РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 4 октября 2010 года.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В.,
с участием представителя истца Алфимова С.Ф.-Мирошниченко А.А., действующей на основании доверенности от Дата обезличена года,
представителей ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края Крючко О.А., Незнамовой Е.В., действующих на основании доверенностей от Дата обезличена года,
при секретаре Гапот Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Алфимова С.Ф. в лице Мирошниченко А.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского край о признании действия должностных лиц /отказа в предоставлении жилищных субсидий/ незаконным, возложении обязанности предоставления жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Мирошниченко А.А. в интересах Алфимова С.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района о признании действия должностных лиц /отказа в предоставлении жилищных субсидий/ незаконным, возложении обязанности предоставить семье Алфимова С.Ф. жилищную субсидию за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, указывая в обоснование иска на следующее.Она не согласна с решением об отказе в предоставлении субсидии. Договор найма должен быть заключен между собственником дома Алфимовым С.Ф. и его дочерью Алфимовой Е. при условии, если Алфимов С.Ф. откажет дочери включить ее в свое заявление на получение жилищных субсидий, а Алфимова Е. примет решение и заявит, что желает получать жилищную субсидию по месту регистрации самостоятельно/п.24,46 Рекомендаций, п.3,8в Правил, ст.31 ЖК РФ, п.1 ст.421 ГК РФ/. На основании заявления Алфимовой Е. уполномоченный орган не вправе считать, что заявитель не указал /исключил/ в своем заявлении на получение жилищных субсидий Е. /п.8в Правил, п.46 Рекомендаций/. У Алфимовой Е. нет солидарной ответственности по платежам с ее родителями, поэтому нет основания в составлении документа о размере вносимой ею платы по коммунальным платежам/п.8д Правил, п.9,11 ст.155 ЖК РФ/.Уполномоченный орган в своем решении Номер обезличен от Дата обезличена г. не называет документы, которые необходимо предоставить Алфимову С.Ф.Сотрудники отдела субсидий не выполняют свои должностные обязанности п.4.2,4.3,4.4,4.8.4.14 Рекомендаций. В функции уполномоченного органа не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями/п.16 Рекомендаций/.Документ, подтверждающий правовое основание проживания Алфимовой Е. в доме родителей предоставлен- копия паспорта с отметкой о регистрации./п.8в Правил/. Также в персональном деле Алфимова С.Ф. имеется справка о составе семьи, где указана Алфимова Е. Есть справка с места работы, ее заявление, документ, свидетельствующий о том, что она проживает в Адрес обезличен/п.8вправил/. Должностные лица не вправе принуждать заявителя в предоставлении договора найма, договора безвозмездного пользования и т.д., документа о размере вносимой Алфимовой Е. платы за коммунальные услуги также потому, что договор найма, договор безвозмездного пользования не влияет на определение размера и порядка предоставления субсидий для Алфимова С.Ф. и его супруги.
Истец Алфимов С.Ф., третьи лица Алфимова О.М., Алфимова Е.С., представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Акилова В.Н., извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представили в суд заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании Мирошниченко А.А. поддержала заявленные требования и в Возражениях, представленных письменно, пояснениях в суде указала на следующее. Уполномоченный орган считает, что Алфимов С.Ф. при подаче документов в отдел субсидий не указал, /исключил/ из своего заявления дочь. Следовательно, собственник обязан заключить договор найма с дочерью, дающего право получать ей субсидию самостоятельно. В случае установления факта нарушения прав в получении субсидий любого гражданина зарегистрированного по месту проживания собственника, уполномоченный орган вправе отказать самому собственнику в жилищной субсидии. Однако при этом нельзя не учитывать, что граждане свободны в заключение договора. Принуждение заключение договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключение договора предусмотрена законом. В данном случае закон вправе принудить заключить договор собственника, но не члена семьи собственника ст. 150 ГК РФ. Все члены семьи Алфимова С.Ф. имеют право в получении государственной помощи в виде жилищных субсидий. Каждый член семьи вправе осуществлять свои права по своему усмотрению. Ею представлены четыре расчета размера субсидий для семьи Алфимова С.Ф. Исходные данные:
1. расходы на оплату коммунальных услуг - Номер обезличен руб. в месяц,
2. региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг - Номер обезличен/
3. региональный стандарт нормативной площади жилого помещения - Номер обезличен региональный стандарт максимальной доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - Номер обезличен%
4. совокупный доход семьи = Номер обезличен руб. /Номер обезличен руб./
5. прожиточный минимум = Номер обезличен руб. коэффициент = Номер обезличен
Расчет субсидий с учетов всех членов семьи: Номер обезличен руб.
