К делу № 2-601/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июня 2012 года Краснодарский край, г. Апшеронск Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего - судьи Бахмутова А.В., при секретаре - Пономаревой Е.И., с участием истца Лихолетова В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лихолетова В.В. к Администрации муниципального образования Апшеронский район, постоянно действующей комиссии по проведению торгов муниципального образования Апшеронский район, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район о признании недействительными торгов, проведённых в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, УСТАНОВИЛ: Лихолетов В.В. обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район о признании недействительными торгов, проведённых в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. В обоснование заявленных исковых требований Лихолетов В.В. указал, что 05.08.2011 года состоялся открытый аукцион по лоту № по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории муниципального образования Апшеронский район. Порядок и условия проведения открытого аукциона определены протоколом администрации муниципального образования Апшеронский район. № от 28.06.2011 года. По результатам открытого аукциона победителем был признан Лихолетов В.В. Общая стоимость земельных участков по лоту № 31 составила 3 640 800 рублей, с учетом задатка, уплаченного истцом в размере 296 000 рублей. Лихолетов В.В. считает, что открытый аукцион по предоставлению во временное владение и пользование земельных участков по лоту №, который состоялся 05.08.2011 года, был проведен с нарушениями действующего законодательства по следующим основаниям. В связи с необходимостью идентифицировать земельные участки, было принято решение установить на местности границы земельных участков после подписания протокола № от 05.08.2011 года. При выходе на место выяснилось, что в границы спорных земельных участков входят остатки многоквартирных жилых домов (барачного типа), фундаменты и комплекс кирпичных гаражей, входящие в границы земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>). В связи с тем, что администрация муниципального образования Апшеронский район отказывается восстановить территорию спорных земельных участков и устранить выявленные недостатки, Лихолетов В.В. обратился в суд с требованием о признании недействительным открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, предназначенных для строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования Апшеронский район, состоявшейся 05.08.2011 года, по лоту №, расположенных по адресам: - <адрес>, общая площадь земельного участка 3200 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 3150 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 2 580 кв.м., кадастровый номер №. В судебном заседании истец Лихолетов В.В. исковые требования поддержал по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнил их в части обоснования доводов подачи иска в суд, указав, что у ответчиков отсутствовали правовые основания на распоряжение спорными земельными участками и принятие решения о проведении открытого аукциона по продаже прав аренды по Лоту № в отношении спорных земельных участков. Спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет «для эксплуатации малоэтажных многоквартирных жилых домов». В соответствии со ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливается, что формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом и включение его в состав общего имущества многоквартирного дома влечет за собой возникновение права общей долевой собственности по факту установления границ земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом относится к общему имуществу и находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном доме. Многоквартирные жилые дома, расположенные на спорных земельных участках, были признаны аварийными и подлежащими сносу, и в их отношении было принято решение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд. Предусмотренная законодательством процедура изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд состоит из элементов, одним из которых является государственная регистрация решения об изъятии земельного участка. Администрацией Апшеронского городского поселения <адрес> были приняты решения об изъятии земельных участков в виде постановлений администрации Апшеронского городского поселения <адрес>. Данные постановления Администрации Апшеронского городского поселения <адрес> в качестве обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не были зарегистрированы за 1 год до предстоящего изъятия земельных участков. Решением Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 24.08.2009 года №302, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ по № от 25.12.2009 года, утверждено Положение о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Апшеронского городского поселения Апшеронского района, п.3.2.3 которого предусматривает, что после регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости в Апшеронском отделе Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района готовит постановление о включении в Реестр объекта, содержащее решение о передаче его соответствующим организациям для дальнейшей эксплуатации. 