РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 26 октября 2010 г.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Михайленко В.Ф.,
при секретаре Брагинцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Т.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Куликова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края, в котором просила обязать ответчика включить в её трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы её в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года и период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года, а также обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости со дня обращения её с заявлением с <данные изъяты> года.
В судебном заседании Куликова Т.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что <данные изъяты> года она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Апанасенковскому району СК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; решением № от <данные изъяты> года ей в этом было отказано из-за отсутствия 25 лет стажа на соответствующих видах работ, так как ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края не зачло в этот стаж период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и время работы её в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры. Она считает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконен, а указанные периоды необоснованно не включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Представители ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края Маливанова Е.И., Давыдовская И.Е. с иском Куликова Т.А. не согласились, просили в его удовлетворении отказать, сославшись на следующее.
Право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости определяется в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющие не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1-21 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Указанные Правила и список утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.
В соответствии с пунктом 12 Правил №781 работа в должности «преподавателя» в учреждении дополнительного образования за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
1). на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
2). у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Стаж на соответствующих видах работ Куликова Т.А. составляет 5 лет 6 мес. 2 дня, соответственно одно из условий не выполнено.
В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не засчитываются периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, поскольку это не предусмотрено Правилами от 11.07.2002г.
При исчислении стажа на соответствующих видах работ по ранее действующему законодательству в стаж педагогической деятельности не может быть засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Согласно статье 167 КзоТ РСФСР и Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 №23/24-11 период ухода за ребенком от полутора до трех лет определен как «дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», который в специальный стаж для назначения досрочной пенсии не включается.
Вместе с тем при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью стаж, имевший место до 01.01.2002г., может быть исчислен с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, т.е. с применением ранее действовавшего законодательства.
Право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью за периоды работы начиная с 01.11.1999г. определялось на основании Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, включается работа в учреждениях, строго определенных разделом «Наименование учреждений» Списка от 22.09.1999 №1067 и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В стаж работы истицы не включен период работы с 15.08.1983 по 27.06.1995 в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры, так как в пункте 5 Правил в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком, не предусмотрена художественная школа. Поэтому при переносе указанных Правил за периоды работы заявительницы до 01.11.1999г., работа в художественной школе, являющейся структурным подразделением организации, не подлежит зачету в стаж педагогической деятельности по нормам ранее действовавшего законодательства.
Раздел «Наименование учреждений» Списка от 06.09.1991 № 463 и раздел «Наименование учреждений» Списка от 22.09.1999г. № 1067 содержали наименования учреждений, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью по нормам статьи 80 Закона от 20.11.1990г.
Исходя из содержания статьи 80 Закона от 20.11.1990 и разделов «Наименование учреждений» Списка от 06.09.1991 № 463 и Списка от 22.09.1999г. №1067, право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью могло быть предоставлено только работникам организационно-правовых структур, являющихся по статусу учреждением.
Согласно Устава, зарегистрированного Постановлением главы администрации Апанасенковского района 28.06.1995 № 240, «Дивенская детская художественная школа» является юридическим лицом с 28.06.1995г. (даты регистрации Устава).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из записей в трудовой книжке Куликова Т.А. следует, что она с 15.08.1983 года зачислена преподавателем «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры; 17.01.1989 года Апанасенковский отдел культуры реорганизован в центр культуры и досуга; 11.03.1996 года центр культуры и досуга реорганизован в комитет по культуре администрации Апанасенковского района; 24.11.1997 года комитет по культуре преобразован в отдел культуры Апанасенковской районной государственной администрации; 29.04.1999 года Муниципальное учреждение «Дивенская детская художественная школа» преобразовано в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» с.Дивное.
Отказывая Куликова Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчик сослался на отсутствие у нее 25 лет стажа на соответствующих видах работ.
При этом он исходил из того, что работа Куликова Т.А. в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры с 15.08.1983 года по 27.06.1995 года не может включаться в указанный стаж в силу того, что «Детская художественная школа в тот период не являлась учреждением, так как её Устав был зарегистрирован только 28.06.1995 года, что свидетельствует о том, что именно с этого периода времени «Детская художественная школа» стала юридическим лицом.
В судебном заседании было установлено, что в спорный период и после 27.06.1995 года характер педагогической работы, которую выполняла Куликова Т.А., осуществляемые ею функции, нагрузки, направление деятельности «Детской художественной школы» не изменились, поэтому отказ во включении периода работы до 27.06.1995 года в специальный стаж противоречит положениям Конституции Российской Федерации, так как социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.39). Исходя из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Учитывая изложенное, суд считает, что период работы Куликова Т.А. в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры с 15.08.1983 года по 27.06.1995 года подлежит зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, не может быть засчитан период нахождения Куликова Т.А. в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 09.11.1990 года по 08.05.1992 года вследствие того, что это не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 года, а также исходя из статьи 167 Кзот РСФСР и Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года №23/24-11, поскольку ими период ухода за ребенком от полутора до трех лет определен как «дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», который в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости не включается, не состоятельны.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22.05.1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Из смысла указанных законодательных актов период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности. Кроме этого, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (пункт 15) прямо указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Следовательно, период нахождения Куликова Т.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 09.11.1990 года по 08.05.1992 года подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2010 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Поскольку при включении периода работы Куликова Т.А. в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры и периода нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до трех лет в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», этот стаж превышает 25 лет, подлежат удовлетворению и требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию со дня её обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, то есть с 07.06.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Куликовой т.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края включить период работы Куликовой Т.А. в должности преподавателя «Детской художественной школы» Апанасенковского отдела культуры с 15.08.1983 года по 27.06.1995 года и период нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 09.11.1990 года по 08.05.1992 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Апанасенковскому району Ставропольского края назначить Куликовой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 07.06.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2010 года.
Судья В.Ф. Михайленко