Расчет субсидий для двух членов семьи с учетом наличия платежей третьего лица: Номер обезличен субсидия равна Номер обезличен руб. расчет субсидии с учетом платежей двух лиц: Номер обезличен руб. субсидия равна Номер обезличен руб. расчет субсидий в случае заключения договора найма для Алфимовой Е.: Номер обезличен руб. субсидия не положена.
Данный расчет лишний раз подтверждает, что заявитель не нарушал прав Алфимовой Е. на получение субсидий и то, что договор найма не влияет на расчет субсидий. Размер субсидий, прежде всего, зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому необходимо дифференцировать коммунальные платежи по солидарной ответственности всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по солидарной ответственности, вытекающие из пользования данным жилым помещением. Определение регионального стандарта зависит от количества лиц несущих солидарную ответственность по платежам с собственником не зависимо, проживают они или нет в данном жилом помещении. Алфимов С.Ф. и Алфимова О.М. желают получить социальную помощь и обязанность государства защитить их права.
Третье лицо на стороне истца Алфимова Е.С. в своем заявлении в суд указала, что Дата обезличена г. должностные лица УТСЗН принуждали ее подписать договор найма. Имея в паспорте регистрацию по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен. она 11 лет не проживает по указанному адресу.
Представитель ответчика Крючко О.А. с требованиями иска не согласилась и пояснила, что согласно п.4 Правил субсидии предоставляются собственнику жилого помещения с учетом постоянно проживающих с ним лиц. Алфимов С.Ф. не представил полные сведения, не указал в заявлении в качестве членов своей семьи совершеннолетнюю дочь, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствие с п.14 Правил. Заявитель должен был предоставить основания проживания дочери-договор найма или безвозмездного пользования в соответствие с п.8 Правил. Ранее они по ошибке производили выплату жилищных субсидий, на что им было указано Министерством труда и социальной защиты населения.
Представитель ответчика Незнамова Е.В. с требованиями Мирошниченко А.А. не согласилась, поддержала отзыв на исковое заявление и пояснила, что доказательств того, что Алфимова Е. проживает в Адрес обезличен не имеется. Согласно постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней зарегистрироваться по новому месту жительства. Зарегистрирована в Адрес обезличен, проживает в Адрес обезличен- значит, нарушает закон.
В отзыве Управления труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района указывается на следующее. В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются собственнику жилого помещения с учетом постоянно проживающих с ним, то есть зарегистрированных по месту постоянного жительства, членов его семьи. Подтверждением места постоянного жительства является регистрация по месту жительства. Согласно справке администрации муниципального образования Адрес обезличен Адрес обезличен района СК Номер обезличен от Дата обезличена г. в состав семьи заявителя Алфимова С.Ф проживающего по адресу Адрес обезличен Адрес обезличен, входят жена - Алфимова О.М., дочь - Алфимова Е.С. Для получения субсидии граждане предоставляют заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечисленных в пунктах 8 и 9 Правил. Заявителю необходимо представить документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства. Кроме этого заявителю необходимо представить документы, подтверждающие доходы свои и всех членов семьи. Заявитель Алфимов С.Ф. обязан был предоставить документы, подтверждающие правовые основания проживания совершеннолетней дочери в домовладении, собственником которого он является, так как он не указал Алфимову Е.С. в качестве членов своей семьи. Справка, выданная Адрес обезличен от Дата обезличена г. Номер обезличен Алфимовой Е.С. о том, что она действительно работает на Адрес обезличен в качестве заместителя главного бухгалтера с Дата обезличена г. по настоящее время, не содержит сведений о месте жительства Алфимовой Е.С., и имеющееся в деле заявление Алфимовой Е.С. о том, что она не будет реализовать свое право на получение субсидии не могут являться основанием для исключения Алфимовой Е.С. из состава семьи заявителя. Заявитель Алфимов С. Ф. представил с заявлением о предоставлении субсидии неполные сведения, что послужило основанием для отказа в предоставлении ему субсидии (п. 14 Правил).