26.04.2011 года Советом Апшеронского городского поселения Апшеронского района при отсутствии свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки были приняты Решения №130 и №132 о передаче спорных земельных участков из муниципальной собственности Апшеронского городского поселения Апшеронского района в собственность муниципального образования Апшеронский район. Решением от 29.04.2011 года №90 Совет муниципального образования Апшеронский район принял в собственность муниципального образования Апшеронский район имущество, передаваемое из муниципальной собственности Апшеронского городского поселения Апшеронского района на безвозмездной основе. Таким образом, ответчик не имел правовых оснований на продажу прав аренды спорных земельных участков на открытом аукционе, так как право собственности на спорные земельные участки сохранилось за собственниками (гражданами) многоквартирных жилых домов в обшей долевой собственности. В соответствии со ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. К таким нарушениям Лихолетов В.В. относит, в том числе и сокрытие информации о предмете торгов или имущественном праве. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. На основании ст.608 ГК РФ прав сдачи имущества в аренду принадлежит собственнику, и решение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды спорных земельных участков должно приниматься собственником. В связи с тем, что администраций муниципального образования Апшеронский район не зарегистрированы права муниципальной собственности на спорные земельные участки, то ответчики не имели правовых оснований на проведение открытого аукциона по лоту № в отношении спорных земельных участков. При таких обстоятельствах Лихолетов В.В. просит суд признать недействительным открытый аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды спорных земельных участков, предназначенных для «строительства малоэтажных многоквартирных жилых домов» на территории муниципального образования Апшеронский район, состоявшийся 05.08.2011 года, по лоту №, по адресам: - <адрес>, общая площадь земельного участка 3200 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 3150 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 2 580 кв.м., кадастровый номер №. Так же Лихолетовым В.В. указано на нарушение ответчиком ФЗ РФ «О защите конкуренции», нарушения которого выразились во включении в спорный лот трех разных земельных участков. Представитель администрации МО Апшеронский район и постоянно действующей комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договором аренды земельных участков на территории МО Апшеронский район, - заместитель начальника имущественных отношений Апшеронского района Краснодарского края Тельнов Д.В., действующий на основании доверенностей № от 29.05.2012 года, № от 10.01.2012 года исковые требования Лихолетова В.В. не признал в полном объеме, суду пояснил, что 26.04.2011 года на основании решения совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края № 130 из собственности Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края в собственность МО Апшеронский район на безвозмездной основе переданы земельные участки, в том числе земельные участки, расположенные по адресам: - <адрес>, общая площадь земельного участка 3200 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 3150 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 2 580 кв.м., кадастровый номер №. 05 июля 2011 года в газете «Апшеронский рабочий» № 71 (10283) было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО Апшеронский район. Предметом торгов являлся лот №, стоящий из трех земельных участков, расположенных по адресам: - <адрес>, общая площадь земельного участка 3200 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 3150 кв.м., кадастровый номер №; - <адрес>, общая площадь земельного участка 2 580 кв.м., кадастровый номер №. Начальная цена аукциона определена в сумме 592 000 рублей, шаг аукциона (5%) - 29 600 руб., сумма задатка (50 %) - 296 000 рублей. В качестве участников аукциона по лоту № были зарегистрированы: Лихолетов В.В. и ООО «Оксиген». Протоколом № от 05.08.2011 года заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов (конкурсов аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключения договоров аренды таких земельных участков победителем торгов по лоту № стал Лихолетов В.В., предложивший наибольшую цену продажи права аренды, - 3 640 800 рублей с учетом ранее уплаченного задатка в размере 296 000 рублей. На основании указанного протокола денежные средства должны были быть уплачены Лихолетовым В.В. в срок до 15 августа 2011 года, в свою очередь организатор торгов обязался в течение 5 дней заключить с Лихолетовым В.В. договора аренды земельных участков указанных в спорном лоте №. 09 августа 2011 года Лихолетов В.В. обратился к ответчикам с заявлением, из которого следовало, что истцом был выявлен факт наличия на земельных участках, являющихся предметом торгов, разрушенных домов. В целях устранения нарушений и восстановлении территорий земельных участков Лихолетова В.