Дело № 2- 1979/2010 (не вступило в законную силу) мотивированное решение принято 11.08.2010.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2010 года
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Арсентьевой Е.Л.,
при секретаре Уваровой А.Б.,
с участием прокурора Голубева А.А.,
представителя ответчика Косарева Е.А.,
представителя третьего лица Грещука Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее – ФБУ ИЗ- 51/2) по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров, обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, освещением в соответствии с установленными нормативами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров, обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, освещением в соответствии с установленными нормативами,
В обоснование требований указал, что в ходе проверки установлено, что по состоянию на 06.04.2010 ФБУ ИЗ-51/2 допущены нарушения материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
В нарушение ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее –Закон № 103-ФЗ), предусматривающей норму санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, в 61 камере для содержания заключенных норматив санитарной площади на одного осужденного ниже установленного законом.
В соответствии с п.3.11. раздела 3 Положения о Следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее –Положение), утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20, следственный изолятор осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
В нарушение нормативов освещения, установленных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, а также п.3.11. раздела 3 Положения, показатель освещения камер для содержания заключенных не соответствует установленному показателю - 150 люкс.
Просит обязать Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» в срок до 01.12.2010 обеспечить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в камерах №№ 101, 102, 104, 105, 107-109, 111-119, 121, 126, 127, 129-132, 135, 136. 138.139, 201, 202, 204-213, 215-220, 222-229, 235-242, санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров, обеспечить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в камерах №№ 207,208,209,210,211,215,240,206, 204, 203,202, 241, 115, 131, освещением в соответствии с установленными нормативами.
В судебном заседании помощник прокурора Голубев А.А. поддержал заявленные требования в части. В связи с проведенными в ИЗ-51/2 работами, просил исключить из заявленных исковых требований прокурора обеспечение освещением содержащихся под стражей лиц в камерах №№ 241, 211, 210, 209, 208, 207. Поскольку в камерах №№ 215, 240, 206, 204, 203, 202, 115, 131 показатель освещения ниже установленного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 показателя в 150 люкс, обязать ответчика обеспечить содержащихся под стражей лиц в указанных камерах освещением не ниже установленного нормативами. В остальной части иска настаивал на удовлетворении требований.
Представитель ответчика ФБУ ИЗ-51/2 Косарев Е.А. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что в соответствии с п. 1.9. Положения о ФБУ ИЗ-51/2 отвечает по своим обязательствам в пределах средств, выделенных федеральным бюджетом. Для соблюдения ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в Учреждении в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, проводится капитальный ремонт камерных помещений, происходит перепрофилирование административных помещений в помещения камерного типа, что создает дополнительные места для размещения спецконтингента. На текущий момент разработан и утвержден План покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Согласно Акту плановой проверки учреждения от 02.06.2010 г, проведенной на основании служебного задания начальником филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-западному Федеральному округу в Мурманской области», Главным государственным санитарным врачом УФСИН РФ по Мурманской области, в камерах 208, 209, 210, 211, 215,206,204,203.202, 241 нарушений освещенности не выявлено.
Утверждения истца о признании незаконным бездействие ФБУ ИЗ-51/2 считает не состоятельным и не обоснованным.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее- УФСИН России по МО) Грещук Л.В. в судебном заседании поддержала позицию ответчика, пояснив в соответствии с письменными возражениями, что бюджетное учреждение ФБУ ИЗ -51/2 выполняет возложенные на него задачи по коммунально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых строго в пределах предоставленных законодательством прав- бюджетных ассигнований. В 2009-2010 г.г. ФБУ ИЗ-51/2 в УФСИН России по МО направлялись заявки на выделение 4700,00 тыс. рублей, необходимых для благоустройства и расширения камерных помещений. Однако, фактически, доведенные до ФБУ ИЗ-51/2 лимиты в сумме 2 076,184 тыс. рублей не позволили решить поставленные задачи в полном объеме. ФБУ ИЗ-51/2 организована и проводится работа по расширению имеющихся площадей и вводу дополнительных мест в следственном изоляторе. На сегодняшний день подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камерах 102, 104, 135, 136, 138, 112, 115, 116, 118, 119, 132, 121, 126, 127, 201, 204, 208, 213, 239, 242, 216, 218, 224, 226, 227, 235, 236, 237, 238 обеспечены санитарной площадью в размере не менее 4 кв.м. на человека. В камерах 210 и 215 проводятся ремонтные работы, в связи с чем, подозреваемые и обвиняемые в них не содержаться. Кроме того, соблюдение лимита наполнения ФБУ ИЗ-51/2 зависит не только от руководителя учреждения, но и от следственных и судебных органов, принимающих решение о помещении подозреваемого или обвиняемого под стражу. В соответствии с Протоколом Пятого Всероссийского совещания начальников СИЗО и тюрем УИС в 3 квартале 2010 года лимиты наполнения действующих СИЗО будут пересмотрены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Апатиты подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Как установлено в судебном заседании проведенной заместителем прокурора города Апатиты Деминым В.С. проверкой ФБУ ИЗ-51/2 по вопросу исполнения вышеуказанного закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в 61 камере для содержания заключенных: №№ 101, 102, 104, 105, 107-109, 111-119, 121, 126, 127, 129-132, 135, 136. 138.139, 201, 202, 204-213, 215-220, 222-229, 235-242 норматив санитарной площади на одного осужденного ниже установленной нормы л.д. 27-28).