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края В.Н. Акилова представила возражения, из которых следует, что субсидии предоставляются гражданам в соответствии со ст. 159 ЖК РФ. Во исполнение ст. 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила), которыми определен перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении субсидии (п. 8 Правил). В частности, для получения субсидии необходимо представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, так как субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. С этой целью Правилами регламентирован и порядок определения состава семьи получателя субсидии. В соответствии с подп. «б» п. 18 Правил в состав семьи заявителя, являющегося собственником жилого помещения, могут входить граждане, являющиеся членами семьи собственника в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, то есть и дети, проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении. При этом члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. Если согласие о принадлежности к одной семье между гражданами, вселенными собственником в качестве членов своей семьи, и самим собственником не достигнуто, то этот вопрос должен быть решен совместно проживающими в судебном порядке (подп. «а» п. 8 Правил). Когда заявитель, обратившийся за субсидией, указывает в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан в соответствии с подп. «в» и «д» п. 8 Правил представить документы, подтверждающие правовые основания проживания этих граждан в жилом помещении и размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. Документами, подтверждающими основание проживания в жилом помещении и определяющими размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, могут являться, например, договор найма жилого помещения, договор безвозмездного пользования, договор поднайма жилого помещения, договор ренты и т.п. Пунктом 4 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам, имеющим на них право (п.3 Правил), на основании заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и, следовательно, данная норма указывает на то, что субсидия выплачивается не только получателю субсидии, если он проживает в жилом помещении не один, а с учетом и других лиц – постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи. При отсутствии документов, которые в соответствии с п. 8 Правил должны быть представлены при подаче заявления о предоставлении субсидии, заявителю отказывается в её предоставлении. Основанием отказа является предоставление неполных сведений (п. 14 Правил). Именно на данном основании и было отказано Управлением в предоставлении субсидии истцу Алфимову С.Ф. В заявлении о предоставлении субсидии истец свою дочь Алфимову Е.С., имеющую регистрацию по месту постоянного жительства в принадлежащем ему жилом помещении, как члена своей семьи не заявил, но и документа, который бы подтверждал её проживание в жилом помещении по другим основаниям, не представил. Довод истца о том, что специалисты Управления принуждают его к представлению документа, подтверждающего основание проживания Алфимовой Е.С., является не обоснованным, поскольку уполномоченный орган осуществляет только прием документов и проверку их соответствия требованиям действующего законодательства. Что касается копии паспорта Алфимовой Е. с отметкой о регистрации по месту постоянного жительства, которая была представлена истцом с заявлением о предоставлении субсидии, то она не могла быть принята Управлением как документ, подтверждающий правовые основания проживания Алфимовой Е.С. в жилом помещении. Данную отметку органы регистрационного учета производят в соответствии с пунктами 3, 9, 16, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, на основании всё тех же документов являющихся, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, основанием для вселения в жилое помещение, а именно – договоров найма, поднайма, социального найма, купли-продажи и т.д. Кроме того, представленные Алфимой Е.С. справки с места работы и о составе семьи из Адрес обезличен сельской администрации, не являются документами, подтверждающими необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидии сведения, перечисленные в п. 8 Правил. Согласно п. 19 Правил состав семьи заявителя при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера уполномоченный орган определяет самостоятельно, руководствуясь п. 18 Правил. Так же является заблуждением и утверждение истца о том, что договор найма или договор безвозмездного пользования не влияет на порядок предоставления субсидии и исчисление её размера. Во-первых, при заключении договора найма жилого помещения частного жилищного фонда у нанимателя, имеющего регистрацию по месту постоянного жительства в данном жилом помещении, возникает самостоятельное право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии ему и членам его семьи (п. 3 и п. 4 Правил, ч. 2 и 3 ст. 159 ЖК РФ). Во-вторых, если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то для исчисления размера субсидии используются региональные стандарты, определяемые исходя из количества всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту постоянного жительства, независимо от основания их проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию. В-третьих, при проживании в жилом помещении двух и более семей, имеющих самостоятельное право на получение субсидий, фактические расходы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги каждой из них подтверждаются отдельными платежными или иными документами, содержащими такие сведения. Это необходимо для реализации п. 27 Правил, согласно которому размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
В соответствие со ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений(ч.2) Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч.2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей(ч.3).Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации(ч.7).
