Гр.дело № 2- 2535/2010 (Решение не вступило в законную силу)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2010 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Малярчука А.Г.,
при секретаре Кравченко М.В.,
с участием помощника прокурора Павловой И.А.,
представителя ответчика Агапитова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат об обязании обеспечить места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты,Установил: Прокурор города Апатиты обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат (далее - ГОСУСОССЗН АПНИ) об обязании обеспечить места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.В обоснование требования указывает, что в ходе проверки исполнения законодательства РФ в сфере оплаты труда, занятости населения, защиты от безработицы было установлено, что согласно штатному расписанию ГОСУСОССЗН АПНИ от 29 декабря 2009 списочная численность работников составляет ... человек. В нарушение требований федерального законодательства, работодателем не обеспечено квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Квотирование рабочих мест для инвалидов является одной из дополнительных гарантий занятости населения в силу ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1993 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов. ГОСУСОССЗН АПНИ не утвержден перечень профессий и рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов, а также инвалиды не осуществляют трудовую деятельность в данной организации.
В результате несоблюдения требований законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов нарушаются права неопределенного круга лиц.
Просит обязать ГОСУСОССЗН АПНИ обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
В судебном заседании помощник прокурора г. Апатиты Павлова И.А. уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие Государственного областного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и обязать ГОСУСОССЗН АПНИ обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель ГОСУСОССЗН АПНИ Агапитов А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора г. Апатиты признал в полном объеме.
Представитель 3-го лица ГОУ ЦЗН по г. Апатиты в судебное заседание не явился, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, просят вынести решение на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав прокурора города Апатиты, представителя ответчика, суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ принимает признание иска ответчика и считает иск прокурора г. Апатиты обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Инвалидам гарантируется государственная поддержка в соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации.
В сфере трудовых отношений государство гарантирует своим гражданам права на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (части 1 и 3 статьи 37 Конституции РФ).
В свою очередь, гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, а также правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закона) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
На основании ст. 25 Закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Частью 3 данной статьи предусмотрена обязанность работодателя ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Статьей 21 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу статьи 8 Закона Мурманской области от 29 декабря 2004 № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов» организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.
Во исполнение Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», Постановлением Правительства Мурманской области от 06.10.2005 N 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для организаций со среднесписочной численностью работников от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места.
В пунктах 2.1-2.3 и 2.5. Постановления Правительства Мурманской области от 06.10.2005 N 375-ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» предусмотрены следующие основы квотирования рабочих мест на территории Мурманской области: работодателями формируются и самостоятельно утверждаются перечни профессий и рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в пределах установленной квоты; работодателями ежемесячно предоставляются в органы службы занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе специальных, а также информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов; рабочие места, на которых на момент установления квоты работают инвалиды, учитываются в общем установленном количестве квотируемых рабочих мест; выполнением квоты считается: создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения; трудоустройство работодателями инвалидов в соответствии с трудовым законодательством.
Из анализа вышеприведенного законодательства следует, что квотирование - это дополнительная гарантия государства по трудоустройству отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест производится для приема на работу лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).
Таким образом, данные меры носят характер государственной поддержки и направлены на защиту социально уязвимой категории граждан от безработицы.
В судебном заседании установлено, что ГОСУСОССЗН АПНИ зарегистрирован в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. Местом нахождения юридического лица является адрес: г. Апатиты, Мурманской области, ....
Из устава ГОСУСОССЗН АПНИ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области ... предметом деятельности Учреждения является медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов 1 и 2 группы (старше 18 лет).
Согласно штатному расписанию на период 2010 года в ГОСУСОССЗН АПНИ числятся ... штатных единиц.
По сведениям ГОУ «ЦЗН» г. Апатиты от 13.08.2010 № 958 ГОСУСОССЗН АПНИ не представил сведений о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов.
Из представленных письменных объяснений заместителя директора по медицинской работе ГОСУСОССЗН АПНИ Алексинского Ю.И. следует, что в Учреждении не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов в пределах квоты.
Таким образом, в ГОСУСОССЗН АПНИ- в организации с численностью работников более ... человек, не созданы и не выделены рабочие места для инвалидов, трудовую деятельность инвалиды в данной организации не осуществляют.
Факт невыполнения ГОСУСОССЗН АПНИ квоты для приема на работу инвалидов в судебном заседании нашел бесспорное подтверждение.
Бездействие ГОСУСОССЗН АПНИ по обеспечению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты нарушает и препятствует реализации конституционных прав неопределенного круга инвалидов на труд и социальную защиту от безработицы, поскольку инвалиды относятся к лицам с ограниченными физическими возможностями и испытывают трудности в поиске работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявление прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОСУСОССЗН АПНИ об обязании обеспечить места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты подлежит удовлетворению в полном объеме.
Срок для устранения указанных недостатков – месяц со дня вступления решения в законную силу, согласованный между прокурором г. Апатиты и представителем ответчика, суд считает разумным и достаточным.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и госпошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая финансовое положение ответчиков, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию до 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат о признании незаконным бездействия Государственного областного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и об обязании обеспечить места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного областного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат по обеспечению мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Обязать Государственное областное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат обеспечить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.Взыскать с Государственного областного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения – Апатитский психоневрологический интернат госпошлину в доход государства в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий Малярчук А.Г.