ОБ ОБЯЗАНИИ ПРЕДОСТАВИТЬ СУБСИДИЮ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ



Гр.дело № 2-2851/2010 Решение не вступило в законную силу в окончательной форме

изготовлено 24.12.2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Захарова А.В.,

при секретаре Гордиевских М.П.,

с участием истца Соболевкого В.А.,

представителей ответчика Лиховой Н.С., Мартынюк О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболевского Владимира Александровича к Государственному Областному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» о перерасчете и выплате субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период за период с 01.12.2008 по настоящее время,

УСТАНОВИЛ:

Соболевский В.А. обратился в суд с иском к Государственному Областному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» (до реорганизации – ГОУ «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий») (далее – Апатитский МЦСПН, Центр) о перерасчете и выплате субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2008 по настоящее время на жилое помещение по адресу: г.Кировск Мурманской области, ......

Свои требования мотивирует тем, что МЦСПН своим решением № 78 от 03.02.2009 отказал ему в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг в связи с неполным пакетом документов (отсутствуют доходы от .....).

Он не согласен с тем что ему не предоставляется субсидия начиная с 01.12.2008, поскольку, по его мнению, он не обязан предоставлять в Центр сведения о доходах ......, которая не является членом его семьи и проживает в ...... Положения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005, на которые ссылается Апатитский МЦСПН, по его мнению, противоречат федеральному закону – части 1 статье 31 Жилищного кодекса РФ, относящей к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Ссылается также на п.4 ст.31 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которыми родители ребенка утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя. Этим новыми положениями закона все права и обязанности по содержанию ребенка переходят полностью от родителя к попечителю. И поэтому, поскольку он является попечителем ....., требовать справку о доходах его матери, Апатитский МЦСПН не вправе. Положения Правил № 761 от 14.12.2005, как противоречащие федеральному закону, не должны применяться. В результате незаконных действий ответчика, он не получает субсидию с декабря 2008 года.

Просит обязать ответчика не требовать у него справку о доходах родителя ....., обязать произвести перерасчет жилищной субсидии и выплатить ему недополученную субсидию начиная с 1.12.2008.

В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, представил письменный отзыв, поддержанный в судебном заседании представителями ответчика Лиховой Н.С., Мартынюк О.В., согласно которому для решения вопроса по выплате субсидии за 2008 год ( с 01.12.2008 по 31.12.2008) Соболевскому В.А. необходимо обращаться с иском к Администрации г. Кировска. В ГОУ «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий» персональное дело получателя субсидии Соболевского В.А. заведено в январе 2009 года в связи с обращением 29.01.2009 г. Соболевского В.А. с заявлением о предоставлении субсидии.

В частности, для получения субсидии необходимо представить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. «г» п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 во исполнение ст. 159 ЖК РФ).

Правилами регламентирован и порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода семьи.

..... г.р. – внук истца, решением Кировского городского суда от 29.11.2007 года признан членом семьи истца.

Ссылаясь на подп. «б» пункта 33 Правил, ст. 47, 80 Семейного кодекса Российской Федерации, ответчик полагает правомерным требование о предоставлении истцом сведений о доходах ....., являющейся матерью члена семьи Соболевского В.А. – ......

При этом считает не имеющим правового значения факт раздельного или совместного проживания указанных граждан с получателем субсидии.

Доводы истца о противоречии пункта 33 Правил статье 31 ЖК РФ ответчик считает несостоятельными, в связи с разным предметом правового регулирования.

Заявление о назначении субсидии на период с 01.02.2009 по 31.07.2009 года было подано истцом 29.01.2009 года, при этом в данный период времени истец не являлся попечителем над несовершеннолетним ...... В нарушение пункта 33 Правил, истцом не были предоставлены доходы ....., являющейся по отношению к члену семьи получателя субсидии (.....) родителем независимо от раздельного или совместного проживания с ним.

В соответствии с пунктом 14 Правил Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с требованием пункта 42 Правил, в 10-дневный срок было принято решение №78 от 03.02.2009 об отказе в предоставлении субсидии по заявлению Соболевского В.А. от 29.01.2009 в связи с предоставлением неполного пакета документов.

05.03.2009 года ГОУ «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий» были получены документы о доходах от ...... Однако справки, подтверждающие доходы ..... были представлены не в оригиналах, заработная плата была отражена в национальной валюте .....

Заявление о назначении субсидии на период с 01.07.2009 по 31.12.2009 года были поданы Истцом 06.07.2009 года. В данный период времени истец являлся попечителем над несовершеннолетним ..... в соответствии с Постановлением главы администрации г.Кировска от 21.04.2009 №185.

В нарушение пункта 33 Правил, истцом вновь не были предоставлены доходы матери ......

На заявление Соболевского В.А. от 06.07.2009 было принято решение №352 от 07.07.2009 об отказе в предоставлении субсидии в связи с предоставлением неполного пакета документов.

22.07.2010 года ГОУ «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» по почте были получены документы о доходах ..... ......, в связи с чем истцу было предложено обратиться за назначением субсидии. Однако, в 2010 году истец письменно не обращался с заявлением о назначении субсидии.

Принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки) является заявительным.

Согласно ст. 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ), родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя. Однако, назначение ребенку опеки или попечительства не освобождает родителя от обязанности содержать ребенка.

Имеются сведения, что мать несовершеннолетнего ..... высылает денежные переводы на содержание сына.

В связи с изложенным просят отказать истцу в удовлетворении иска, т.к. оснований для вынесения решения о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.12.2008 по настоящее время не имеется.

Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация г.Кировска, ведавшая вопросами назначения субсидий до 31.12.2008.

Представитель соответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому с 01.01.2009 Администрация г. Кировска не располагает сведениями о получателях субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в настоящее время, не получает субвенций из областного бюджета на предоставление субсидий, и не вправе принимать в настоящее время какие-либо решения о назначении и выплате субсидий.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика Администрации города Кировска.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, обозрев личные дела № 03-01, 06-03 получателя субсидии Соболевского В.А., материалы гражданского дела № 2-981/2008, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи (в том числе собственникам жилого помещения), на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 ст. 159 ЖК РФ).

На основании ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 (в ред. от 24.12.2008) утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

В соответствии с п.8 Правил для получения субсидии граждане (заявители), указанные в пункте 3 Правил (в том числе собственникам жилого помещения) представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно п.18 Правил в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся:

б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Для определения размера субсидии необходимы сведения о совокупном составе семьи заявителя (п.20, 23 Правил).

В соответствии с п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

На основании п.33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

В соответствии с п.10 Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.14 Правил).

В соответствии с п.41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают сроком на 6 месяцев.

Согласно п.42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных п.п.8, 9 Правил.

Статья 5 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003г. № 44-ФЗ, п.п. «е» п.1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 512 от 20.08.2003г., устанавливают, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

В судебном заседании установлено, что с января по декабрь 2008 года субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначались и предоставлялись гражданам г.Кировска отделом социальной помощи населения Администрации города Кировска.

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 15.08.2008 №392-ПП «Об организации деятельности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Мурманской области», с января 2009 года полномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были переданы вновь созданному Государственному областному учреждению «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий».

С 01.01.2010 полномочия по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг переданы Государственному областному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения» в связи с реорганизацией ГОУ «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий» в форме присоединения к выше указанному учреждению в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 08.09.2009 №420-ПП «О территориальных органах Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области, создании и реорганизации государственных областных учреждений».

По заявлению Соболевского В.А. от 19.05.2008 отделом социальной помощи населения Администрации г.Кировска Соболевскому В.А., являющемуся собственником квартиры ..... г.Кировска, и его внуку ..... г. рождения, признанному членом семьи Соболевского В.А. (статья 31 ЖК РФ) решением Кировского городского суда от 29.11.2007, была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидия) на срок с 01.06.2008 по 30.11.2008.

Материалы личного дела № 03-01 получателя субсидии Соболевского В.А. не содержат доказательств обращения истца в отдел СПН Администрации г. Кировска с заявлением о назначении субсидии на срок с 01.12.2008.

Следующее заявление о предоставлении субсидии на себя и члена семьи ..... подано истцом во вновь образованное ГОУ «Апатитский межрайонный центр жилищных субсидий» 29.01.2009.

ГОУ «Апатитский МЦЖС» в установленный п.42 Правил 10- дневный срок приняло и направило Соболевскому В.А. решение № 78 от 03.02.2009 об отказе в предоставлении субсидии в соответствии с п.14 Правил в связи с предоставлением неполного пакета документов (нет дохода .....).

Заявление о назначении субсидии на период с 01.07.2009 по 31.12.2009 было подано истцом (на себя и внука .....) 06.07.2009.

Решением № 352 от 07.07.2009 ГОУ «Апатитский МЦЖС» отказало истцу в предоставлении субсидии в связи с отсутствием сведений о доходах матери ....., неполными сведениями о пенсии по потере кормильца.

Более в течение 2009-2010 гг. истец не обращался с письменным заявлением в ГОУ «Апатитский МЦЖС», ГОУ «Апатитский МЦСПН» о предоставлении субсидии. Со сроком подачи документов - с 16.12.2009 по 15.01.2010 для оформления субсидии на следующий период истец был ознакомлен под роспись.

При этом, принцип реализации гражданами права на такую меру социальной поддержки как предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальный услуг, носит заявительный характер. В соответствии с п.41 Правил субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Таким образом, судом рассматривается вопрос о правомерности отказа истцу в предоставлении субсидии решениями ГОУ «Апатитский МЦЖС» (правопреемником которого является с 01.01.2010 ГОУ «Апатитский МЦСПН») № 78 от 03.02.2009 и № 352 от 07.07.2009.

Суд считает, что в предоставлении субсидии ответчиком было отказано на законных основаниях.

Истец был назначен постановлением главы Администрации г. Кировска с 2000 года опекуном несовершеннолетнего внука ..... г. рождения. 22.08.2008 постановлением главы Администрации г. Кировска попечительство истца ..... было отменено по заявлению матери ....., проживающей в ......

