РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Дивное 12 октября 2011 года. Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи, Коротыч В.М., с участием помощника прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, Антоновой О.А., представителей ответчиков: отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, Ивашина Н.В., действующей на основании доверенности от <дата>, администрации муниципального образования села Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, Лощина Т.И., действующей на основании доверенности от <дата>, при секретаре Гапот Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, в интересах Антоненко И.И., к отделу образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, и администрации муниципального образования села Рагули, Апанасенковского района Ставропольского края, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края, в интересах Антоненко И.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> и отделу образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, о возложении обязанности предоставить Антоненко И.И., жилое помещение. В дальнейшем, в судебном заседании, исковые требования были уточнены и прокурор просил обязать отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, предоставить Антоненко И.И., денежные средства – субсидию в размере 436590 тысяч рублей на приобретение или строительство жилья, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края. В судебном заседании помощник прокурора, Антонова О.А., заявленный иск поддержала, в обоснование заявленных исковых требований сослалась на то, что прокуратурой Апанасенковского района Ставропольского края, была проведена проверка по заявлению Антоненко И.И., <дата> года рождения. В ходе проверки было установлено, что Антоненко И.И. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать, Антоненко И.И.. ФИО1, решением Апанасенковского районного суда <адрес>, от <дата>, лишена родительских прав, отец, ФИО2, умер <дата>. Постановлением главы <адрес>, от <дата>, №, Антоненко И.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом вне очереди по договору социального найма категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 6 ст. 14 гл. 3 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, отнесены к полномочиям местного значения, поселения. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее – органы местного самоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, по окончании их пребывании в образовательных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства). Таким образом, на основании п. 2 ст. 57 ЖК РФ установление очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально огранном исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Антоненко И.И. относится к указанной категории детей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения в муниципальном жилом фонде на основании договора социального найма, не имеет закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения, что подтверждается представленными документами о нуждаемости в жилье. В соответствии с требованиями действующего законодательства Антоненко И.И. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Вместе с тем, соответствующее жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит нормам закона, поэтому они просят суд обязать ответчика предоставить Антоненко И.И. субсидию, в размере 436590 рублей на приобретение или строительства жилья. В судебном заседании, Антоненко И.И. поддержала заявленный прокурором Апанасенковского района Ставропольского края, в её интересах иск в полном объеме и просила его удовлетворить по тем же основаниям, пояснив, что в настоящее время у нее не имеется собственного жилья, проживает на съемной квартире. Для неё было бы желательно получить субсидию на приобретение жилого помещения, для того, что бы она смогла приобрести жилье в любом населенном пункте района. Представитель ответчика, отдела образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, Ивашина Н.В. с заявленными требованиями прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, в интересах Антоненко И.И., согласилась, подтвердив, что Антоненко И.И., стоит на очереди как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на внеочередное получение жилого помещения или получение субсидии на приобретение или строительство жилья. Представитель ответчика, администрации муниципального образования с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, Лощина Т.И., в судебном заседании показала, что Антоненко И.И., поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, согласно постановления № главы муниципального образования с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, <дата>, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В удовлетворении исковых требований прокурора, не возражала, так как, предоставление Антоненко И.И. субсидии на приобретение жилья, будет отвечать ее интересам, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, в том числе копию справки о рождении Антоненко И.И., копию постановления главы с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, от <дата> №, «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях», свидетельство о смерти ФИО2, копию решения Апанасенковского районного суда Ставропольского края от <дата>, о лишении родительских прав ФИО1, справку о составе семьи Антоненко И.И., справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация» Апанасенковского филиала Ставропольского края, и Апанасенковского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю, согласно которых Антоненко И.И. собственником недвижимости не значится, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом от 21.12.96г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Законом СК № 120-кз от 31.12.04г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся. Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду, а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях. По закону СК № 7 –КЗ, от 16 марта 2006 года, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении социального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством Ставропольского края. Установлено и данный факт не отрицается ответчиком, что <дата>, Антоненко И.И. была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления № главы муниципального образования с. Рагули Апанасенковского района Ставропольского края, <дата>. С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащим удовлетворению иск прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, в интересах Антоненко И.И., о возложении обязанности на ответчиков предоставить Антоненко И.И. субсидию, в размере <данные изъяты> рублей, на приобретение или строительства жилья. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края, в интересах Антоненко И.И., к отделу образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, о возложении обязанности предоставить субсидию в размере <данные изъяты> рублей, на приобретение или строительства жилья,- удовлетворить. Обязать отдел образования администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, предоставить Антоненко И.И., <дата> года рождения, субсидию, в размере 436590 рублей на приобретение или строительство жилья, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, на IV квартал 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вынесения, через Апанасенковский районный суд Ставропольского края. Председательствующий судья В.М. Коротыч