РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Дивное 25 апреля 2012 года. Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кольцовой Н.В., с участием представителя истца помощника прокурора Апанасенковского района Ставропольского края Антоновой О.А., представителя ответчика Андрющенко Ю.Н., при секретаре Щербатюк С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования с.Манычского Апанасенковского района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования с.Манычского Апанасенковского района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства, а именно: обязании администрации с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края в срок до <дата> обеспечить беспрепятственный доступ к помещениям здания администрации с.Манычского, расположенной по адресу: <адрес>, путем сооружения пандусов на центральном входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ссылаясь в иске на следующее. Прокуратурой Апанасенковского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатом которой установлено, что здание администрации муниципального образования с.Манычского не оборудовано специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами указанного учреждения, в частности пандусами и поручнями. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Ч. 5 ст. 15 Закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Во исполнение требований ст. 15 Закона разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от <дата> №; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от <дата> № и введенных в действие с <дата> (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Администрация поселения является юридическим лицом. В соответствии с Уставом муниципального образования с.Манычского, администрация является исполнительно-распорядительным органом поселения. Одной из задач администрации является осуществление личного приема граждан служащими администрации. Проведенной с <дата> по <дата> проверкой установлено, что в администрации с. Манычского, расположенной по адресу: <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание администрации с. Манычского, не созданы. Вопреки требованиям ч. 1 ст. 15 Закона, СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 центральный вход в здание администрации с. Манычского не имеет пандусов, у наружной лестницы центрального входа в здание учреждения имеются поручни, не отвечающие требованиям ГОСТ Р 51261. Бездействием администрации с. Манычского нарушены ч. 1 ст. 15 Закона, ст. ст. 21, 27 Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Кроме того, прокуратурой района <дата> в адрес главы муниципального образования с. Манычского внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, но до настоящего времени указанные нарушения не устранены. В судебном заседании помощник прокурора Апанасенковского района СК Антонова О.А. заявление и основания, в нем изложенные, поддержала и просила удовлетворить иск. В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края Андрющенко Ю.Н., исковые требования признал и показал, что администрация МО с. Манычского в ближайшее время устранит указанные в иске прокурора недостатки. Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, в том числе: копию поручения прокурора Апанасенковского района Ставропольского края о проведении проверочных мероприятий № от <дата>, копию справки и.о. начальника ОУУП и ДН ОМВД России по Апанасенковскому району о проведении проверочных мероприятий, согласно которой при проверке было выявлено отсутствие пандусов у входа в здание муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края, фототаблицу проверки наличия, отсутствия пандусов у администрации муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края, согласно которой на фото запечатлен вход в здание муниципального образования с. Манычского, пандус отсутствует, копию представления прокурора в адрес главы МО с. Манычского об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов № от <дата>, копию информации главы муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края Андрющенко Ю.Н., адресованную прокурору района в ответ на требование об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, согласно которой в ближайшее время должны быть выделены денежные средства из бюджета муниципального образования для обустройства входа в здание администрации пандусом, копию распоряжения администрации муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края № р-л от <дата>, согласно которому управляющая делами администрации с. Манычского привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, о порядке рассмотрения обращения граждан, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 2 ФЗ от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Ч. 1 ст. 12 ФЗ от <дата> ФЗ-№ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии с ч. 1,3,5 ст. 15 ФЗ от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Сводом правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными норма и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу. Согласно представленным в материалах дела фотографиям пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание администрации муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края, расположенного по <адрес>, отсутствуют, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон суд считает подлежащим удовлетворению иск прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования с.Манычского Апанасенковского района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Апанасенковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования с.Манычского Апанасенковского района Ставропольского края о понуждении к исполнению требований федерального законодательства - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования с. Манычского Апанасенковского района Ставропольского края в срок до <дата> обеспечить беспрепятственный доступ к помещениям здания администрации муниципального образования с. Манычского, расположенного по адресу: <адрес>, путем сооружения пандусов на центральном входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Апанасенковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в помещении суда 28.04.2012 года. Мотивированное решение изготовлено 27.04.2012 года. Председательствующий судья: Н.В. Кольцова