Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2010г. с. Дивное
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Стрешенец Э.И.,
при секретаре Титовой А.Н.,
с участием прокурора \представителя истца\ Житникова А.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края Адамовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края по непринятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений - плотин прудов № на территории муниципального образования, признании бесхозяйными гидротехнических сооружений - плотин прудов; обязательстве в принятии мер в установленном законом порядке по принятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений - плотин прудов, либо в рекультивации гидротехнических сооружений - плотин прудов (при отсутствии в них необходимости);обязательстве внесения изменений в бюджет муниципального образования с.Воздвиженского на 2011г. с целью закрепления в нем денежных средств, необходимых для выполнения всех действий, связанных с принятием гидротехнического сооружения в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края обратился в Апанасенковский райсуд с окончательно уточненным исковым заявлением, в порядке ст.225 ГК РФ,ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 3.10.2003г.,ст.1,11 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994г.).
Из заявления прокурора Апанасенковского района СК и пояснений представителя прокуратуры Апанасенковского района Житникова А.А. в суде,следует,что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Ставропольского края была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Апанасенковского района, при этом в деятельности администрации муниципального образования с. Воздвиженского установлены нарушения законодательства о безопасности ГТС, выразившиеся в том, что на территории муниципального образования имеется ГТС- плотины прудов, собственник которых отсутствует, т.е. ГТС являются бесхозяйными. В связи с этим, мероприятия в отношении данных плотин по контролю, предупреждению, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций никем не осуществляются, в обязательном, установленном порядке (как это должно быть при наличии собственника, обязанного следить за своим имуществом, его безопасностью). За плотинами никто не следит, не обследует, не несет расходы по ремонту, не осуществляется контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природного и техногенного воздействия, результатов хозяйственной деятельности, которая осуществляется в непосредственной близости к гидротехническим сооружениям, в связи с чем, при чрезвычайной ситуации, аварии на ГТС, могут быть человеческие жертвы, материальный ущерб, ущерб окружающей природной среде, нарушение условий жизнедеятельности людей. В связи с ненахождением ГТС в собственности какого-либо лица, нет субъекта, на которого должны быть возложены обязанности по эксплуатации гидротехнических сооружений, и к которому в установленном законом порядке возможно предъявление требований об устранении нарушений соответствующего законодательства.
Из пояснений представителя прокуратуры Житникова А.А. также следует, что истец просит, исходя из разумных сроков, обязать администрацию МО с.Воздвиженского принять меры к приобретению, оформлению в установленном законом порядке, плотин в муниципальную собственность - обратиться за постановкой (по вопросу принятия) плотин на учет в органы государственной регистрации прав на недвижимость в срок до 1.06.2011г.,как бесхозяйного имущества, после чего, по истечении года, принять в собственность данное имущество, с обращением о признании права в судебном порядке, с постановкой на баланс администрации МО, либо в случае отсутствии необходимости в данных плотинах,- обязать ответчика произвести рекультивации плотин в тот же срок.
