Гр. дело № 2-2777/2010 Мотивированное решение принято 27.12.2010 (Решение не вступило в законную силу)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2010 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Арсентьевой Е.Л.,
при секретаре Уваровой А.Б.,
с участием представителя ответчика Ивакиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова Владимира Петровича к Межрайонному отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области в г. Апатиты о признании обязанности поставить на миграционный учет и сделать соответствующую отметку в миграционной карте.
У С Т А Н О В И Л:
Марков В.П. обратился в суд с иском к Межрайонному отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области в г. Апатиты (далее МРО УФМС по МО в г. Апатиты), в котором просит признать, установить то, что ответчик был обязан поставить его на миграционный учет и сделать соответствующую отметку в его миграционной карте.
В обоснование исковых требований указал, что он, являясь гражданином другого по отношению к месту пребывания государства, после приезда в г. Апатиты неоднократно обращался к МРО УФМС по МО в г. Апатиты с просьбой поставить его на миграционный учет. Кроме предъявлений оригиналов паспорта, удостоверения личности, миграционной карты и проездных билетов, им лично начальнику МРО УФМС по МО в г. Апатиты были переданы ксерокопии указанных документов и письмо от 24.04.2007 года с вызовом в Пресненский районный суд г. Москвы. Однако на миграционный учет он поставлен не был, и, соответственно, никакие отметки в его миграционную карту внесены не были. Выдвинутые МРО УФМС по МО в г. Апатиты в его адрес требования об обращении в МЧС не были основаны на законе. Никаких координат, по которым можно было связаться с МЧС, ему не дали. Из имеющихся телефонных справочников информацию получить также не удалось. Через органы почтовой связи ему также встать на миграционный учет не удалось. По вопросам постановки на миграционный учет по месту пребывания в г. Апатиты, помимо МРО УФМС по МО в г. Апатиты он обращался в Администрацию г. Апатиты, ОВД по г.г. Апатиты-Кировск, Прокуратуру г. Апатиты. После того, как у него уже не оставалось времени задерживать туристический маршрут, он отправился в поход. По возвращению из туристического маршрута, он вновь обратился в МРО УФМС по МО в г. Апатиты за ответами, а также с заявлением о снятии его с миграционного учета. Ответ на обращения он смог получить только из Прокуратуры г. Апатиты. МРО УФМС по МО в г. Апатиты вновь отказало ему в принятии заявления. Три месяца пребывания в России истекало, поэтому были взяты обратные проездные билеты на 27.08.2007.
Считает, что действия МРО УФМС по МО в г. Апатиты незаконны, поскольку уполномоченными на то органами Государственной Думы РФ неоднократно делались заявления о том, что миграционный учет носит уведомительный характер. Его просьбы о постановке на миграционный учет по месту пребывания полностью соответствуют Конституции РФ, ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», законодательству о порядке рассмотрения обращений граждан. Ему нанесен моральный вред.
Просит признать, установить, что ответчик был обязан поставить его на миграционный учет и внести соответствующие записи в миграционную карту.
Марков В.П. в судебное заседание не явился, в своем исковом заявлении просит рассмотреть дело без его присутствия.
Представитель МРО УФМС по МО в г. Апатиты в судебном заседании требования Маркова В.П. не признала, поскольку для того, чтобы у Учреждения возникла обязанность в постановке на миграционный учет иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, необходимо личное или через принимающую сторону обращение с уведомлением непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в установленные графиком рабочего времени данного подразделения часы приема граждан или посредством почтового отправления. При обращении иностранного гражданина лично необходимо приложить документы, установленные частью 3 ст. 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» № ФЗ-109.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Маркова В.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение изложенных в исковом заявлении обстоятельств истец ссылается на материалы, документы, связанные с его обращениями в июне-августе 2007 в Миграционный отдел УФМС по Мурманской области в г. Апатиты, в Отдел внутренних дел г. Апатиты, прокуратуру г. Апатиты.
Как установлено в судебном заседании, Марков В.П., являющийся гражданином Казахстана, прибыл в Апатиты 10 июня в 2007 года с целью туризма (л.д. 21, 16, 17, 18).
Цель визита –туризм указана помимо других целей в его миграционной карте ..... № ....., ксерокопия которой имеется в материалах дела (л.д. 16).
13.06.2007 Марков В.П. обратился с жалобой на имя Главы администрации города Апатиты с просьбой дать ответ, почему у него не принимают письменные обращения в отделе миграционной службы (л.д. 23, 114, 149).