ФБУ ИЗ-51/2 является федеральным бюджетным учреждением, финансирование которого в соответствии с п.1.2 Положения о Следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета через орган федерального казначейства и УФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством. Имущество ФБУ ИЗ -51/2 находится в соответствии с п. 1.17 данного Положения в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления ФСИН. Строительство и оборудование Учреждения (п. 1.18 Положения) производится в соответствии с типовыми положениями и нормами, установленными Министром юстиции Российской Федерации.
Одним из основных видов деятельности Учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации мест лишения свободы, а также содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Для выполнения стоящих перед ним задач Учреждение осуществляет прием подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, в отношении которых проводятся следственные и судебные действия и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями (п.3.1 Положения).
В соответствии с п.3.11. раздела 3 Положения о Следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее –Положение), утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20, следственный изолятор осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, соблюдение установленной законом нормы санитарной площади в камере на одного человека является обязанностью ФБУ ИЗ- 51/2.
Ответчик, в целом, факт наличия данного нарушения и необходимость его устранения не оспаривает, вместе с тем считает, что Учреждением для соблюдения ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств проводится капитальный ремонт камерных помещений, происходит перепрофилирование административных помещений в помещения камерного типа, что создает дополнительные места для размещения спецконтингента.
Таким образом, судом установлено, что ФГУ ИЗ 51/2 не соблюдаются требования закона по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров, что является бездействием ответчика. Принимаемые ФГУ ИЗ 51/2 меры заслуживают внимания, однако они не привели к устранению выявленных нарушений в полном объеме.
В результате неустранения выявленных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений здоровью, имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.
Прокурор г. Апатиты предлагает устранить указанные нарушения в срок до 01.12.2010 года, по мнению суда указанный срок является достаточным для выполнения требований прокурора.
Вместе с тем суд не может согласиться с наличием бездействия ответчика по обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей освещением в соответствии с установленными нормативами.
Согласно нормируемым показателям искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий, указанных в таблице 1 Санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34, в жилых комнатах, гостиных, спальнях, жилых комнатах общежитий нормой искусственного освещения рабочих поверхностей является показатель 150 люкс. Вместе с тем в жилых домах и квартирах приведенные значения освещенности, показателя дискомфорта и коэффициента пульсации являются рекомендуемыми.
Учитывая шкалу нормированных значений освещенности в люксах (п.3.1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03), уменьшение освещенности на одну ступень, то есть с 150 до 100 люкс, с учетом рекомендуемого показателя 150 люкс, не является нарушением установленного показателя.
Данный вывод подтверждается Актом плановой проверки ФБУ ИЗ 51/2 от 02.06.2010 г, проведенной на основании служебного задания начальником филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-западному Федеральному округу в Мурманской области», Главным государственным санитарным врачом УФСИН РФ по Мурманской области л.д. 117-119), согласно которого требуемая освещенность устанавливается в 100 люкс, и в камерах 208, 209, 210, 211, 215, 206, 204, 203, 202, 241 нарушений освещенности не выявлено.
Таким образом, в удовлетворении требований прокурора по признанию незаконным бездействие ответчика в части обеспечения освещенности камер в соответствии с установленными нормативами, нет оснований.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора г. Апатиты подлежит частичному удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении заявления был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика с учетом ходатайства представителя ответчика, являющегося бюджетным учреждением, в силу ст. 333.20 НК РФ, суд считает возможным уменьшить до 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Апатиты удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» обеспечить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в камерах №№ 101, 102, 104, 105, 107-109, 111-119, 121, 126, 127, 129-132, 135, 136, 138, 139, 201,202, 204- 213, 215-220, 222-229, 235- 242 санитарной площадью в камере на одного человека, установленной в размере четырех квадратных метров в срок до 01.12. 2010 года.
В удовлетворении требований прокурора г. Апатиты по признанию незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» по обеспечению подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, освещением в соответствии с установленными нормативами отказать.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» государственную пошлину в доход государства в размере 500 (пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Апатитский городской суд.
Судья Е.Л.Арсентьева