: Дело № 2-267-11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года Апастовский районный суд РТ в составе: председательствующего судьи Ибятова В.Х. с участием и.о. прокурора Апастовского района РТ Хафизова Ф.Ф. при секретаре Хузягалиевой М.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Татарстан к ООО «<адрес>»»» Апастовского района о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности предприятия. Установил: Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в райсуд с заявлением к ООО «<адрес>»»» Апастовского района о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности предприятия по тем основаниям, что в ходе проверки установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно- эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства. В судебном заседании прокурор поддержал свои исковые требования и просит удовлетворить. Представитель заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Буинском районе в г. Буинск Зарипова М.Х. суду пояснила, что действительно Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в отсутствии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно- эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства. Просит разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны предприятия. Представитель ответчика- директор ООО «<адрес>»» Апастовского муниципального района РТ И. с заявлением прокурора района согласился, пояснив, что действительно с их стороны имели место нарушения указанные в заявлении прокурора. В настоящее время работа ведётся, однако технические документы не готовы. Просит предоставить срок до устранения нарушений. Согласно СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производства, являющихся источником воздействия на обитания и здоровья человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В соответствий с заключением по результатам рассмотрения материалов по установлению нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками выделения загрязняющих веществ на предприятии являются: двигатели автотранспорта и техники при их прогреве, движении по территории, при работе на холостом ходу, заточный станок, установка для кремации, круглопильный станок, плоскошлифовальный станок, сварочный аппарат, жизнедеятельность животных. Для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Так, согласно перечня предприятий относящихся к 1-3 классу опасности по классификации СанПин 2.2.1 /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в районах РТ, представленному Территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ следует, что предприятие ООО «<адрес>» относится к 3 классу опасности, которым необходимо иметь разработанный и утвержденный проект организации санитарно-защитной зоны. Территория СЗЗ предназначена для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам влияния; создания барьера между территорией предприятия и жилой застройкой; организации озелененных площадей, обеспечивающих ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей воздуха и повышение комфортности микроклимата. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натуральных исследований и измерений. Организации, промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно -защитными зонами от территории жилой застройки. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размеры и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. При этом, согласно п. 5.1 указанных санитарных правил в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Статьей 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, строительство, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Согласно ст. ст. 20 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны, согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6 1032-01 обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны, в соответствии с действующими санитарными правилами, и обеспечивать соблюдение режима данных СЗЗ. В ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Перечисленные факты нарушений природоохранного законодательства, а также бездействие руководства предприятия по устранению допущенных нарушений закона, соблюдению экологической безопасности, явилось основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Незаконными действиями предприятия нарушаются требования ст. 42 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, иметь достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям природной среды. Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ). При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора и присудить ООО «Сельхозпредприятие «Каратун» к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны предприятия. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд Решил : Иск прокурора удовлетворить: присудить ООО «<адрес>» к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны предприятия, <адрес> Отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней. Судья : подпись Судья: В.Х.Ибятов Секретарь с\з: М.Р.Хузягалиева Решение вступило в законную силу : ___________________ 2011 года Судья: В.Х.Ибятов