РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Дивное 26 сентября 2011 года. Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В., с участием помощника прокурора <адрес> Ковалева Е.Д., представителя администрации муниципального образования <адрес> Никитюк С.А., при секретаре Якименко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях, указывая в обоснование заявления на следующее. Прокуратурой района в истекшем периоде <данные изъяты> г. проведена проверка деятельности администрации муниципального образования <данные изъяты>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о регистрации и снятии с учета граждан по месту жительства. Проверкой установлено, что при отсутствии документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилое помещение, в нежилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования, зарегистрированы следующие граждане: ФИО1, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО2, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО3, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО4, <дата> г.р. <адрес> с <дата>, ФИО29 ФИО5, <дата> г.р., <адрес> с <дата> г., ФИО34 ФИО6, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО35 ФИО7, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО36 ФИО8, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО37 ФИО9, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО38 ФИО10, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО11, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО29 ФИО12, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО29 ФИО28, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО13, <дата> г.р., <адрес> с <дата> г., ФИО40 ФИО14, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО15, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО16, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО17, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО18, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО19, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО20, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО21, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО22, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО23, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО24, <дата> г.р., <адрес> с <дата>, ФИО42, <дата> г.р., <адрес> с <дата> Согласно данным Апанасенковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» на объекты недвижимости <данные изъяты> техническая документация отсутствует. В соответствии с информацией главы администрации муниципального образования все указанные граждане зарегистрированы в нежилых помещениях (в животноводческих фермах, кошарах и овцекомплексах). Прокуратурой района в <данные изъяты> г. в адрес главы муниципального образования <данные изъяты> внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона, которые не устранены, поскольку вышеуказанные граждане с регистрационного учета до настоящего времени не сняты. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ковалев Е.Д. заявление и основания, в нем изложенные, поддержал и просил удовлетворить требования, поскольку граждане в нарушение требований законодательных актов зарегистрированы по месту жительства в нежилых помещениях. Представитель администрации МО <адрес> Никитюк С.А. в удовлетворении заявления прокурора не возражал, указав, что около половины нежилых помещений, в которых зарегистрированы указанные граждане, уже не существует, к моменту рассмотрения дела в суде с регистрационного учета в добровольном порядке были сняты ФИО22, ФИО11 Заинтересованные лица ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО33К., ФИО34О., ФИО35О., ФИО36О., ФИО37О., ФИО38О., ФИО11, ФИО39О., ФИО29, ФИО13, ФИО40О., ФИО15, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО18, ФИО15, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО23, ФИО43 будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства по последнему известному месту жительства, в судебное заседание не явились, в селе не проживают, фактическое место жительства их неизвестно. Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании достоверно установлен факт регистрации вышеуказанных граждан в нежилых помещениях, что подтверждается адресными справками, информацией администрации МО <данные изъяты> о зарегистрированных лицах, сверенной с отделением № МРО УФМС России по <адрес> в <адрес> с местом дислокации в <адрес>, данными архива Апанасенковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по объектам недвижимости. В соответствии с нормами ранее действовавшего и действующего законодательства регистрация граждан по месту жительства производится в жилых помещениях. В Положении о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 г. №677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» закреплены правила прописки граждан в жилых помещениях. В соответствии со ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Согласно ст.51 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г.) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем- жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно ст.7 ЖК РСФСР (действующего до 1.03.2005 года) (Назначение жилых домов и жилых помещений) Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Согласно ст. 4 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции но контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федеральною органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация. Статьей 3 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лип, ответственных за регистрацию. Согласно ст. 6 Закона от 25.06.1993 N 5242-1, граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются паспорт, или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, представившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Согласно ст. 2 Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также допускается его использование для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройки, расположенные по адресу: <адрес>, объекты недвижимости <данные изъяты> не подпадают. В соответствии со ст. 7 Закона, а также п.п. «ж» п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда. Как следует из представленных адресных справок от <дата> с регистрационного учета в нежилых помещениях на момент рассмотрения дела в суде сняты: ФИО11, ФИО22, поэтому в удовлетворении заявления об обязательстве администрации в снятии указанных лиц с регистрационного учета следует отказать. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.03.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защит прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях - удовлетворить частично. Признать неправомерными действия администрации муниципального образования <адрес>, выразившиеся в незаконной регистрации в нежилых помещениях ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО29 ФИО5, ФИО34 ФИО6, ФИО35 ФИО7, ФИО36 ФИО8, ФИО37 ФИО9, ФИО38 ФИО10, ФИО27, ФИО29 ФИО12, ФИО29 ФИО28, ФИО13, ФИО40 ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО44 Обязать администрацию муниципального образования <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО29 ФИО5, ФИО34 ФИО6, ФИО36 ФИО8, ФИО38 ФИО10, ФИО29 ФИО12, ФИО29 ФИО28; по адресу: <адрес>, <адрес> №-ФИО4, ФИО37 ФИО9; по адресу: <адрес>, <адрес> № - ФИО13, ФИО40 ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО23, ФИО24; по адресу: <адрес>, <адрес>№-ФИО35 ФИО7, ФИО18, ФИО19, ФИО45, ФИО20, ФИО21; по адресу: <адрес>, <адрес>№- ФИО17. В удовлетворении требований прокурора <адрес> о снятии с регистрационного учета ФИО22, ФИО27 - отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в помещении суда 03 октября 2011 года. Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 года. Председательствующий судья (Н.В. Кольцова)