В.В. в размере 5 000, 00, что подтверждается актом выполненных работ от 17.05.2012 года.

С учетом оказанной юридической помощи, сложности гражданского дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу РОО «Защита прав потребителей Краснодарского края» расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000, 00.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая размер удовлетворенных исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в размере 1 715, 60.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1994-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Региональной общественной организации «Защита прав потребителей Краснодарского края» в интересах Р.В.В. к КБ «Ренессанс капитал» (ООО) о признании части договора недействительным, применении последствий недействительности сделки, взыскании процентов и компенсации морального вреда - удовлетворить.

Признать раздел 4 кредитного договора от 19.06.2010 года, заключенного между КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и Р.В.В. в части обязанности заемщика уплаты комиссии за подключение к программе страхования - недействительным.

Взыскать с КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) в пользу Р.В.В. оплаченную комиссию за подключение к программе страхования в размере 46 413, 56 (сорок шесть тысяч четыреста тринадцать рублей 56 копеек), проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 7 106, 43 (семь тысяч сто шесть рублей 43 копейки), компенсацию морального вреда в размере 3 000, 00 (три тысячи рублей 00 копеек), а всего 56 519, 99 (пятьдесят шесть тысяч пятьсот девятнадцать рублей 99 копеек).

Взыскать с КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) в пользу Региональной общественной организации «Защита прав потребителей Краснодарского края» штраф в размере 13 379, 99 (тринадцать тысяч триста семьдесят девять рублей 99 копеек), судебные расходы в размере 5 000, 00 (пять тысяч рублей 00 копеек), а всего 18 379, 99 (восемнадцать тысяч триста семьдесят девять рублей 99 копеек).

Взыскать с КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) в доход государства штраф в размере 13 379, 99 (тринадцать тысяч триста семьдесят девять рублей 99 копеек), а также государственную пошлину в размере 1 715, 60 (одна тысяча семьсот пятнадцать рублей 60 копеек), а всего 15 095, 59 (пятнадцать тысяч девяносто пять рублей 59 копеек).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Золотов.

На день публикации решение не вступило в законную силу.