Гр.дело №2-2583/2010 (Решение не вступило в законную силу) Решение в окончательной
форме изготовлено 20.09.2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2010 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.С.,
при секретаре Лягуша Е.В.,
с участием заявителя Олейника А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Олейника Андрея Григорьевича об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода,Установил:Олейник А.Г. в суд с заявлением об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода.
В обоснование заявления указывает, что согласно договору купли-продажи транспортного средства от 15.04.2009 он является владельцем снегохода марки .... С целью его регистрации 15.05.2009 он обратился в обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты. Однако в регистрации ему было отказано со ссылкой на Правила регистрации от 27.01.1995 №785. В устной беседе ему пояснили, что ему отказывают в регистрации в связи с тем, что снегоход не был зарегистрирован прежним владельцем .... в органах гостехнадзора и соответственно не был снят им с учета перед заключением договора купли-продажи. 16.12.2009 он представил снегоход для составления акта государственного технического надзора осмотра машины. Указанный акт и другие документы на снегоход он направил прежнему владельцу ... для снятия снегохода с государственного регистрационного учета. Однако указанные действия прежним владельцем выполнены не были. 26.06.2010 он повторно обратился в обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты. Однако в регистрации ему было опять отказано со ссылкой на Правила регистрации от 27.01.1995 №785.
Полагает, что отказ в регистрации является незаконным, поскольку согласно решению Верховного суда РФ от 10.10.2003 №ГКПИ 2003-635 признан недействующим абзац 2 п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в части обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Указывает, что признанная судом недействующая часть вышеуказанного Постановления Правительства РФ, ограничивает установленное действующим гражданским законодательством правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку в силу ст.ст.130, 203, 209,421,433 ГК РФ именно на нем, как на собственнике снегохода, лежит обязанность регистрации транспортного средства.
Учитывая изложенное, просит суд признать за ним право на регистрацию принадлежащего ему снегохода марки ..., а также обязать сотрудников обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты выполнить, предписанные «Правилами регистрации самоходной техники» регистрационные действия в отношении принадлежащего ему снегохода.
В судебном заседании заявитель уточнил исковые требования. Просит суд признать решение обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты от 28 июня 2010 года об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода незаконным и обязать обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты выполнить регистрационные действия в отношении принадлежащего ему снегохода.
Представитель заинтересованного лица, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть заявление в отсутствие своего представителя. Ссылаясь на Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденные Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Конвенцию о дорожном движении, считает отказ в регистрации снегохода в части, запрещающей регистрацию и прием к производству регистрационных действий в гостехнадзоре транспортных средств, приобретенных по сделкам об отчуждении ранее зарегистрированных в инспекции гостехнадзора и не снятых с регистрационного учета по месту жительства ..., законным.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 2. Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее по тексту решения - Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №938) регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Из положения об обособленном подразделении Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области следует, что обособленное подразделение осуществляет регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, Олейник А.Г. 15.05.2009 и 28.06.2010 обращался в обособленное подразделение государственную инспекцию гостехнадзора Мурманской области для регистрации приобретенного им, согласно договору купли-продажи транспортного средства от 15.04.2009 снегохода марки ...
Государственным инспектором обособленного подразделения государственной инспекции гостехнадзора Мурманской области Олейнику А.Г. в проведении регистрационных действий дважды было отказано со ссылкой на Правила регистрации от 27.01.1995 №785 (л.д.6-7).
Из пояснений заявителя и представленного заинтересованным лицом отзыва на исковое заявление следует, что Олейнику А.Г. было отказано в регистрации транспортного средства в связи с тем, что снегоход не был зарегистрирован предыдущим владельцем .... в органах гостехнадзора и соответственно, не был снят им с учета перед заключением договора купли-продажи.
Факт отсутствия регистрации снегохода марки ... в органах гостехнадзора предыдущим владельцем транспортного средства ... подтвержден в судебном заседании самим заявителем, а также подтверждается паспортом самоходного средства (л.д.10).
В соответствии с абз. 2 п. 3 Постановления Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 №938 (в ред. от 10.10.2003) собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Абзац 2 пункта 3 Постановления признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635 в части, обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства.
Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2003 N КАС 03-563 указанное решение оставлено без изменения.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785 (далее по тексту решения - Правила), регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Из содержания п.2.8.6 Правил следует, что они ограничивают закрепленное в п.п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ свободному обороту данных объектов гражданских прав.
Такое положение нормативных правовых актов противоречит не только указанным нормам ГК РФ, но и п.1 ст. 433 ГК РФ, предписывающему считать договор заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализируя приведенные нормы права, учитывая, что в ГК РФ и иных федеральных законах отсутствуют нормы ограничивающие правомочия собственника по распоряжению принадлежащими ему транспортными средствами, не снятыми предыдущим владельцем с регистрационного учета, суд приходит к выводу, что п.2.8.6 Правил требующий от владельцев самоходных средств представления регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Гражданскому кодексу РФ, а также п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938, не требующего от владельцев самоходных средств представления указанных документов при регистрации.
Согласно ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Таким образом, суд считает, что к данным правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938.
С учетом изложенного, у Государственного инспектора государственной инспекции гостехнадзора Мурманской области в рассматриваемой ситуации не имелось законных оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Суд полагает установленным факт нарушения действиями Государственного инспектора государственной инспекции гостехнадзора Мурманской области прав и законных интересов заявителя и полагает необходимым обязать обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты устранить допущенные нарушения путем осуществления регистрации снегохода марки ... в органах гостехнадзора.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что заявление Олейника А.Г. об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода подлежит удовлетворению.Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Олейника Андрея Григорьевича об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода – удовлетворить.
Признать незаконным отказ в совершении регистрационных действий от 28 июня 2010 года в отношении снегохода ....
Обязать обособленное подразделение Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области в городе Апатиты совершить регистрационные действия в отношении снегохода ..., с выдачей свидетельства о государственной регистрации и государственных регистрационных знаков.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Апатитский городской суд Мурманской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.С. Воробьева