В. просил удалить из зоны проведения работ все посторонние предметы, строительный и бытовой мусор, провести восстановление поверхности земли с отведением дождевых, сточных вод, произвести рекультивацию плодородного слоя почвы, нарушенного при демонтаже фундаментов разрушенных домов. 11 августа 2011 года Лихолетова В.В. повторно обратился в адрес ответчиков с письменным уведомлением, в котором сообщил, что оплатить остаток денежных средств в размере 3 344 800 рублей не может, от заключения договора он отказывается, уведомлен, что внесенный им задаток в размере 296 000 рублей ему возвращен не будет. Претензий к прошедшему аукциону не имеет. Ранее поданные им заявления от 05.08.2011 года о проведении восстановления территории земельных участков по лоту № и от 08 августа 2011 года о нахождении не земельном участке капитальных нежилых строений, просит считать недействительными и ошибочно направленными. Оспаривая факт написания письменного уведомления и подписи под документом от 11.08.2011 года, Лихолетов В.В. обратился в ОМВД Апшеронского района с заявлением, в котором в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ просил провести проверку на предмет фальсификации его подписи на спорном уведомлении от 11.08.2011 года. 09 декабря 2011 года постановлением оперуполномоченного ОРГ ЭБ и ПК отдела МВД России по Апшеронскому району Ш.Н.В. в возбуждении уголовного дела по заявлению Лихолетова В.В. было отказано. Со стороны администрации МО Апшеронский район нарушений проведения аукциона по лоту №, прошедшего 05.08.2011 года, допущено не было, договоры аренды земельного участков по лоту № были подготовлены в оговоренный срок, однако они были не подписаны Лихолетовым В.В., так как он отказался заключать их, в виду отсутствия денежных средств, необходимых для уплаты по прошедшему аукциону. 11.08.2011 года на основании протокола № заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов торги по лоту № от 05.08.2011 года были признаны не состоявшимися, спорные земельные участки повторно были выставлены на торги, при соблюдении правовых оснований к подготовке правовой документации для проведения аукциона. Протоколом № от 14.09.2011 года подтвержден факт проведения повторного аукциона на указанные земельные участки. Право на заключение договора аренды земельного участков, расположенных по адресам: Краснодарский край: на основании решения комиссии было признано за ООО «Оксиген», с которым 14.09.2011 года были заключены три договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения №, №, №. В настоящее время право аренды на указанные земельные участки по 14.09.2021 года согласно выпискам из ЕРГП зарегистрировано за ООО «Оксиген». Привлеченный к участию в деле по инициативе суда представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края М.В.М. в судебное не прибыл, судом уведомлен надлежащим образом. Ранее, 30.05.2012 года, участвуя в судебном заседании, М.В.М. пояснил суду, что требования, заявленные Лихолетовым В.В., безосновательны, нарушений в изъятии для муниципальных нужд Апшеронского городского поселения <адрес> земельных участков и объектов недвижимости, расположенных по адресам: <адрес>, и передачи данных земельных участков из муниципальной собственности Апшеронского городского поселения в собственность муниципального образования Апшеронский район допущено не было, так как соответствующие постановления главы администрации Апшеронского городского поселения № 54, 55, 56 от 01.02.2011 года, а так же решение совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района (второго созыва) № от 26.04.2011 года до настоящего времени не обжалованы и исполнены в полном объеме. Представитель Апшеронского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Ф.А.А., действующий на основании доверенности б\н от 20.05.2012 года, в судебное заседание не прибыл, просил вынести решение на усмотрение суда в его отсутствие, представил в суд письменные возражения на иск, в которых пояснил, что государственная регистрация прав государственной или муниципальной собственности в отношении земельных участков: - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>, осуществлена не была. Из представленных им сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что имеются регистрационные записи о государственной регистрации права собственности физических лиц на следующие жилые помещения (квартиры): - по местонахождению - <адрес>: квартиры №. - по местонахождению - <адрес>: квартиры №. - по местонахождению - <адрес>: квартиры №. Привлеченное к участию в деле по инициативе суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Окисген» в судебное заседание своего представителя не направило, уведомлено надлежащим образом. Отношения по существу заявленного иска не выразило. Суд считает возможным с учетом мнения сторон рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя ООО «Окисген». Ознакомившись с материалами гражданского дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд приходит следующему. Согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ, т.е. функции собственника данных земель возложены на указанные органы местного самоуправления. В соответствии с п.1,8,9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Пункт 49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N47( в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494), относит к компетенции органа местного самоуправления принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании постановлений главы администрации Апшеронского городского поселения № 54, 55, 56 от 01.02.2011 года в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, ст. 279 ГК РФ, ст.