Представитель ответчика глава администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края Адамова Г.В., в судебном заседании признала исковые требования в части, пояснив следующее.На территории МО, землях с.Воздвиженского(в самом селе и в прилегающих балках) имеется несколько прудов, с построенными колхозом «Родина» плотинами - № в 1976г., № в 50-х годах. Какие-либо документы о том, конкретно кем, на чьи средства построены ГТС - отсутствуют. Пруды ранее использовались сельхозпредприятием, населением для полива, орошения, водопоя животных, в настоящее время вода в прудах №,31 отсутствует. На плотинах прудов № расположены дороги, на плотине -№-тротуарная дорожка, которыми постоянно пользуется население, организации для своей жизнедеятельности. Плотины имеют устройства водосброса излишков воды. Ремонт плотин, иногда, по собственной инициативе осуществляется СХА «Родина».На балансе у этой организации, в администрации села, других организаций, плотины нигде не стоят, собственника у них нет. Она считает, что в случае аварии на плотинах, вода уйдет по балкам в р.Калаус, не причинив никому вреда. Бюджет муниципального образования дотационный примерно на 87%. Финансовых средств на нужды села недостаточно. Принятие в собственность МО плотин повлечет расходы на БТИ, оформление декларации безопасности и оформление другой документации, др. расходы. Сейчас, на 2010г., эти расходы в бюджете села не заложены.В утвержденном, согласованном районными и краевыми органами власти, финансовыми органами бюджете МО Воздвиженского на 2011г.( утверждение которого будет в декабре 2010г.)-расходы на плотину пруда не предусмотрены. Показатели доходов и расходов бюджета села на 2011г. установлены вышестоящими органами муниципальной и государственной власти района и Ставропольского края, изменение их невозможно. На мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций выделено только 200тыс. руб. Этих денег недостаточно будет даже для первоочередных мер противопожарной безопасности. Если в бюджете МО, села будут заложены, предоставлены финансовые средства, дотации на постановку в муниципальную собственность, обслуживание, ремонт плотин прудов, - только в этом случае администрация будет согласна с принятием в собственность плотин, поставить их на свой баланс.
Из аналогичных показаний свидетелей ФИО4, ФИО5 (ведущего специалиста Управления сельского хозяйства и охраны окружающей природной среды администрации Апанасенковского муниципального района СК; государственного инспектора Управления Ростехнадзора по СК) в судебном заседании следует, что по роду деятельности, им известно о наличии в с.Воздвиженском бесхозяйных плотин прудов №,которые по их мнению должны быть приняты на баланс, в собственность администрации муниципального образования села или рекультивированы в соответствие с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, т.е исковые требования прокурора должны быть удовлетворены.
В соответствие с исследованными в судебном заседании истребованными судом, представленными сторонами письменными доказательствами:
-справкой администрации МО с.Воздвиженского Апанасенковского района СК от <данные изъяты>. № в прокуратуру Апанасенковского района СК, сообщено о бесхозяйности ГТС плотин прудов(№) расположенных в с.Воздвиженском; невозможности постановки плотин на баланс администрации МО, в связи с отсутствием средств в бюджете МО на 2010г. на несение затрат на плотины; справкой от <данные изъяты>. № администрации МО с.Воздвиженского СК, - какие-либо точные данные о времени, целей построения, кем были построены плотины в с.Воздвиженском,-отсутствуют (примерно в 50-х,1976г.,построены хозспособом), производится обследование состояния плотин администрацией МО, СХА «Родина»,водоемы образованные плотинами используется населением села, СХА «Родина» для сельскохозяйственных нужд, ремонт плотин осуществляется СХА «Родина»,
-копиями писем\требований\ Управления сельского хозяйства и охраны окружающей природной среды администрации Апанасенковского муниципального района СК от <данные изъяты>. №,от <данные изъяты>. №, в адрес администрации МО с.Воздвиженского СК, - в связи с наличием на территории МО бесхозяйных ГТС - плотин прудов №,на основании требования Главного Управления МЧС РФ по СК(о закреплении бесхозяйных ГТС за балансодержателями, либо в ликвидации ГТС, как создающим потенциальную угрозу населению), - администрации МО с.Воздвиженского предложено принять ГТС плотины № на свой баланс либо рекультивировать (за отсутствием необходимости) в срок до <данные изъяты>.,
–копии формы сведений по итогам проведения инвентаризации бесхозяйных гидротехнических сооружений, представленной государственным инспектором Управления Ростехнадзора по СК ФИО5, - при инвентаризации ГТС на территории Апанасенковского района СК, установлено наличие бесхозяйных ГТС плотин прудов №,расположенных в с.Воздвиженском СК с нормальным уровнем безопасности ГТС,