13.06.2007 г Марков В.П. обратился с заявлением на имя начальника Апатитского городского отдела внутренних дел, руководителя органа миграционного учета по Мурманской области г. Апатиты (л.д. 150), из которого следует, что 13.06.2007 года у него не приняли письменное обращение о постановке на миграционный учет, попросили придти 16.06.2007.
Как следует из ответа начальника МРО УФМС России по Мурманской области в г. Апатиты Машковой Е.М. за № ОМС/И-1222 от 30.06.2007, адресованного в Администрацию г. Апатиты, следует, что 16.06.2007 г в МРО УФМС РФ по МО в г. Апатиты обратился гражданин Казахстана Марков В.П. с заявлением (вх. М/28 от 16.06.2007) о постановке на миграционный учет в г. Апатиты. 23.06.2007 Маркову В.П. направлен ответ, где разъяснены правила постановки на миграционный учет с предоставлением соответствующих документов непосредственно в МРО УФМС РФ по Мурманской области в г. Апатиты или направить документы через почтовое отделение связи. На дату 30.06.2007 Марков В.П. в МРО УФМС РФ по Мурманской области в г. Апатиты не обращался и уведомление о постановке на миграционный учет из почтового отделения не поступало. (л.д.152).
15.06.2007 г Марков В.П. написал жалобу в Прокуратуру г. Апатиты (вх. от 18.06.2007), в которой просит ответить, почему у него не приняли в органе миграционного учета письменное обращение, обеспечивающее исполнение физическими лицами обязанности по их миграционному учету (л.д.165).
Рассмотрев жалобу Маркова В.П., прокуратурой г. Апатиты, согласно представленной информации МРО УФМС России по Мурманской области г. Апатиты, было установлено, что Марков В.П. с письменным заявлением о постановке на миграционный учет в г. Апатиты обратился 16.06.2007 г. В связи с тем, что у Маркова В.П. не было принимающей стороны, и он собирался проживать в палатке в лесу на территории Апатитского района, в целях безопасности рекомендовано обратиться в МЧС по г. Апатиты для постановки на учет как туристу.
Для постановки на миграционный учет ему было назначено индивидуальное время для приема 19.06.2007 в 12.00 час, разъяснены правила постановки на миграционный учет с предоставлением соответствующих документов. До 09.07.2007 года непосредственно Марков В.П. в МРО УФМС по Мурманской области г. Апатиты не обращался, уведомление о постановке на миграционный учет через почтовое отделение связи не поступало (л.д. 169-170).
В силу ст. 11 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Исходя из положений ст. 30 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.
Таким образом, Марков В.П. законно находился на территории РФ, имея миграционную карту 53 06 № 0390436.
Исходя из положений ст. 29.1, ст. 30 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами.
На основании ст. 7 ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В силу ст. 20 ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" учету по месту пребывания подлежат временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В силу ст. 22 ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации":
1. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
2. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:
1) иностранный гражданин:
а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту;
б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи;
2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона:
а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи;
б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
3. При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.
4. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.
На основании ст. 2 ФЗ от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, по смыслу и содержанию вышеприведенных норм, обязанность органа миграционной службы на обращение иностранного гражданина о постановке на миграционный учет возникает после предъявления им помимо документов, удостоверяющих его личность и миграционной карты, также документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне направить уведомление о прибытии иностранного гражданина.
Как следует из материалов дела, Марков В.П. не указал органу миграционного учета принимающую сторону, собирался проживать в палатке, что не подпадает под понятие «место пребывания», определенное федеральным законодательством о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства.
В связи с тем, что у Маркова В.П. не было принимающей стороны, отсутствовало конкретное место пребывания, обращение в МЧС по г. Апатиты являлось рекомендацией МТО УФМС, а не носило обязательный характер. Выбор принимающей стороны не входит в компетенцию миграционной службы.
Порядок постановки граждан на миграционный учет и снятие с миграционного учета вывешен в помещении МРО УФМС в Мурманской области по г. Апатиты в доступном для ознакомления месте.
Выдача гражданам расписок об ознакомлении их с правилами миграционного учета, а также о явке в органы миграционного учета действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах дела суд приходит к выводу, что исковые требования Маркова Владимира Петровича к МРО УФМС по МО в г. Апатиты о признании обязанности поставить его на миграционный учет и сделать соответствующую отметку в миграционной карте удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, судР Е Ш И Л :
Исковые требования Маркова Владимира Петровича о признании обязанности поставить на миграционный учет и сделать соответствующую отметку в миграционной карте оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи жалобы через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Л. Арсентьева