ст. 49,55 ЗК РФ были изъяты для муниципальных нужд Апшеронского городского поселения: - земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 200 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>; -земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3 150 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>; -земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 580 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>. Отделу экономики, имущественных отношений и земельного контроля администрации Апшеронского городского поселения на основании указанных выше постановлений было предписано зарегистрировать их в Апшеронском отделе управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРРЕСТР) по Краснодарскому краю (п. 3 Постановлений №, 55, 56 от 01.02.2011 года) В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (в том числе и право собственности) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В гражданском законодательстве основания возникновения гражданских прав перечислены в ст. 8 ГК РФ, а основания приобретения права собственности в гл. 14. В качестве общих оснований изъятия имущества служат: обращение на него взысканий по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ), отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238), реквизиция (ст. 242), конфискация (ст. 243). В числе специальных оснований для принудительного изъятия земельного участка следует назвать: В соответствии с ч. 3, 4 ст. 279 ГК РФ собственник земельного участка подлежащего изъятию для муниципальных нужд должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение об изъятии участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Из информационного письма б\н, представленного суду представителем Апшеронского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 25.06.2012 года, следует, что в ЕГРП имеются записи государственной регистрации права собственности физических лиц на следующие жилые помещения (квартиры) по месту нахождения: Наличие зарегистрированного права граждан, ранее проживавших в указанных квартирах домов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, так же подтверждены: выписками из ЕГРП, представленными истцом на дату их формирования 22.06.2012 года, техническими паспортами на строения, расположенные по адресам: <адрес>, а так же кадастровыми выписками на земельные участки № от 07.06.2012 года, № от 08.06.2012 года и № от 07.06.2012 года. В отзыве на исковое заявление представитель регистрирующего органа Ф.А.А. подтвердил, что государственная регистрация прав государственной или муниципальной собственности в отношении земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, не осуществлялась. Решением совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района № от 26.04.2011 года земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> (согласно списка), были безвозмездно переданы в собственность муниципального образования Апшеронский район. Таким образом, в судебном заседании установлен факт, что органом местного самоуправления - Администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района, а равно администрацией муниципального образования Апшеронский район, фактическое право собственности на земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, в установленном законом порядке, на 05 июля 2011 года и на дату вынесения настоящего судебного постановления зарегистрировано не было, вследствие чего судом не усматриваются правовые основания по распоряжению указанным имуществом органами местного самоуправления. Указанные нарушения так же были выявлены прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края, изложенные в Представлении на имя Главы МО Апшеронский район К.А.Е. от 31.01.2012 года №, из которого следует, что исполняющей обязанности начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации МО Апшеронский район Т.В.В. в нарушение действующего законодательства в градостроительное обоснование № внесены недостоверные сведения об отсутствии на земельном участке по адресу: <адрес> зданий и сооружений, подлежащих сносу. Так же в преставлении указано о наличии обременений на все выставленные на аукцион земельные участки. При подготовке аукциона администрацией МО Апшеронский район не предприняты меры по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о праве общей долевой собственности физических лиц на данные земельные участки, чем нарушены требования Земельного кодекса РФ и жилищного законодательства. Как указано в пункте 2 статьи 607 ГК РФ, законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. В силу статьи 30.2 ЗК РФ предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 настоящего Кодекса, без предварительного согласования места размещения объекта. В соответствии с частью 2 статьи 38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Согласно под. 4 п. 10 ст. 38.1 ЗК РФ установлено, что извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение. Порядок проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется «Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденными постановлением Правительства РФ № 808 от 11.11.2002 года (далее по тексту - Правила) Пунктом 8 Правил предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно содержать помимо прочего сведения о предмете торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные. Как следует из извещения о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков на территории МО Апшеронский район, опубликованным в газете Вестник Предгорья» (вторник, 05.07.2011 года № 71 (10283), предметом торгов, является спорный лот № «Право на заключение договора аренды на земельный участок»: - с кадастровым номером №, площадью 3 200 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью 3 150 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, площадью 2 580 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>. Начальная цена аукциона по лоту № установлена в сумме 529 000 рублей, шаг аукциона (5%) - 29 600 рублей, сумма задатка ( 50 %) - 296 000 рублей. Уведомлением б\д на основании протокола № от 02.08.2011 года Лихолетов В.В. был признан участником аукциона по лоту №. Протоколом № от 05.08.2011 года заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков Лихолетов В.В. был признан победителем торгов по лоту №. Согласно указанному протоколу управлению имущественных отношений в течение 5 дней предписано заключить с Лихолетовым В.В. договор аренды земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, Лихолетову В.В. оплатить стоимость земельных участков в общей сумме 3 640 800 рублей до 15.08.2011 года. 09 августа 2011 года Лихолетов В.В. обратился к ответчикам с заявлением, из которого следовало, что истцом был выявлен факт на наличия на земельных участках, являющихся предметом торгов, разрушенных домов. В целях устранения нарушений и восстановлении территорий земельных участков Лихолетов В.В. просил удалить из зоны проведения работ все посторонние предметы, строительный и бытовой мусор, провести восстановление поверхности земли с отведением дождевых, сточных вод, произвести рекультивацию плодородного слоя почвы, нарушенного при демонтаже фундаментов разрушенных домов. 11 августа 2011 года Лихолетов В.В. повторно обратился в адрес ответчиков с письменным уведомлением, в котором сообщил, что оплатить остаток денежных средств в размере 3 344 800 рублей не может, от заключения договора он отказывается, уведомлен, что внесенный им задаток в размере 296 000 рублей ему возвращен не будет. Претензий к прошедшему аукциону не имеет. Ранее поданные им заявления от 05.08.2011 года о проведении восстановления территории земельных участков по лоту № и от 08 августа 2011 года о нахождении не земельном участке капитальных нежилых строений, просит считать недействительными и ошибочно направленными. Оспаривая факт написания письменного уведомления и подписи под документом от 11.08.2011 года, Лихолетов В.В. обратился с заявлением в ОМВД Апшеронского района с заявлением, в котором в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ просил провести проверку на предмет фальсификации его подписи на спорном уведомлении от 11.08.2011 года. 09 декабря 2011 года постановлением оперуполномоченного ОРГ ЭБ и ПК отдела МВД России по Апшеронскому району Ш.Н.В. в возбуждении уголовного дела по заявлению Лихолетова В.В. было отказано. Со стороны администрации МО Апшеронский район нарушений проведения аукциона по лоту № прошедшего 05.08.2011 года допущено не было, договора аренды земельного участков по лоту № были подготовлены в оговоренный срок, однако они были не подписаны Лихолетовым В.В., так как он отказался заключать их в виду отсутствия денежных средств необходимых для уплаты по прошедшему аукциону. 11.08.2011 года на основании протокола № заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов торги по лоту № от 05.08.2011 года были признаны не состоявшимися, спорные земельные участки повторно были выставлены на торги, при соблюдении правовых оснований к подготовке правовой документации для проведения аукциона. Протоколом № от 14.09.2011 года подтвержден факт проведения повторного аукциона на указанные земельные участки. Право на заключение договора аренды земельного участков, расположенных по адресам: на основании решения комиссии было признано за ООО «Оксиген», с которым 14.09.2011 года были заключены три договора аренды земельных участков государственной собственности несельскохозяйственного назначения №, №, №. В настоящее время право аренды на указанные земельные участки по 14.09.2021 года согласно выпискам из ЕРГП зарегистрировано за ООО «Оксиген». Из смысла пункта 1 статьи 274 ГК РФ следует, что в виду отсутствия у ответчика зарегистрированного права на земельные участки, являющиеся предметом торгов 05.08.2011 года по лоту №, и наличие зарегистрированного права за гражданами, ранее зарегистрированных и проживавших в указанных квартирах домов, расположенных на земельных участках по адресам: <адрес>, является обременением земельного участка. Опубликованное извещение в газете «Вестник предгорья № 71 от 05.07.2011 года» о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка не содержало всей информации об обременениях земельного участка, позволяющей участнику (Лихолетову В.