-письма \требования\ Главного Управления МЧС РФ по СК от <данные изъяты>. № в адрес глав администраций муниципальных районов СК и ответа главы администрации ААМР СК (ГУ МЧС РФ по СК) предложено закрепить бесхозяйные ГТС за балансодержателями, либо ликвидировать ГТС; администрацией Апанасенковского муниципального района СК сообщено о выявлении в районе 18 бесхозяйных ГТС и непринятии администрайциями МО сел решений о принятии на баланс, либо рекультивации \ликвидации\ ГТС.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела с содержащимися в нем доказательствами, суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения иска прокурора, в связи с преимущественной обоснованностью изложенных в нем доводов(за исключением в части требований об обязательстве ответчика во внесении изменений в бюджет МО на 2011г. о закладке в нем расходов на принятие в собственность ГТС, установлении срока для принятия мер по принятию в собственность ГТС до 1.06.2011г.). При этом, суд с учетом уточнения заявленных прокурором требований об обязательстве ответчика в принятии мер по принятию в собственность ГТС либо ее рекультивации в определенный срок, с принятием во внимание предусмотренности гражданско-процессуальным законодательством необходимости исполнения решения суда об обязательстве ответчика в совершении определенных действий в установленный срок, с указанием срока в решении суда, в том числе, по инициативе суда, считает возможным(с учетом значительного количества бесхозяйных объектов) обязать ответчика в совершении указанных действий в течение времени по 31.12.2011г., по вступлении решения суда в законную силу, а не до 1.06.2011г., как предложено истцом, в связи с недостаточностью предложенного срока. (на основании ст. 45,1,39,254,203,204,206,209,210 ГПК РФ).
В соответствии со ст.3,6,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» №117-ФЗ от 21.07.1997г.,ст.225 ГК РФ, ст.6ч.2п.2,29,12,ст. 14,28,35 ФЗ от 28.08.1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,ст. 51ч.11,12,ст. 54 ч.3 Закона РФ №1550-1 от 6.07.1991г. «О местном самоуправлении в РФ»;ст. 8,ст.9п.8,26,ст.27,29,30,32,34 Закона Ставропольского края №12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае, ст.1,11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,ст.10,ст.43 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
-к вопросам местного значения поселений \разрешаемым местной администрацией\ относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Предоставленные законодательством полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по предупреждению возникновения, защите населения от чрезвычайных ситуаций связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений,
- предупреждением чрезвычайных ситуаций является комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения,
- к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится то, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; финансирование за счет собственных средств мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
- в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
-органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы,
-каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
-к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья,
- бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из установленных обстоятельств дела, что подтверждено пояснениями прокурора(представителя истца),представителя ответчика, свидетелей, вышеперечисленными письменными доказательствами, в том числе, информациями, справками, требованиями органов муниципальной власти района и гостехнадзора, МЧС РФ о нарушениях в реализации законодательства о безопасности ГТС с.Воздвиженского, неопровергнуто представителем ответчика, в соответствии с приведенным законодательством о безопасности ГТС, гражданским законодательством, о местном самоуправлении,- на администрации муниципальных образований, сел (в том числе, МО с.Воздвиженского) прямо возложены обязанности по выполнению мероприятий, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, аварий на гидротехнических сооружениях- плотинах прудов, водоемов, расположенных на территории, землях МО, с финансированием расходов на эти цели за счет местного бюджета МО и иных источников, и соответствующие обязанности данным органом местного самоуправления с.Воздвиженского выполняются не в должной мере.
По смыслу указанного законодательства, гидротехнические сооружениия, как недвижимое имущество, объекты с повышенной опасностью, - должны находиться под постоянным контролем, надзором, обследованием, в постоянном безопасном техническом состоянии; у ГТС в обязательном порядке должен быть собственник для обеспечения содержания, безопасности имущества. Безхозяйное правовое состояние ГТС, в связи с его повышенной опасностью – не допустимо, а при его наличии, должно быть прекращено в порядке гражданского, земельного законодательства.
