Решение по жалобе ИП Карповой В.П. на постановление начальника ТО Роспотребнадзора о привлечении Карповой В.П. к административной ответственности по ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ



Дело № 12-10\12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2012 года                                    Краснодарский край, г. Апшеронск

Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Бахмутов А.В., рассмотрев 01 марта 2012 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу индивидуального предпринимателя Карповой В.П. на постановление № 5 начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюкова Н.А., от 11.01.2012 года о привлечении ИП Карповой В.П., к административной ответственности по ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

12 декабря 2011 года прокурором Апшероснкого района Краснодарского края Протасовым А.В., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.5 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Карповой В.П.

В соответствии со ст. 23.49 КоАП РФ вышеуказанное постановление и материалы проверки были направлены в территориальный отдел Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ для рассмотрения по существу.

11 января 2012 года на основании постановления № 5 вынесенного начальником территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюковым Н.А., ИП Карпова В.П., была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного, ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в сумме 3 000 рублей.

19 января 2012 года ИП Карпова В.П., обратилась в Апшеронский районный суд Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить вынесенное начальником территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюковым Н.А., постановление № 5 от 11.01.2012 года, производство по делу прекратить. В обосновании доводов жалобы, ИП Карпова В.П., указала, что обжалуемое постановление, вынесено незаконно и необоснованно проверка прокуратурой 17.11.2011 года с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ у нее на предприятии не проводилась о чем свидетельствует отсутствие каких либо протоколов осмотра и актов проверок. Нарушения, перечисленные в обжалуемом постановлении на момент возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют.

В судебном заседании ИП Карпова В.П., ее законный представитель Нудьга Ю.А., действующий на основании ордера № 249928 поддержали доводы, изложенные в жалобе, и просили суд отменить постановление № 5 начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюкова Н.А. от 11.01.2012 года как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить.

Представитель территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Калинина Ю.Е., действующая на основании доверенности от 26.06.2011 года просила суд оставить постановление № 5 от 11.01.2012 года без изменения, а жалобу ИП Карповой В.П. без удовлетворения.

Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора Апшеронского района Клементьев В.П. доказательств поручения прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проведения проверки деятельности гостиницы «Легенда», принадлежащей ИП Карповой В.П. территориальному отделу Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ не представил. Сведениями о согласовании проведения проверки ТО Роспотребнадзором деятельности ИП Карповой В.П (гостиницы «Легенда») на 17.11.2011 года в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 года № 93 «О реализации ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не располагает. Суду пояснил, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено прокурором Апшеронского района Краснодарского края на основании письма территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском район, г. Горячий ключ № 01-30\1697 от 22.11.2011 года.

Суд, выслушав представителя территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Калинину Ю.Е., ИП Карпову В.П., ее представителя, старшего помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Клементьева В.П., исследовав материалы и доказательства по делу: постановление № 5 от 11.01.2012 года по делу об административной ответственности, постановление о возбуждении дела об административной правонарушении от 12.12.2011 года, объяснение ИП Карповой В.П., письмо территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском район, г. Горячий ключ № 01-30\1697 от 22.11.2011 года, находит жалобу подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ИП Карпова В.П. на основании постановления № 5 от 11.01.2012 года руководителем территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском район, г. Горячий ключ Бирюковым Н.А. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.14.5 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Основанием для привлечения к административной ответственности ИП Карповой В.П. послужила проверка, проведенная 17.11.2011 года прокуратурой Апшеронского района совместно с привлечением специалистов территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ гостиницы «Легенда» в части соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Исходя из содержания описательной части обжалуемого постановления следует, что     в ходе проведения проверки 17.11.2011 года прокуратурой Апшеронского района совместно со специалистами территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ установлены следующие нарушения:

ИП Карповой В.П. не своевременно предоставляла потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В частности на проверяемом объекте в помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке отсутствовали Закон РФ «О защите прав потребителей» ; сведения об исполнителе и номер его контактного телефона; свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась; сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший); извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг; цену номеров (места в номере); перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере); перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; сведения о форме и порядке оплаты услуг; предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем; перечень категорий лиц, имеющих Право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; порядок проживания в гостинице; сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.; сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется; сведения о вышестоящей организации.

Так же отсутствовала информация о порядке проживании в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами, в уголке потребителя отсутствует информация о ценах за номер; перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату; сведения о форме и порядке уплаты услуг; сведения (адреса, телефоны) об органе по защите прав потребителей; в номерах отсутствует информация о правилах противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами.

Таким образом, руководителем территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, Апшеронском район, г. Горячий ключ Бирюковым Н.А. было установлено, что ИП Карповой В.П. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.5 Кодекса РФ об административным правонарушениях, т.е. нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве смягчающих обстоятельств     виновных действий ИП Карповой В.П., указано полное признание ею вины.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы права юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с действующим административным законодательством в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия, в частности выяснить правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; соблюдена процедура оформления протокола.