В.) определить существенные свойства выставленного на торги объекта. В соответствии с пунктом 5 «Правил определения и предоставления технических условий подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N 341) (далее по тексту - Правила №83) орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. Согласно пункту 6 Правил №83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил №83 запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил №83). В соответствии с пунктом 10 Правил №83 технические условия должны содержать следующие данные: максимальную нагрузку в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать: данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке; дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий); дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен) (пункт 11 Правил N 83). Судом установлено, что на основании протокола № от 28.06.2011 года земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, были признаны объектами торгов. На основании п.5 Правил №83 орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка, должен был предоставить Лихолетову В.В. технические условия, то есть технические условия должны были быть представлены до 29.05.2011 года. Однако, как следует из технических условий на водоснабжение и канализацию №, представленных ОАО «Водоканал» Апшеронского района, а также письма ОАО «Водоканал» Апшеронского района №, а равно технических условий филиала ОАО «НЭСК-Электросети (Апшеронскэлектросеть)» и технический условий ОАО «Апшеронскрайгаз» № и справки №, они (технические условия) были датированы 16, 23, 25, 27 июня 2011 года, что является нарушением п.5 Правил № 83. В связи с этим Лихолетов В.В. не получил технические условия в установленный законодательством срок. Суд также принимает во внимание, что технические условия на водоснабжение и канализацию № от 23.06.2011 года по адресу: <адрес>; № от 23.06.2011 года по адресу: <адрес>; № от 23.06.2011 года по адресу: <адрес>; были выданы заказчику ООО «Оксиген», что указывает на то обстоятельство, что ответчик самостоятельно не обращался в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения ОАО «Водоканал» Апшеронского района. В судебном заседании представитель ответчика не мог пояснить, каким образом указанные технические условия при отсутствии официального обращения ответчика, оказались в аукционной документации. В технических условиях ОАО «Апшеронскрайгаз» не указан срок их действия, что является нарушением п.10 Правил № 83, и в нарушение подп.4 пункта 10 ст.38.1 ЗК РФ технические условия не содержат информацию о плате за подключение. Аналогичные нарушения содержаться в извещении, опубликованном в газете «Вестник предгорья» № 71 от 05.07.2011 года, а так же в протоколе результатов торгов № от 05.08. 2011 года, в котором отсутствовала информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении организатором торгов (ответчиком) установленного порядка проведения аукциона и выставления на торги земельных участков, которые не были сформированы в соответствии с нормами земельного законодательства для проведения торгов, что является основанием для признания спорного аукциона недействительным в силу статьи 449 ГК РФ. Дополнительным основанием к признанию спорного аукциона недействительным по мнению суда являются следующие установленные судом юридические факты (включение в один лот № три земельных участка). При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Земельного кодекса РФ, постановления Правительства № 808, принятого в соответствии со статьей 38 ЗК РФ, направленные на эффективное использование государственной (муниципальной) собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона № 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Как видно из материалов гражданского дела, при проведении спорного аукциона в качестве одного лота выставлено на торги три сформированных земельных участка, каждый из которых имеет свой кадастровый номер и территориальное расположение. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Как указано в части 1 статьи 5 этого же Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В соответствии с положениями статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Системный анализ пункта 1 статьи 38 ЗК РФ и вышеприведенных положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», позволяет сделать вывод о том, что сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок обладает исключительными индивидуальными характеристиками, существенно отличающими его от других земельных участков, и в зависимости от которых различаются виды возможного использования конкретного земельного участка, что фактически подтверждается ссылкой на п. 3 «Извещения о проведении аукциона », согласно которой по результатам проведенных торгов по данному лоту (№ 31) заключается три договора аренды на каждый из указанных земельных участков. Предмет и цель заключения договора аренды из проекта договора аренды земельного участка, опубликованного в газете «Вестник предгорья», не усматривается. Так соответствие с Проектом договора: Все вышеперечисленные положения были закреплены в окончательных вариантах трех незаключенных договоров с победителем аукциона - Лихолетовым В.