Дело № 2-654/2012г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Апшеронск 30 мая 2012 года Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Якименко Н.В., с участием старшего помощника прокурора Апшеронского района Пономарева Д.А. представителя администрации муниципального образования Апшеронский район Тельнова Д.В. при секретаре Карамышевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Апшеронского района, действующего в интересах Ч.В. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Апшеронского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении инвалиду II группы Ч.В. в первоочередном порядке, без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> мотивируя свои требования тем, что в целях реализации предусмотренных Федеральным законом № 181-ФЗ прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, Правительством Российской Федерации принято постановление от 27.07.1996 N 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. В силу пунктов 17, 18 данных Правил, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств. 23.05.2011 года инвалид II группы Ч.В. обратился в администрацию муниципального образования Апшеронский район о предоставлении ему в порядке ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. К заявлению были приобщены документы, подтверждающие его право на предоставление земельного участка на льготных условиях. Однако, до настоящего времени земельный участок Ч.В. предоставлен не был, иной земельный участок администрацией района, не предлагался. Просит суд признать отказ администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов, незаконным и обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район принять решение о предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке и без проведения торгов, заключить с Ч.В. договор аренды земельного участка. В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Апшеронского района Пономарев Д.А. поддержал изложенные в заявлении требования и просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район Тельнов Д.В. в судебном заседании требования истца не признал, возражал против их удовлетворения и пояснил, что заявление Ч.В. о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС не может быть удовлетворено, поскольку отсутствует регламентация в законодательстве Российской Федерации и законах Краснодарского края о порядке предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и предоставление земельных участков для жилищного строительства путем проведения аукциона. В законодательстве Краснодарского края, регламентирующем земельные правоотношения, данный порядок не установлен. В информационном письме управления имущественных отношений Апшеронского района, направленного в адрес Ч.В. 27.05.2011 года было указано, что Министерством экономического развития Российской Федерации разработан и отправлен на согласование проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования», в котором предусматривается возможность предоставления земельного участка льготной категории граждан. В связи с этим, предоставление Ч.В. земельного участка в аренду сроком на 10 лет, расположенного по адресу : <адрес> с кадастровым номером № без проведения торгов, будет являться незаконным. Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах инвалида II группы Ч.В. о признании отказа администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов, незаконным обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено действующим законодательством РФ, т.е. функции собственника данных земель возложены на указанные органы местного самоуправления. Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставлено право на первоочередное получение, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В целях реализации предусмотренных Федеральным законом № 181-ФЗ прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, Правительством Российской Федерации принято постановление от 27.07.1996 N 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п.п. 17, 18 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств. Из имеющейся в материалах дела справки серия МСЭ-2007 №, выданной ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю следует, что Ч.В. (инвалиду с детства) установлена бессрочно вторая группа инвалидности. Из информационного письма Управления имущественных отношений Апшеронского района № от 27.05.2011 года следует, что в настоящее время отсутствует возможность предоставления Ч.В. в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС, т.к. согласно информации предоставленной Департаментом социальной защиты населения Краснодарского края, по данному вопросу Министерством экономического развития РФ разработан и отправлен на согласование проект ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения их разрешенного использования, в котором предусматривается возможность предоставления земельного участка льготной категории граждан. Предоставление земельного участка в аренду сроком на 10 лет, расположенного по адресу : <адрес> с кадастровым номером № без проведения торгов, будет незаконным. В ходе судебного заседания было установлено, что испрашиваемый заявителем Ч.В. земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером № с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Впоследствии, сведения о данном земельном участке были аннулированы по причине допущенных на стадии формирования земельного участка технических ошибок, а именно: в связи с существующими инженерными сетями, препятствующими его использованию по целевому назначению. В настоящее время в примерных границах аннулированного земельного участка сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 550 кв.м. для строительства коммерческого офисного здания. По договору аренды от 02.12.2011 года № данный земельный участок предоставлен физическому лицу в аренду сроком на три года. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2008 (в редакции постановления Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2008), разъяснено, что право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства порождает обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов. Верховный суд Российской Федерации указал, что аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи, торги не проводятся. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.10.2009 года №1127-О-О Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20.11.1998 года №155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Поскольку на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а администрацией муниципального образования Апшеронский район необоснованно отказано Ч.В. в предоставлении земельного участка в первоочередном порядке без проведения аукциона по продаже земельного участка или права на заключения договора аренды земельным участком, чем нарушены требования Федерального закона № 181-ФЗ, а также нарушены права и законные интересы инвалида II группы, суд считает необходимым признать отказ администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов незаконным и обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район принять решение о предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке и без проведения торгов заключив с ним договор аренды земельного участка. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать отказ администрации муниципального образования Апшеронский район в предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район принять решение о предоставлении Ч.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения торгов, заключив с ним договор аренды земельного участка. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия. Судья Н.В. Якименко. На день публикации решение вступило в законную силу.