Обязанности по прекращению бесхозяйности имущества возложены на органы местного самоуправления(администрации МО).
Меры по содержанию, обеспечению безопасного состояния бесхозяйных ГТС на территории муниципальных образований(сел) могут (будут) приниматься только в случае нахождения ГТС в собственности муниципального образования, нахождении ГТС на балансе администрации МО, поскольку именно в этом случае будет осуществляться финансирование данных мер из бюджета МО, в противном случае, для обеспечения полной безопасности, предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций, бесхозяйные ГТС должны быть ликвидированы (рекультивированы), что также входит в прямые обязанности администрации МО.
Суд считает установленным, что в течение длительного времени, существуют и не устранены указанные в иске прокурора недостатки связанные с бесхозяйностью на территории МО(села)Воздвиженского, где проживает значительное количество граждан, - ГТС- плотин прудов, не имеющих собственника, и как следствие этого отсутствие со стороны собственника контроля за безопасностью, исправностью, эксплуатацией ГТС, что свидетельствует о неправомерном с точки зрения всего вышеуказанного законодательства, - бездействии органов местного самоуправления, наличии оснований для суда в признании ГТС бесхозяйным имуществом(вещами),признании незаконным бездействия ответчика и обязательстве его в принятии мер по принятию в собственность ГТС в установленном законом порядке, либо их ликвидации-рекультивации.
Общеизвестными являются факты о потенциальной небезопасности для людей, животных, имущества, экологии, (то есть грубое, тем самым, нарушение прав граждан на безопасность, на безопасную экологическую обстановку), -в случаях отсутствия постоянного контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий на ГТС, отсутствия слежения за надлежащим устройством, эксплуатацией, своевременному и в полном объеме обследовании, ремонту гидротехнических сооружений, в том числе водозапорных плотин прудов, что серьезно подрывает безопасность жизни, здоровья населения, животных, создает риск возникновения чрезвычайных ситуаций в результате внезапных аварийных прорывов плотин прудов, водоемов из-за их переполнения, разрушения, гибели от этого людей, имущества, природной среды.
Очевидным также является наличие обязанности у администрации МО с.Воздвиженского в принятии мер к принятию в собственность в установленном законом порядке указанных бесхозяйных ГТС(постановке на учет в органах госрегистрации прав на недвижимость -ГТС как бесхозяйных, в последующем оформлению в собственность, с признанием права в порядке гражданского судопроизводства, с постановкой на баланс, эксплуатации за счет средств муниципального бюджета ГТС на территории МО или с привлечением средств из иных законных источников),в том числе, с возможным осуществлением указанных действий на договорных условиях с хозяйством (сельхозпредприятием), расположенным на территории МО, с обеспечением возможности использования плотин населением МО, с достижением по этому поводу соглашения администрации МО с сельхозпредприятием, поскольку обеспечение наличия этих объектов местного значения на территории МО возложено на местные органы самоуправления поселения (местную администрацию), и наличие соответствующих законодательству объектов в собственности МО является гарантией экологической и общей безопасности территории МО, безопасности граждан, их имущества. В противном случае, для обеспечения полных гарантий безопасности людей, имущества, ГТС должны быть ликвидированы.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика- о необснованности исковых требований прокурора, возможности признания незаконным бездействия ответчика, обязательстве ответчика в принятии мер по принятию в собственность ГТС, лишь при условии предоставления ответчику финансовых средств на эти цели, поскольку обязанности ответчика по выполнению мероприятий направленных на полную безопасность расположенных на территории МО гидротехнических сооружений(в том числе – по принятию в собственность ГТС, либо их рекультивации), - не могут быть поставлены в зависимость от наличия-отсутствия у ответчика (в местном бюджете) в необходимом размере финансовых средств на содержание ГТС.
