ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНСПЕКЦИИ ГОСТЕХНАДЗОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОРОДЕ АПАТИТЫ ОБ ОТКАЗЕ В СОВЕРШЕНИИ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕИИ СНЕГОХОДА



Гр. дело № 2-123/2011 Решение в окончательной

форме изготовлено 24.01.2011

РЕШЕНИЕ (Решение не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

20 января 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Воробьевой Н.С.,

при секретаре Деникаевой Е.П.,

с участием

заявителя Олейника А.Г.,

представителя заинтересованного лица Лотарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Олейника Андрея Григорьевича об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода,Установил:

Олейник А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода.

В обоснование заявления указывает, что согласно договору купли-продажи транспортного средства от ..... он является владельцем снегохода марки ...... С целью его регистрации 15.05.2009 он обратился в обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты. Однако в регистрации ему было отказано со ссылкой на Правила регистрации от 27.01.1995 №785. В устной беседе ему пояснили, что ему отказывают в регистрации в связи с тем, что снегоход не был зарегистрирован прежним владельцем ..... в органах гостехнадзора и соответственно не был снят им с учета перед заключением договора купли-продажи. 16.12.2009 он представил снегоход для составления акта государственного технического надзора осмотра машины. Указанный акт и другие документы на снегоход он направил прежнему владельцу ..... для снятия снегохода с государственного регистрационного учета. Однако указанные действия прежним владельцем выполнены не были. 26.06.2010 он повторно обратился в обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты. Однако в регистрации ему было опять отказано со ссылкой на Правила регистрации от 27.01.1995 №785.

Полагает, что отказ в регистрации является незаконным, поскольку согласно решению Верховного суда РФ от 10.10.2003 №ГКПИ 2003-635 признан недействующим абзац 2 п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в части обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Указывает, что признанная судом недействующая часть вышеуказанного Постановления Правительства РФ, ограничивает установленное действующим гражданским законодательством правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку в силу ст.ст.130, 203, 209,421,433 ГК РФ именно на нем, как на собственнике снегохода, лежит обязанность регистрации транспортного средства.

Учитывая изложенное, просит суд признать за ним право на регистрацию принадлежащего ему снегохода марки ..... (заводской номер машины (рамы): ....., двигатель ..... а также обязать сотрудников обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты выполнить, предписанные «Правилами регистрации самоходной техники» регистрационные действия в отношении принадлежащего ему снегохода.

В судебном заседании заявитель уточнил исковые требования. Просит суд признать решение обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты от 28 июня 2010 года об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода незаконным и обязать обособленное подразделение инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты выполнить регистрационные действия в отношении принадлежащего ему снегохода.

Представитель заинтересованного лица Лотарев А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен. Представил письменный отзыв, в котором ссылаясь на Указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ № 885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденные Минсельхозпродом РФ 16.01.1995, постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», постановление Правительства РФ № 460 от 15.05.1995 «О введении в действие паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ», считает отказ в регистрации снегохода законным и обоснованным.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Постановлением Правительства РФ 13.12.1993 № 1291 утверждено Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

В соответствии с абз. 5 п.5 данного положения органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» утверждены органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств на территории России. К их числу относятся и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, осуществляющие регистрации. Тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Перечень вопросов, входящих в компетенцию инспекции определен Положением о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 06.12.2008 № 602-ПП.

В соответствии с п. 2.2.5 указанного Положения инспекция осуществляет регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВТ. а также прицепов к ним и выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Положением об обособленном подразделении Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области в г.Апатиты, утвержденной начальником Инспекции гостехнадзора Мурманской области 08.08.2007 обособленное подразделение Инспекции гостехнадзора Мурманской области в г.Апатиты (далее – инспекция) является обособленным подразделением Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области, осуществляющая функции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на обслуживаемой территории. В своей деятельности Инспекция руководствуется Положением о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Мурманской области.

П. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Перечень документов предоставляемых заявителем в орган гостехнадзора для исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств установлен п.п. 2.8.6.-2.8.7. «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)», утвержденных Минсельхозпродом РФ 16.01.1995.

В соответствии с п.п. 2.8.6. и 2.8.6.1. Правил, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются:

Выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

Как установлено в судебном заседании Олейником А.Г. был представлен органу гостехнадзора при подаче заявления на регистрацию паспорт самоходной машины и других видов техники, выданный 17.06.2005 таможенным органом, договор купли-продажи самохода и акт приема-передачи транспортного средства (л.д. 8-10).

П.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Согласно Положению о паспорте самоходной машины и других видов техники утвержденному Госстандартом РФ 26.06.1995 Минсельхозпродом РФ 28.06.1995: 1.1. Паспорт самоходной машины и других видов техники (Приложение) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1005 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» вводится с 1 сентября 1995 года на всей территории Российской Федерации в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.