21.04.2009 постановлением главы Администрации г. Кировска истец, фактически проживающий с внуком в г.Кировске, был вновь назначен попечителем ..... на период отсутствия матери .....

Следовательно, на момент обращения истца с заявлением к ответчику от 29.01.2009 истец не являлся опекуном (попечителем) внука ..... При этом, в нарушение подп. «г» п.8, п.33 Правил, истцом не были предоставлены доходы ....., являющейся по отношению к члену семьи получателя субсидии (.....) родителем.

На основании п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии не имеет значение раздельное или совместное проживание членов семьи получателя субсидии.

Решением Верховного Суда РФ от 17.04.2007 N ГКПИ07-6, оставленным без изменения Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2007 N КАС07-305, пункт 33 Правил в части слов: "независимо от раздельного или совместного проживания" признан не противоречащим действующему законодательству.

Установление Правительством РФ порядка исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, при котором учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, независимо от раздельного или совместного проживания, произведено в полном соответствии с полномочиями Правительства РФ, которыми его наделил законодатель.

Статья 31 ЖК РФ регулирует права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем последнему жилом помещении. Объектом же регулирования пункта 33 Правил является порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии. Полномочиями установления такого порядка законодатель наделил Правительство РФ, поэтому оно (Правительство РФ) вправе было использовать нормы семейного законодательства при осуществлении полномочия, установленного частью 7 ст. 159 ЖК РФ.

Поэтому доводы истца об отсутствии у него обязанности предоставления сведений о доходах матери ....., не проживающей совместно с истцом и своим сыном ..... – являются несостоятельными.

Проживание ..... на территории ..... и ее ..... не исключает необходимость предоставления истцом документов о доходах ..... Представление таких сведений является обязанностью гражданина, обратившегося за предоставлением субсидии. При этом, сам истец в судебном заседании пояснил, что препятствием в предоставлении данных о доходе ..... явилось наличие конфликтных, неприязненных отношений с последней (то есть субъективные причины).

Отсутствие международного договора Российской Федерации, в силу ч.12 ст.159 ЖК РФ, п.1 Правил влечет невозможность предоставления иностранному гражданину непосредственно такой субсидии, но учета дохода такого гражданина, необходимого для определения совокупного дохода семьи получателя субсидии – гражданина РФ – не исключает.

При обращении к ответчику с заявлением от 06.07.2009 о предоставлении субсидии на период с 01.07.2009 по 31.12.2009 истец являлся попечителем несовершеннолетнего ..... на период отсутствия матери .....

Однако, данное обстоятельство также не освобождало его от обязанности сообщить сведения о доходах матери .....

Ссылка истца на Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", которым введены изменения в Гражданский и Семейный кодексы РФ, не имеет правового значения применительно к предмету настоящего спора.

По смыслу статьи 33 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В соответствии с п.2 ст. 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации (в ред. ФЗ от 24.04.2008 № 49-ФЗ) если иное не установлено федеральным законом, родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя.

Тем самым, назначение ребенку попечителя ограничивает права родителя лишь в части представительства и защиты прав и законных интересов ребенка. Однако, принадлежность к членам семьи родителя и ребенка в таком случае не утрачивается и установленная статьями 61, 80 СК РФ обязанность родителя по содержанию своего ребенка, которому назначен попечитель, не прекращается. Даже лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (п.2 ст.71 СК РФ).

В силу ст.47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Согласно свидетельству о рождении, ...... является матерью ......

Родительских прав ..... в отношении сына ..... не лишалась (решением ..... от 21.07.2008 Соболевскому В.А. было отказано в иске о лишении ..... родительских прав).

В решении ..... от 21.07.2008, материалах гражданского дела № 2-981/2008 Кировского городского суда, личном деле получателя субсидии Соболевского В.А. имеются сведения, что мать несовершеннолетнего ..... осуществляет содержание сына, оказывая ему материальную помощь.

Таким образом, ответчик вправе был требовать предоставления от Соболевского В.А. документы, подтверждающие доходы члена семьи .....

Как видно из материалов личного дела получателя субсидии Соболевского В.А., пояснений представителей ответчика, 05.03.2009 года Апатитским межрайонным центром жилищных субсидий по почте были получены документы о доходах ..... непосредственно от ...... В соответствии с п.13 Правил документы, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Однако справки, подтверждающие доходы ..... были представлены в не заверенных копиях, заработная плата была отражена в национальной валюте ......

22.07.2010 года Апатитским МЦСПН по почте были получены надлежащие документы о доходах от ....., о чем работниками Центра было устно сообщено по телефону истцу и предложено обратиться за назначением субсидии. Однако, в 2010 году истец не обращался к ответчику с письменным заявлением о назначении субсидии.

С учетом установленных судом обстоятельств, основания для возложения на ответчиков обязанности произвести истцу перерасчет и выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.12.2008 по настоящее время, отсутствуют. Поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

В иске Соболевского Владимира Александровича к Государственному областному учреждению «Апатитский межрайонный центр социальной поддержки населения», Администрации города Кировска о перерасчете и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.12.2008 по настоящее время - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.В.Захаров