Как установлено в судебном заседании, проверка деятельности гостиницы «Легенда» (принадлежит ИП Карпова В.П. зарегистрирована 21.11.2007 года за основанным государственным номером записи о государственной регистрации ИП № 307232532500032) в части соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей проводилась специалистами территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ в ходе комплексных мероприятий.

Данное основание проведения проверки усматривается из письма начальника ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюкова Н.А. (исход. № 01-30\1697 от 22.11.2011 года) адресованному прокурору Апшеронского района Краснодарского края Протасову А.В.

Доказательств того, что проверка проводилась на основании поручения прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора (ст. 21 ФЗ от 17.01. 1992 года № 2201-1 ( в редакции от 21.11.2011 года «О Прокуратуре РФ») суду не представлено.

Имеющееся в материалах дела письмо, адресованное заместителю начальника ТО Роспотребнадзора Ч.Т.В., (исход от 17.11.2011 года) содержит прямое указание прокурора Апшеронского района Протасова А.В. административному органу провести проверку с предстоящим проведением новогодних мероприятий гостиницы «Легенда» и кафе «Карфаген».

Данное письмо содержит требование прокурора о проведении проверки конкретных объектов, что в соответствии с положениями п. 3 ч. 3 ст. 1 («Случаи, когда положение ФЗ № 294, устанавливающие порядок организации и проведения проверки не применяются») ФЗ от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязывает административный орган провести проверку в соответствии с требованиями ФЗ от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).

Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора) устанавливаются положением главы 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В соответствии с п. 1.1. Общих положений методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ должностными лицами центрального аппарата территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденных приказом от 24.03.2010 года № 103 «Об утверждении методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ» Министерством здравоохранения и социального развития РФ,

Должностные лица Роспотребнадзора при проведении проверок, административных процессуальных действий и иных мероприятий при проведении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка должны строго соблюдать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учитывая презумпцию их добросовестности, а при выявлении нарушений - обеспечить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления (предписания), а также выявить причины и условия, способствующие совершению правонарушений, с последующим принятием своевременных, эффективных и оптимальных мер, направленных на их устранение.

Требования к порядку организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержатся в Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (пункт 1.2 Методических рекомендаций)

Производство по делу об административных правонарушениях, в том числе применение мер обеспечения производства по делу об административном нарушении (в частности, в форме осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятия вещей и документов, ареста товаров, временного запрета деятельности), осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (пункт 1.3 Методических рекомендаций).

В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Статьи 11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ выделяют документарные и выездные проверки.

Указанный в письме начальника ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюкова Н.А. (исход. от 22.11.2011 года) такой вид проверки как комплексное мероприятие, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ не предусмотрено.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, а так же сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица или индивидуального предпринимателя указанного журнала.

В судебном заседании представитель территориального отдела Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Калинина Ю.Е. заявила, что акт проверки гостиницы «Легенда» в ходе проведения мероприятий ТО Роспотребнадзора 17.11.2011 года не составлялся, в виду чего суду указанный акт она предоставить не может.

Суд проверил факт наличия у ИП Карповой В.П. журнала проверок. ИП Карпова В.П., предоставила суду оригинал журнала учета проверок с датой начала ведения журнала - 01.03.2011 года, в котором так же отсутствует запись о проведении проверки гостиницы «Легенда» на дату 17.11.2011 года. Журнал содержит записи о проведенных проверках с 21.03.2011 года по 15.04.2001 года, с 16.05.2011 года по 17.05.2011 года, с 02.12.2011 года по 09.12.11 года, что подтверждает, с учетом периодичности записи в нем, тот факт, что на 17.11.2011 года журнал проверки у ИП Карповой В.П. на объект гостиница «Легенда» имелся, проверка объекта на данную дату представителями ТО Роспотребнадзора гостиницы «Легенда» не проводилась.

Данное основание подтверждает доводы жалобы ИП Карповой В.П. о том, что проверка ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ гостиницы «Легенда» 17.11.2011 года не проводилась.

Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ относит к грубым нарушениям нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лицо, индивидуального предпринимателя. Часть 3 ст.26.2 КоАП РФ запрещает использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Суд считает, что суждения, указанные в письме начальника ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ, Бирюкова Н.А. (исход. от 22.11.2011 года) не восполняет отсутствия акта проверки, а потому невозможно определить, кто из прокуроров принимал участие в проверке, кто из сотрудников ТО Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ проводил проверку гостиницы «Легенда», и какие нарушения в этой части были установлены, присутствовала ли при проведении проверки ИП Карпова В.П.

Бесспорных доказательств того, что индивидуальным предпринимателем Карповой В.П. было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, суду не представлено.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица ( ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

В силу п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих административные дела, не выполнение требований статей КоАП РФ привели к существенному нарушению законодательства, что влечет незаконность принятого постановления.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Белореченском, Апшеронском районах, г. Горячий ключ Бирюкова Н.А. № 5 от 11.01.2012 года по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Карповой В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Судья А.В. Бахмутов