1.2. Настоящее Положение распространяется на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства) - собственников машин и их представителей, торговые, посреднические организации и фирмы, а также организации (предприятия) и граждан, деятельность которых связана с производством, реализацией и эксплуатацией машин.

1.3. Паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам <**>, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).

1.5. Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

2.5. Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

2.6. Торговые организации, в том числе предприятия комиссионной торговли и сбытовые организации предприятий - изготовителей вместе с паспортом выдают покупателю справку - счет установленной формы на каждую машину. При продаже (передаче) машины без посредничества торговых организаций сделка оформляется другими документами, подтверждающими право собственности на машину, предусмотренными Правилами регистрации. В справках - счетах и других документах, подтверждающих право собственности на машину, указываются серия и номер выдаваемого или передаваемого паспорта.

2.8. Копии паспортов, в том числе фотокопии и светокопии, не могут служить заменой подлинников.

2.11. Действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении права собственности на машину паспорт передается новому собственнику, а при выбраковке, списании (утилизации) машины паспорт вместе с регистрационными документами и государственным регистрационным знаком сдается в Государственную инспекцию гостехнадзора.

2.12. При изменении собственника машины, в паспорте прежним собственником (владельцем) делается отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждает факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц).

3.22. Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.

3.22.1. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки "Наименование (Ф.И.О.) нового собственника", "Адрес", "Дата продажи (передачи)", "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О.) владельца машины" и "Адрес".

Согласно паспорту самоходной машины, представленному заявителем, он был выдан 17.06.2005 таможенным органом.

Из указанного паспорта следует, что в разделе «Наименование и марка машины» рукописно указано «Исправленному верить» без указания проведенных исправлений.

В последнем заполненном разделе «Наименование (ф.и.о.) нового собственника» указан ...... Наименование (ф.и.о.) владельца и его адрес (предыдущего владельца) в паспорте не указаны. Заявитель в качестве нового собственника (владельца) в паспорт не вписан.

Таким образом, предъявленный заявителем органу гостехнадзора паспорт самоходной машины не соответствует требованиям указанных выше нормативно-правовых актов.

Согласно п. 2.8.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995) машины, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации, в том числе временно ввезенные на срок более 6 месяцев, регистрируются с одновременной выдачей паспортов машин на основании грузовых таможенных деклараций (спецификаций к ним в необходимых случаях), удостоверений ввоза транспортных средств и иных таможенных документов, оформленных в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Таким образом, при первичной регистрации в органах гостехнадзора транспортного средства (самоходной машины), ввезенной на территорию Российской Федерации, вместе с паспортом самоходной машины необходимо представлять также грузовую таможенную декларацию (приходный таможенный ордер).

Указанные документы подтверждают факт таможенного оформления и законность нахождения и допуска машины к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, грузовая таможенная декларация в органы гостехнадзора не предъявлялась.

В соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995) непредоставление документов, необходимых для регистрации или их несоответствие требованиям нормативных актов может служить основанием для отказа в регистрации транспортного средства.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия Государственного инспектора государственной инспекции гостехнадзора Мурманской области соответствовали указанному выше законодательству, регламентирующему государственную регистрацию самоходных машин в полном объеме, в связи с чем заявление Олейника А.Г. об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода не подлежит удовлетворению.

Доводы истца в обоснование заявления о том, что отказ в регистрации является незаконным, поскольку согласно решению Верховного суда РФ от 10.10.2003 №ГКПИ 2003-635 признан недействующим абзац 2 п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» в части обязывающей собственников или владельцев транспортных средств снять их с учета перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства. Что признанная судом недействующая часть вышеуказанного Постановления Правительства РФ, ограничивает установленное действующим гражданским законодательством правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, поскольку в силу ст.ст.130, 203, 209,421,433 ГК РФ именно на нем, как на собственнике снегохода, лежит обязанность регистрации транспортного средства суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

В силу Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с регистрационного учета в органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке.

Таким образом, заявитель при заключении договора купли-продажи имел полную возможность обусловить выполнение такого договора выполнением возложенной на продавца обязанности по постановке и снятию транспортного средства с регистрационного учета.

Кроме того, в судебном заседании предметом рассмотрения заявления в порядке главы 23 ГПК РФ являлся вопрос о соответствии действий органа гостехнадзора законодательству, регламентирующему государственную регистрацию самоходных машин. При этом право собственности заявителя никем не оспаривалось.

В связи с чем оспариваемые заявителем положения Правил регистрации не нарушают его права и интересы как собственника.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Олейника Андрея Григорьевича об оспаривании решения обособленного подразделения инспекции гостехнадзора Мурманской области в городе Апатиты об отказе в совершении регистрационных действий в отношении снегохода – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Апатитский городской суд Мурманской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.С. Воробьева