Решение по делу 2-433/2011 о признании незаконными действий должностных лиц при регистрации граждан в нежилых помещениях



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 28 сентября 2011 года.

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кольцовой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Ковалева Е.Д.,

представителя администрации муниципального образования <адрес> Михайлюк Н.А.,

заинтересованных лиц ФИО2, ФИО2, ФИО18, ФИО15, ФИО7,

при секретаре Якименко Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях, указывая в обоснование заявления на следующее.

Прокуратурой района в истекшем периоде <данные изъяты> г. проведена проверка деятельности администрации муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о регистрации и снятии с учета граждан по месту жительства.

Проверкой установлено, что при отсутствии документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилое помещение, в нежилых помещениях, расположенных на территории муниципального образования, зарегистрированы следующие граждане: ФИО1, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО2, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО3, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО4, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО5, <дата> г.р., <адрес>, бригада , ФИО6, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО7, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО8, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО9, <адрес>, бригада с <дата>, ФИО10, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО11, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО12, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО13, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО14, <дата> г.р., <адрес>, <адрес> бригада с <дата>, ФИО15, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО16, <дата> г.р., <адрес>, бригада с <дата>, ФИО17, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО18, <дата> г.р., <адрес> <адрес> Бригада с <дата>, ФИО19, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО20, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО21, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО22, <дата>, <адрес> бригада с <дата>, ФИО23, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО24, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО25, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО26, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО27, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО28, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО29, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО30, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО31, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО67, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО34 ФИО32, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО34 ФИО33, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО34, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО35, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО36, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО37, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО38, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО39, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО40, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО41, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО42, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО43, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО44, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО45, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО46, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата> г., ФИО47, <дата> г.р., <адрес> бригада с <дата>, ФИО48, <дата> г.р., <адрес> бригада , ФИО49 <дата> г.р., <адрес> бригада .

Согласно данным Апанасенковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» на объекты недвижимости бригада №№ <данные изъяты> колхоза <данные изъяты> муниципального образования села <данные изъяты> техническая документация отсутствует.

Согласно данным Апанасенковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» объекты недвижимости бригады колхоза <данные изъяты> муниципального образования села <данные изъяты> жилыми не являются.

В соответствии с информацией главы администрации муниципального образования все указанные граждане зарегистрированы в нежилых помещениях (в животноводческих фермах, кошарах и овцекомплексах).

Прокуратурой района в <данные изъяты> г. в адрес главы муниципального образования <адрес> внесено представление об устранении вышеназванных нарушений закона, которые не устранены, поскольку вышеуказанные граждане с регистрационного учета до настоящего времени не сняты.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ковалев Е.Д. заявление и основания, в нем изложенные, поддержал и просил удовлетворить требования, поскольку граждане в нарушение требований законодательных актов зарегистрированы по месту жительства в нежилых помещениях.

Представитель администрации МО <адрес> Михайлюк Н.А. в удовлетворении заявления прокурора возражала, пояснив, что регистрация указанных граждан, производилась на основании заявлений колхоза, 2/3 граждан работают в настоящее время в колхозе. Данные лица не снимаются с регистрационного учета, скорее всего потому, что у них нет жилья.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО2, ФИО18, ФИО15, ФИО7 с заявлением прокурора не согласились, поддержали пояснения представителя МО <адрес> Михайлюк Н.А., указав на то, что они прописывались на основании заявления колхоза о предоставлении им жилья, и это было законно.

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО4, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО28, ФИО30, ФИО31, ФИО65, ФИО68., ФИО69., ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО48, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства по последнему известному месту жительства, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании достоверно установлен факт регистрации вышеуказанных граждан в нежилых помещениях, что подтверждается адресными справками, информацией администрации МО <адрес> о зарегистрированных лицах, сверенной с отделением МРО УФМС России по <адрес> в <адрес> с местом дислокации в <адрес>, данными архива Апанасенковского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация» по объектам недвижимости.

В соответствии с нормами ранее действовавшего и действующего законодательства регистрация граждан по месту жительства производится в жилых помещениях.

В Положении о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 г. №677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» закреплены правила прописки граждан в жилых помещениях.

В соответствии со ст.4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Согласно ст.51 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983 г.) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем-гражданином, на имя которого выдан ордер.

Согласно ст.7 ЖК РСФСР (действующего до 1.03.2005 года) (Назначение жилых домов и жилых помещений) Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Согласно ст. 4 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции но контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федеральною органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Статьей 3 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лип, ответственных за регистрацию.

Согласно ст. 6 Закона от 25.06.1993 N 5242-1, граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются паспорт, или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, представившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Согласно ст. 2 Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также допускается его использование для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройки, расположенные по адресу: <адрес>, объекты недвижимости бригад колхоза <данные изъяты>, не подпадают.

В соответствии со ст. 7 Закона, а также п.п. «ж» п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Как следует из представленных адресных справок от <дата>, <дата> с регистрационного учета в нежилых помещениях на момент рассмотрения дела в суде сняты: ФИО47, ФИО22, ФИО4, ФИО52, ФИО34, поэтому в удовлетворении заявления об обязательстве администрации в снятии указанных лиц с регистрационного учета следует отказать.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.03.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защит прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий должностных лиц администрации муниципального образования <адрес> при регистрации граждан в нежилых помещениях - удовлетворить частично.

Признать неправомерными действия администрации муниципального образования <адрес>, выразившиеся в незаконной регистрации в нежилых помещениях ФИО1, ФИО50, ФИО3, ФИО51, ФИО52, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО53, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО70, ФИО34 ФИО32, ФИО34 ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, бригада - ФИО1, ФИО51, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО20, ФИО25, ФИО26, ФИО54, ФИО28, ФИО55, ФИО56, ФИО31, ФИО71, ФИО35, ФИО57, ФИО37, ФИО58, ФИО59, ФИО43, ФИО48, ФИО49; бригада - ФИО50, ФИО15, ФИО16, ФИО21, ФИО34 ФИО32, ФИО34 ФИО33, ФИО45, ФИО46; бригада - ФИО3, ФИО53, ФИО23, ФИО24, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО44; <адрес> бригада - ФИО14, ФИО17, ФИО18.

В удовлетворении требований прокурора <адрес> о снятии с регистрационного учета ФИО52, ФИО12, ФИО22, ФИО47, ФИО34,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в помещении суда 04 октября 2011 года.

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2011 года.

Председательствующий судья (Н.В. Кольцова)