Дело № 2- 2566/2010 (не вступило в законную силу)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2010 года
Апатитский городской суд Мурманской области
в составе: председательствующего судьи Енцовой В.Е.,
при секретаре Асановой Л.С.,
с участием прокурора Павловой И.А.,
представителя ответчика Администрации г. Апатиты Круглиной Е.И.,
представителя третьего лица Тареева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Апатиты к муниципальному общеобразовательному учреждению средней образовательной школы № 14, администрации г. Апатиты об обязании восстановить ограждение территории земельного участка и внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению средней образовательной школе № 14 (далее по тексту – МОУ СОШ № 14), администрации г. Апатиты об обязании восстановить ограждение территории земельного участка и внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Апатиты по информации ... проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации в деятельности МОУ СОШ № 14.
Проверкой установлено, что МОУ СОШ № 14 не исполняются требования санитарного законодательства. В нарушение п.п. 2.2.3, 2.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 25.11.2002 Главным государственным санитарным врачом РФ (далее по тексту - СанПиН 2.4.2.1178-02) по периметру территории МОУ СОШ № 14 частично отсутствует ограждение (забор), а именно забор протяженностью 25 метров завален, входные проемы на территорию образовательного учреждения не оборудованы калитками (воротами), в результате чего доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения не ограничен.
Территория школы площадью 17637 кв.м закреплена за образовательным учреждением на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью г. Апатиты.
Финансирование МОУ СОШ № 14 осуществляется органами местного самоуправления, поэтому денежные средства по ограждению территории земельного участка должны выделяться муниципальным образованием г. Апатиты в лице администрации г. Апатиты.
Частичное отсутствие ограждения территории земельного участка МОУ СОШ № 14 нарушает право неопределенного круга несовершеннолетних на образование в условиях соблюдения санитарно-гигиенических норм, предусмотренное ч. 3 ст. 24 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1.
Просит обязать МОУ СОШ № 14 г. Апатиты восстановить ограждение территории земельного участка, кадастровый номер ..., на котором расположено здание школы, по адресу: г. Апатиты, ул. ... в срок до 01 сентября 2011 года и обязать муниципальное образование в лице Администрации г. Апатиты внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории указанного земельного участка.
Прокурор г. Апатиты в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель МОУ СОШ № 14 просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования признал частично. В письменных пояснениях указал, что территория здания школы закреплена за образовательным учреждением на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью. Стадион, расположенный на территории школы используется для проведения образовательного процесса, а именно: уроков физкультуры в учебный год, а также в летний период при организации лагеря на базе школы. Они обращались в Администрацию г. Апатиты о выделении денег на восстановление ограждения, но финансирования до настоящего времени нет.
Представитель администрации г. Апатиты в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что проект бюджета на 2011 год представляется муниципальным образованием в лице Администрации г. Апатиты в Совет депутатов г. Апатиты до 15 ноября 2010 года.
Представитель третьего лица – территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г.г. Кировск, Апатиты и Ковдорском районе, Тареев С.Ю. поддержал исковые требования прокурора. Суду пояснил, что в нарушение п.п. 2.2.3, 2.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных 25.11.2002 Главным государственным санитарным врачом РФ (далее по тексту - СанПиН 2.4.2.1178-02) по периметру территории МОУ СОШ № 14 частично отсутствует ограждение (забор), а именно забор протяженностью 25 метров завален, входные проемы на территорию образовательного учреждения не оборудованы калитками (воротами), в результате чего доступ посторонних лиц на территорию образовательного учреждения не ограничен.
Территория школы площадью 17637 кв.м закреплена за образовательным учреждением на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью г. Апатиты.
Представитель третьего лица – Совета депутатов города Апатиты в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве указал, что Совет депутатов г. Апатиты не возражает против удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на МОУ СОШ № 14 восстановить ограждение территории земельного участка.
Однако Совет депутатов г. Апатиты возражает против удовлетворения требования о возложении обязанности на муниципальное образование в лице администрации г. Апатиты внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка. Данное требование влечет необходимость внесения изменений в проект нормативного правового акта, принятого Советом депутатов г. Апатиты. Внесение изменений в любой нормативный правовой акт относится к исключительной компетенции органа, его принимающего. Суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность представительных (законодательных) органов, определять содержание издаваемых ими актов. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности на муниципальное образование в лице администрации г. Апатиты внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика МОУ СОШ № 14 и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Закон № 52-ФЗ) юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании п. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту – Закон) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 предусмотрено, что территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось ответчиком МОУ СОШ № 14, что по периметру территории школы частично отсутствует ограждение (забор), а именно: забор протяженностью 25 метров завален, входные проемы на территорию образовательного учреждения не оборудованы калитками (воротами).