По мнению суда, в части исковых требований об обязательстве ответчика внесении изменений в бюджет МО на 2011г., связанных с закладкой в бюджете МО финансовых средств на принятие в собственность ГТС(в 2011г.),следует отказать, поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование данных требований. Принятие ответчиком в установленном законом порядке мер по принятию в собственность ГТС в срок до 31.12.2011г.,то есть подача заявления в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозяйного имущества, с годичным периодом нахождения ГТС на соответствующем учете, предполагает возможность реализации правомочий по приобретению в собственность ГТС ответчиком в 2012г.(с исключением такой возможности в 2011г.),с формированием бюджета МО на 2011,2012г. в порядке исполнения бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении(ст.9,32,34 Закона Ставропольского края №12-кз от 2.03.2005г.,ст.35 ФЗ №154-ФЗ от 28.08.1995г.,ст.169,171,174,184,185,9,15,65,83,86,154 БК РФ)
Руководствуясь ст.258,ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать бесхозяйными недвижимыми вещами гидротехнические сооружения –плотины, предназначенные для использованиия водных ресурсов:
-плотину пруда №, длинной (плотины) 400м, шириной 2,5м, высотой 2,5 м, (площадь пруда 2,5га),
-плотину пруда №, длинной (плотины) 120м, шириной 3-5м, высотой 3 м, (площадь пруда 3,5га, объём воды 17,5 тыс.куб.м, средняя глубина – 0,5 м),
-плотину пруда №, длинной (плотины) 160м, шириной 8м, высотой 5 м, (площадь пруда 4,5 га, объём воды 76,5 тыс.куб.м, средняя глубина – 1,7 м)
-плотину пруда №,длинной (плотины) 150м, шириной 4м,высотой 7 м, (площадь пруда 5,5 га),
-плотину пруда №, длинной (плотины) 240м, шириной 5м, высотой 3 м, (площадь пруда 7 га, объём воды 49тыс.куб.м, средняя глубина – 0,7 м, плотина расположена на балке Бабенкова),
расположенные (на территории) с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края, в неисполнении обязанностей \непринятии мер\ администрацией муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края - по непринятию в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей - гидротехнических сооружений, плотин, предназначенных для использованиия водных ресурсов, прудов: плотины пруда №, длинной (плотины) 400м, шириной 2,5м, высотой 2,5 м,(площадь пруда 2,5га); плотины пруда №, длинной (плотины) 120м, шириной 3-5м,высотой 3 м, (площадь пруда 3,5га, объём воды 17,5 тыс.куб.м, средняя глубина – 0,5 м); плотины пруда №, длинной (плотины) 160м, шириной 8м,высотой 5 м, ( площадь пруда 4,5 га, объём воды 76,5 тыс.куб.м, средняя глубина – 1,7 м); плотины пруда №, длинной (плотины) 150м,шириной 4м,высотой 7 м, (площадь пруда 5,5 га); плотины пруда №,длинной (плотины) 240м,шириной 5м,высотой 3 м, ( площадь пруда 7 га, объём воды 49тыс.куб.м, средняя глубина – 0,7 м, плотина расположена на балке Бабенкова), - расположенных (на территории) с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края.
Обязать администрацию муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края, принять меры в установленном законом порядке, в соответствие со ст.225 ГК РФ, либо произвести рекультивацию плотин (при отсутствии необходимости использования) в срок до 31.12.2011г.
В удовлетворении исковых требований прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района Ставропольского края в части,- об обязательстве администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района СК по внесению изменений в бюджет муниципального образования с.Воздвиженского на 2011г., с целью закрепления в нем денежных средств, необходимых для выполнения всех действий, связанных с принятием гидротехнического сооружения в муниципальную собственность; обязательстве администрации муниципального образования с.Воздвиженского Апанасенковского района СК, в срок именно до 1.06.2011г. по принятию мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнических сооружений - плотин прудов, либо в их рекультивации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Апанасенковской районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
С мотивированным решением лица участвующие в деле, могут ознакомиться в Апанасенковском райсуде СК 6.12.2010 г..
Председательствующий
судья: