О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА КОРРЕКТИРОВКУ ОТОПЛЕНИЯ ЗА ПЕРИОД С 01.06.2008 ПО 31.05.2009



Гр.дело № 2-106/2011 Мотивированное решение принято 01 марта 2011 г. (Решение не вступило в законную силу)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего: судьи Арсентьевой Е.Л.,

при секретаре Саркисян А.К.,

с участием прокурора Басалаева А.А.

истца Артемьевой Л.А.,

представителей ответчика Шавидзе М.А., Лукиной Л.А., Бружмелева М.В.,

представителей третьего лица Прокофьева П.В., Гришановой Ю. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Апатиты в интересах Артемьевой Любови Александровны к ООО «Управляющая компания «Апатиты - Комфорт» (далее УК «Апатиты – Комфорт») о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009

у с т а н о в и л :

Прокурор города Апатиты в интересах Артемьевой Л.А. обратился в суд с иском ООО «Управляющая компания «Апатиты - Комфорт» (далее УК «Апатиты –Комфорт») о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009. Просит признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за 12 месяцев деятельности управляющей компании, произведенный ответчиком путем применения значения Р к.р., рассчитанного на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления коммунальных услуг, установленных постановлением администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг». Обязать ООО «УК «Апатиты – Комфорт» прекратить выставление требований и взыскание корректировки платы за отопление за указанный период с Артемьевой Л.А., основанной на таком расчете.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению в прокуратуру г. Апатиты Артемьевой Л.А., было установлено, что в соответствии с приказом генерального директора ООО «УК «Апатиты – Комфорт» от 25.12.2009 г № 21 произведена корректировка размера платы за отопление населению, в том числе в доме № ..... по ул. ..... в г. Апатиты за указанный выше период

Величина корректировки рассчитывалась по формуле № 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, поскольку дом ..... по ул. ..... не оборудован в установленном порядке прибором учета тепловой энергии и теплоносителя (воды).

Количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ТГК-1») счетов–фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от 01.09.2008 № 800.

При этом ресурсоснабжающей организацией расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105.

В результате корректировки управляющей компанией определено, что Артемьева Л.А., проживающая в кв. ..... дома ..... по ул. ....., должна дополнительно заплатить управляющей компании 724 рубля 66 копеек.

Полагает, что при проведении расчета корректировки ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, а именно размер платы за потребленную в конкретном многоквартирном доме тепловую энергию (показатель Р k.р.) рассчитан на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления коммунальных услуг, что противоречит пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

Кроме того, корректировка платы за отопление произведена ответчиком с 01.06.2008 по 31.05.2009, что также противоречит пункту 19 Правил, по которому корректировка производится исполнителем 1 раз в год. Управляющая компания произвела корректировку отопления по истечении 12 месяцев своей работы. Поскольку срок действия тарифов не может быть менее одного финансового года, Бюджетный кодекс РФ (ст. 12) определяет, что финансовый год соответствует календарному году, право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 от годового норматива потребления, который был разным за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года, договор № 800 от 01.09.2008 между УК «Апатиты – Комфорт» и энергоснабжающей организацией ОАО «ТГК № 1» предусматривает определение объема теплопотребления на календарный (финансовый) год, то корректировка должна производиться за календарный год, а не за год работы управляющей компании.

Помощник прокурора г. Апатиты Басалаев А.А. в ходе судебного заседания изменил исковые требования, просит признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за период 12 месяцев деятельности управляющей компании с 01.06.2008 по 31.05.2009 г, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании приказа генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от 25.12.2009 г № 21 «О проведении корректировки», без ссылки на значения Р к.р., рассчитанного на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления коммунальных услуг, установленных постановлением администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».

Дополнительно пояснил, что количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ТГК-1») счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от 01.09.2008 № 800.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласование сторонами метода определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующего положениям Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, противоречит ст. 426 ГК РФ и влечет ничтожность таких условий.

В нарушение вышеназванных требований закона расчеты между УК «Апатиты-Комфорт» и ОАО «ТГК-1» осуществлялись ежемесячно за фактически отпущенную теплоэнергию в горячей воде.

В соответствии с п. 7.8 договора № 800 окончательный расчет за фактически поданную в течение года тепловую энергию исполнитель обязан произвести после проведения корректировки за отопление путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО.

Как следует из ответов на запросы прокуратуры города фактически УК «Апатиты –Комфорт» за указанный период времени не имела задолженности перед энергоснабжающей организацией за отопление, отсутствовали «выпадающие расходы» управляющей организации, связанные с разницей между нормативным и фактическим теплопотреблением, то оснований проведения корректировки платы за отопление в многоквартирных домах не имелось.

Истец Артьемьева Л.А. в судебном заседании поддержала требования искового заявления, пояснила, что расчет платы за отопление по ее дому ранее производился по прибору учета, который был установлен в доме и работал до февраля 2009 года, плата за отопление производилась в полном размере в соответствии с его показаниями, поэтому корректировки платы за отопление не может быть.

Представители ответчика ООО УК «Апатиты – Комфорт» Шавидзе М.А., Лукина Л.А., Бружмелев М.В., с иском не согласились по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно отзыву считают прокурора ненадлежащим истцом, поскольку истец Артемьева Л.А. обладает гражданской процессуальной дееспособностью и может самостоятельно обратиться в суд, уважительных причин, препятствующих ей обратится в суд, не имеется.

Корректировка за отопление была выполнена на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за потребленную тепловую энергию домом 22 по ул. Ферсмана. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 19) корректировка размера платы за отопление производится исполнителем по приведенной в приложении формуле с использованием показателя Р k.р., то есть на основании данных ресурсоснабжающей организации, которые получены расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В условиях отсутствия в жилых домах приборов учета, количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в соответствии с пунктом 6.7 договора теплоснабжения № 800 от 01.09.2008 и Приложением № 4 к нему. Расчет показателя Р k.р. ресурсоснабжающей организацией на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, не противоречит действующему законодательству, в частности Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, разъяснениям Министерства регионального развития РФ, данным в циркулярном письме № 10087-ЮТ/07 от 26.05.2007, ст. ст.544, 548 Гражданского кодекса РФ. Самостоятельно УК «Апатиты –Комфорт» не производила расчет показателя Р k.р., так как такая обязанность лежит на ресурсоснабжающей организации согласно договора теплоснабжения № 800 от 01.09.2008.

В части определения периода предъявления корректировки также считают их действия соответствующими действующему законодательству, поскольку ни в самих Правилах, ни в Приложении 2 к Правилам не указано, что корректировка производится за 12 месяцев или по истечении календарного года. Поэтому в отсутствие предписаний управляющая организация самостоятельно определяет период, за который производится корректировка. Согласно рекомендациям Минэкономразвития корректировку платы за отопление разумнее производить после отопительного периода, что ими и было сделано.

Представитель третьего лица - ОАО «ТГК № 1», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, иск прокурора не признал, сославшись на позицию, изложенную в письменном отзыве. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным правовым актам Российской Федерации. Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, арбитражными судами признается то обстоятельство, что рассчитываясь с энергоснабжающей организацией в течение года исходя из установленных нормативов теплопотребления, которые являются лишь расчетной величиной и не отражают фактическое теплопотребление, по результатам календарного года исполнитель коммунальных услуг, с учетом обязанности по корректировке платы перед потребителями, обязан оплатить фактически потребленную тепловую энергию, объем которой определяется расчетным путем, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Указанный приказ Госстроя отнесен к перечню нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и применяется в текущей деятельности. По мнению прокурора при производстве корректировки отопления ответчик необоснованно применил размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем. Между тем, объем фактически потребленной ответчиком тепловой энергии за спорный период подтвержден решением Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-3230/2009 от 07.07.09.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право прокурора обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что Артемьева Л.А. по возрасту является ....., юридической грамотностью по предмету судебного спора не обладает, размер ее ..... небольшой, поэтому средств для оплаты услуг представителя не имеет, что расценивается судом как уважительная причина, препятствующая ее самостоятельному обращению в суд, а доводы представителей ответчика о ненадлежащем истце несостоятельными

Судом установлено, что согласно Уставу УК «Апатиты Комфорт», утвержденному 14.01.2008 г, одним из видов деятельности общества УК «Апатиты – Комфорт» является обеспечение населения питьевой и горячей водой, теплом из систем питьевой воды и отопления в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения и отопления и другими нормативными документами.

Поставка тепловой энергии за период проведенной истцу корректировки отопления регулировалась договором № 800 от 01.09.2008 года (л.д.20-35), заключенным между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» (ТГК № 1) - «Энергоснабжающая организация» (далее ЭСО) и ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (далее Исполнитель), согласно которого ЭСО обязуется подать Исполнителю тепловую энергию в горячей воде в точку поставки через присоединенную тепловую сеть в объемах и на условиях, установленных настоящим договором, а Исполнитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию в горячей воде в установленные сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором (п.1.1).