Пунктом 8 раздела II, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривается, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, следующих документов: п.в документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении; п.д… Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Согласно п.11 Правил Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Согласно п.14 заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с договором купли-продажи жилого дома с надворными постройками от Номер обезличен года и справки администрации муниципального образования Адрес обезличен Адрес обезличен от Дата обезличена г. со ссылкой на данные похозяйственной книги Номер обезличенДата обезличена год собственником жилого дома с надворными постройками и иными хозяйственным сооружениями по Адрес обезличен в Адрес обезличен района является Алфимов С.Ф..
Согласно вышеуказанной справке администрации Адрес обезличен в состав семьи Алфимова С.Ф., проживающего в Адрес обезличен по Адрес обезличен, входят жена Алфимова О.М., дочь Алфимова Е.С., согласно справке администрации Адрес обезличен от Дата обезличена г. по адресу: Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен постоянно зарегистрированы: Алфимов С.Ф., Алфимова О.М., Алфимова Е.С..
Доказательств того, что Алфимова Е.С. длительное время проживает в Адрес обезличен района заявитель не представил, так же как не представил доказательств и того, что Алфимова Е.С. не проживает совместно с заявителем и членами его семьи, так как справка от Дата обезличена г. Номер обезличен о ее работе заместителем главного бухгалтера Адрес обезличен с Дата обезличена года по настоящее время, представленная уполномоченным лицом ответчику, не содержит сведений о месте жительства Алфимовой Е.С., заявление от Дата обезличена г. за подписью ФИО11, имеющееся в личном деле Алфимова С.Ф., о том, что его родственница Алфимова Е.С. более трех лет проживает в Адрес обезличен по Адрес обезличен в принадлежащей ему квартире не может служить достоверным доказательством факта постоянного проживания Алфимовой в Адрес обезличен, в том числе после Дата обезличена г. К заявлению третьего лица Алфимовой Е.С., адресованном суду, в том, что она 11 лет не проживает со своими родителями суд относится критически, поскольку содержащиеся в нем сведения не подтверждаются достоверными доказательствами по делу. Таким образом, Алфимов С.Ф. или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, должен был представить в отдел начисления и выплат жилищных субсидий соответствующие документы и на Алфимову Е.С., поэтому отказ в предоставлении субсидии Алфимову С.Ф. обоснован, оснований к удовлетворению иска Алфимова С.Ф. в лице его представителя Мирошниченко А.А. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Алфимова С.Ф. в лице Мирошниченко А.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края о признании действия должностных лиц /отказа в предоставлении жилищных субсидий/ незаконным, возложении обязанности предоставления жилищной субсидии, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме через Апанасенковский районный суд.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в помещении суда 6 октября 2010 года.
Мотивированное решение изготовлено 6 октября 2010 года.
Председательствующий судья: Н.В. Кольцова