Согласно сообщению ... в ходе проведения обследования дорог вблизи учебного заведения в МОУ СОШ № 14 выявлено частичное разрушения ограждения по периметру.
По сообщению МОУ СОШ № 14 от 28.07.2010 № 376 в ограждении школы имеется частичный завал забора напротив гаражного кооператива протяженностью 25 метров, есть 4 входных проема, не оборудованных калитками и воротами.
Указанные факты также подтверждаются фотографиями, на которых видно, что ограждение вокруг школы частично отсутствует.
Частичное отсутствие ограждение территории земельного участка МОУ СОШ № 14 ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы, не исключает возможности проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.
Следовательно, требования прокурора об обязании МОУ СОШ № 14 восстановить ограждение территории земельного участка, подлежат удовлетворению.
Согласно телефонограмме ...: муниципальное образование в лице Администрации г. Апатиты может внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории указанного земельного участка, так как проект бюджета на 2011 год представляется в Совет депутатов г. Апатиты до 15 ноября 2010 года.
Срок для восстановления ограждения территории земельного участка – до 01 сентября 2011 года, согласованный между прокурором г. Апатиты и представителем ответчика, суд считает разумным и достаточным.
Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона предусмотрено, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных городских округов.
В силу ч. 2 ст. 41 Закона финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Таким образом, исходя из содержания указанных норм Закона, финансирование муниципального образовательного учреждения осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно свидетельствам серии ... от ... и серии ... от ... муниципальное образование город Апатиты с подведомственной территорией является собственником здания общеобразовательного учреждения средняя школа № 14 и земельного участка с кадастровым номером ... площадью 17637 кв.м., расположенным на территории школы.
Согласно свидетельству серии ... от ..., выписке из ЕГРЮЛ от ... МОУ СОШ № 14 является юридическим лицом.
Из свидетельства серии ... от ... следует, что выше названный земельный участок передан МОУ СОШ № 14 в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления ...
По акту приема-передачи от ... Комитет по управлению имуществом администрации г. Апатиты передал в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером ... площадью 17637 кв.м.
Здание МОУ СОШ № 14, согласно свидетельству серии ..., договору от ..., передано школе Комитетом по управлению имуществом администрации г. Апатиты на основании оперативного управления.
Таким образом, муниципальное образование в лице администрации г. Апатиты, в обязанности которого входит содержание здания МОУ СОШ № 14, должно обеспечить финансирование школы для производства работ по восстановлению ограждения школы.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Устава городского округа Апатиты составление проекта городского бюджета и его исполнение обеспечивается администрацией города.
В силу п. 2 ст. 64 упомянутого Устава Совет депутатов рассматривает проект городского бюджета, утверждает городской бюджет, осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль исполнения городского бюджета. Администрация города обеспечивает составление проекта городского бюджета, его исполнение, осуществляет контроль использования бюджетных средств.
Согласно п. 2 ст. 6 Положения о бюджетном процессе в городском округе Апатиты, утвержденного Решением Совета депутатов МО г. Апатиты от 27.05.2008 № 428, администрация города обеспечивает составление проекта городского бюджета, а также подготовку документов и материалов, предоставляемых в Совет депутатов одновременно с проектом решения о городском бюджете.
Учитывая изложенные обстоятельства, требование прокурора об обязании муниципального образования в лице Администрации г. Апатиты внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка МОУ СОШ № 14 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы Совета депутатов города Апатиты о том, что возложение обязанности на администрацию г. Апатиты о внесении в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка является вмешательством в нормотворческую деятельность представительного органа местного самоуправления, не состоятельны. Исходя из положений п. 2 ст. 64 Устава города Апатиты, п. 2 ст. 6 Положения о бюджетном процессе в городском округе Апатиты, администрация г. Апатиты вправе вносить свои предложения при составлении бюджета города.
На основании ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая имущественное и финансовое положение ответчиков, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, до 200 рублей с каждого из ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Апатиты к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя образовательная школа № 14, администрации г. Апатиты об обязании восстановить ограждение территории земельного участка и внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю образовательную школу № 14 восстановить ограждение территории земельного участка, кадастровый номер ..., на котором расположено здание школы, по адресу: г. Апатиты, ..., в срок до 01 сентября 2011 года.
Обязать муниципальное образование в лице администрации г. Апатиты внести в проект бюджета на 2011 год финансирование работ по восстановлению ограждения территории земельного участка, кадастровый номер ..., на котором расположено здание школы, по адресу: г. Апатиты, ....
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 14 государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
Взыскать с администрации города Апатиты государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Апатитский городской суд.
Председательствующий В.Е. Енцова