Согласно части 6 указанного договора учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 г (п.6.1).

При отсутствии у Исполнителя приборов учета или их наличии без допуска в эксплуатацию ЭСО объем количества тепловой энергии, потребленной за расчетный период всеми Потребителями, не имеющими узлов учета, определяется на основании показаний приборов учета ЭСО на источнике за вычетом:

-объемов тепловой энергии, израсходованной на хозяйственные нужды ЭСО;

-объемов потерь в тепловых сетях ЭСО;

-объемов теплопотребления Потребителей, присоединенных непосредственно к тепловым сетям:

-объемов потерь в тепловых сетях теплосетевой организации;

-объемов тепловой энергии, отпущенной Потребителям, имеющим узлы учета (п.6.7).

В соответствии с п. 7.2. договора расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», согласованный обеими сторонами (Приложение № 4). В предъявленном ЭСО счете-фактуре указывается размер оплаты за фактически отпущенную Исполнителем тепловую энергию в расчетном периоде (за месяц). В предъявленном ЭСО счете указывается сумма оплаты, равняющаяся разнице между суммой, предъявленной Исполнителем потребителям в многоквартирных домах за расчетный период (1/12 годового объема теплопотребления) и суммой, предъявленной УК оплате по счету-фактуре.

До 01.07.2008 г поставку тепловой энергии потребителям осуществляло МУП «Апатитыэнерго». ОАО «ТГК-1» осуществляет поставку тепловой энергии потребителям, подключенным к сетям города Апатиты с 01.07.2008 г (л.д. 18).

Как установлено в судебном заседании, истец Артемьева Л.А. являлась потребителем коммунальных услуг по адресу фактического проживания в г. Апатиты: ул. ..... ....., что подтверждается справкой формы 9 о регистрации от 14.12.2010 (л.д. 16) и договором найма, заключенного ею с собственником указанного жилого помещения Артемьевой М.В. от 19.02.2007 (л.д. 14 -15).

Приказом № 21 от 25.12.2009 генерального директора ООО «УК «Апатиты- Комфорт» произведена корректировка платы за отопление в период с 01.06.2008 по 31.05.2009 г в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета в соответствии с пунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Согласно накопительной ведомости, с 01.06.2008 по 31.05.2009 стоимость тепловой энергии предъявленной УК «Апатиты-Комфорт» ЭСО по дому 22 по ул. Ферсмана в г. Апатиты составила 1086 834, 57 рубля (л.д. 76).

В указанном доме ранее был установлен прибор учета тепловой энергии. За период с 01.06.2008 года по 31.05.2009 г показания потребляемой домом тепловой энергии за два месяца учитывались по прибору учета, за десять месяцев расчетным путем в соответствии с фактически отпущенной тепловой энергии, определенной ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2), в которой стоимость платы за отопление равна разности между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Исходя из требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Тарифы на тепловую энергию действовали 01.01.2008 по 31.12.2008 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 14.11.2007 № 34/7, от 21.11.2007 № 36/3 ) и составляли 790,92 рублей /Гкал и с 01.01.2009 по 31.12.2009 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.11.2008 № 44/12, от 26.11.2008 № 44/2) составляли 974,46 рублей/Гкал (с НДС), то есть были разными за период корректировки ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года.

Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.

В этой связи расчеты за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление.

Конкретные нормативы установлены в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727.

Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением.

Таким образом, доводы прокурора о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год, а не за 12 месяцев работы управляющей компании, являются обоснованными.

Ссылка ответчика на рекомендации, изложенные в Письме Минрегионразвития № 10967-ОК/07 от 28. 06.2007 года о проведении корректировки платы за отопление после окончания отопительного сезона, судом не могут быть приняты, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а вывод суд делает исходя из анализа совокупности вышеприведенных норм действующих Федеральных законов.

Таким образом, ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем по балансовому методу.

Расчет управляющей компанией корректировки за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением теплоэнергии как за период 2008, так и 2009 годов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Прокурора г. Апатиты в интересах Артемьевой Любови Александровны к ООО «Управляющая компания «Апатиты - Комфорт» (далее УК «Апатиты –Комфорт») о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009 удовлетворить

Признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании приказа генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от 25.12.2009 г № 21.

Обязать ООО «УК «Апатиты-Комфорт» прекратить выставление требований и взыскание корректировки платы за отопление за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 г с Артемьевой Любови Александровны, основанной на таком расчете.

Председательствующий: Е.Л. Арсентьева