В. Следует признать, что сама по себе возможность дальнейшей передачи прав и обязанностей по договору аренды земельных участков третьим лицам противоречит самому принципу конкурентности и состязательности, заложенному в идее проведения торгов в форме конкурсов или аукционов, так как в таком случае сформированный земельный участок для возведения на нем объекта недвижимости получает лицо, не участвовавшее в конкурсе или аукционе, что противоречит положениям земельного (статьи 30 и 38 ЗК РФ) и антимонопольного законодательства. В рассматриваемом случае объединение трех участков в один лот в конечном итоге привело именно к таким результатам. Суд полагает, что, будучи выставленным на аукцион отдельным лотом, указанные земельные участки привлеки бы к участию в конкурсе значительно большее количество инвесторов. Суд не может согласиться с доводами представителя истца о том, что фактическая возможность исполнения условий договора, заключаемого по результатам торгов, не влияет на условия допуска претендентов к участию в торгах и возможность стать их победителем, так как в рассматриваемом случае условия договора изначально противоречили условиям конкурсной документации, давая возможность победителю аукциона изменить цели и задачи предмета аукциона, искажая, тем самым, саму идею проведения таких аукционов. В связи с этим суд приходит к выводам, что обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками, что приводит к сокращению количества претендентов пропорционально количеству земельных участков, объединенных в один лот, что, в конечном итоге, приводит к ограничению конкуренции на рынке строительно-инвестиционной деятельности. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, в силу пункта 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ является одним из признаков ограничения конкуренции. Объединение трех земельных участков в один лот повлияло на сумму задатка, а так же начальную цену аукциона, которая так же не позволила большему количеству потенциальных инвесторов принять участие в аукционе и повлиять на его результат, а, следовательно, принцип конкурентности, эффективности и результативности, заложенный в нормативных правовых актах, регулирующих данные правоотношения, не был достигнут. Как видно из материалов дела, в аукционе участвовали два участника Лихолетов В.В. и ООО «Оксиген». Победителю в такой ситуации было достаточно сделать один аукционный шаг, чтобы получить право аренды всех трех земельных участков. В результате предложенных заявителями условий проведения аукциона Лихолетов В.В. добился желаемого для него результата вне всякой конкуренции, а, следовательно, цели и задачи законодательства о защите конкуренции, земельного законодательства (статьи 30 и 38 ЗК РФ), а также нормативных правовых актов, регулирующих предоставления сформированных земельных участков исключительно путем проведения торгов, не были достигнуты. По мнению суда, включение в один лот трех земельных участков привело или могло привести к ограничению конкуренции при проведении спорного аукциона, ответчик, в свою очередь, не указал конкретную норму федерального закона, которая разрешает объединить три сформированных индивидуальных земельных участков в один лот при проведении конкурса. В дополнении к изложенному суд обращает внимание на то обстоятельство, что при подготовке объектов по лоту № к аукциону ответчиком не учтено, что подключение строящихся объектов капитального строительства на указанных участках к газопроводу осуществляется из разных точек подключения, для электроснабжения предусмотрена возможность подключения построенных жилых домов установленной мощностью по 60 кВт каждый. Наличие трех отдельных лотов на каждый земельный участок позволил бы избежать ответчику выявленных нарушений и соблюсти правовые рамки, установленные законодательством по данному виду сделок. На основании изложенного, суд считает, что заявленные Лихолетовым В.В. требования, являются обоснованными и подлежащими удовлетворении. Судебные издержки сторонами по делу заявлены не были. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительными проведенные администрацией муниципального образования Апшеронский район 05.08.2012 года торги в части продажи права на заключение договоров аренды земельных участков по лоту №: - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>. Признать не соответствующим действующему законодательству протокол № заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков «О результатах открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на территории муниципального образования Апшеронский район» от 06.03.2012 года в части признания Лихолетова В.В. победителем открытого аукциона по лоту № - продажа права на заключение договора аренды земельных участков: - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>; - с кадастровым номером №, с разрешенным использованием «для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома», расположенного по адресу: <адрес>. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовление решения в окончательной форме, то есть с 30 июня 2012 года. Судья А.В. Бахмутов На день публикации решение не вступило в законную силу.