Дело № 2- 562/2011 Изготовлено 16 мая 2011 года (решение вступило в законную силу)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2011 года
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Енцовой В.Е.,
при секретаре Афанасовой П.А.,
с участием прокурора Зайцевой Е.В.,
истца Богатыревой Г.А.,
представителя КУИ администрации г. Апатиты Григорьевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Апатиты в интересах Богатыревой Галины Александровны к администрации г. Апатиты, Комитету по управлению имуществом администрации г. Апатиты о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии в части признания жилого помещения пригодным для проживания; о признании незаконным бездействия администрации г. Апатиты и Комитета по управлению имуществом администрации г. Апатиты по проведению обследования многоквартирного дома с привлечением специализированной проектно-изыскательской организации; об обязании администрации г. Апатиты создать комиссию и провести оценку соответствия жилого помещения предъявляемым требованиям,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Апатиты обратился в суд с иском в интересах Богатыревой Г.А. к администрации г. Апатиты, Комитету по управлению имуществом администрации г. Апатиты о признании незаконным заключения от 15.06.2010 года № 1 Межведомственной комиссии, созданной постановлением Администрации г. Апатиты от 07.06.2010 № 606, в части признания жилого помещения, а именно квартиры ..... дома ..... по ул. ....., пригодным для проживания; о признании незаконным бездействия администрации г. Апатиты и Комитета по управлению имуществом администрации г. Апатиты по проведению обследования многоквартирного дома ..... по ул. ..... с привлечением специализированной проектно-изыскательской организации; об обязании администрации г. Апатиты создать комиссию и провести оценку соответствия жилого помещения – квартиры ..... дома ..... по ул. ....., предъявляемым требованиям в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в срок до 01 июня 2011 года.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Апатиты проведена проверка по обращению Богатыревой Г.А. по вопросу признания дома ..... по улице ..... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проверки установлено, что Богатырева Г.А. на основании договора социального найма жилого помещения от 01.12.2006 № 489 проживает в квартире ..... дома ..... по ул. ....., находящейся в муниципальной собственности. Ранее Богатырева Г.А. неоднократно обращалась в администрацию г. Апатиты по вопросу признания квартиры ..... дома ..... по улице ....., нанимателем которой она является, непригодной для проживания и проведения капитального ремонта.
02 февраля 2010 года в администрацию г. Апатиты поступило обращение Богатыревой Г.А. по вопросу пригодности занимаемого ею жилого помещения для дальнейшего проживания.
26 февраля 2010 года межведомственной комиссией, действующей на основании распоряжения Администрации города Апатиты от 26.02.2010 г. № 45-р, под председательством ..... было проведено обследование указанного жилого помещения, по результатам которого Комиссия решила, что оснований для признания кв. ..... дома ..... по ул. ..... непригодной для проживания нет.
В связи с допущенными при обследовании нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, прокуратурой города Апатиты главе города Апатиты внесено представление о незаконности и необоснованности данного решения.
15.06.2010 Межведомственной комиссией повторно дано заключение о признании данного жилого помещения пригодным для проживания.
Считает, что данное решение Межведомственной комиссией также вынесено с грубым нарушением требований действующего законодательства.
До судебного задания прокурор представил заявление, в котором изменил исковые требования с согласия истца Богатыревой Г.А. Прокурор просит признать недействительным заключение Межведомственной Комиссии от 15 июня 2010 года № 1, созданной постановлением Администрации г. Апатиты от 07июня 2010 г. № 606, в части признания жилого помещения, а именно квартиры ..... дома ..... по ул. ....., пригодным для проживания.
В судебном заседании помощник прокурора г. Апатиты Зайцева И.А. уточнила исковые требования, просила признать недействительным заключение Межведомственной Комиссии от 15 июня 2010 года № 1, созданной постановлением Администрации г. Апатиты от 07июня 2010 г. № 606, в части признания жилого помещения, а именно квартиры ..... дома ..... по ул. ....., пригодным для проживания, а также о необходимости привлечения специализированной проектно-изыскательской организации для проведения обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. ......
Указала на отсутствие в составе комиссии, проводившей 10.06.2010 г. обследование квартиры ..... дома ..... по ул. ..... Мурманской области и вынесшей заключение от 15.06.2010 г. № 1 о признании жилого помещения пригодным для проживания, представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Полагает, что это обстоятельство существенным образом влияет на объективную оценку соответствия жилого помещения предъявляемым требованиям законодательства и пригодности для постоянного проживания граждан, а также выявлению наличия или отсутствия вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Богатырева Г.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что дом ..... по ул. ..... находится в аварийном состоянии и непригоден для проживания. Обследования ее квартиры и дома № ..... по ул. ..... в целом были проведены с нарушениями норм действующего законодательства. Не была привлечена специализированная организация, без участия которой нельзя было сделать вывод о том, пригоден или непригоден дом для проживания. Комиссия для обследования оба раза приходила в неполном составе.
Представитель администрации г. Апатиты просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставляет решение по делу на усмотрение суда.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации г. Апатиты в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации г. Апатиты не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. Суду пояснила, что КУИ администрации г. Апатиты по уточненным исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком.
Суд с согласия истца и помощника прокурора исключил Комитет по управлению имуществом администрации г. Апатиты из числа ответчиков.
Заслушав прокурора, истца Богатыреву Г.А., представителя Комитета по управлению имуществом администрации г. Апатиты, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В судебном заседании установлено, что Богатырева Г.А. является нанимателем двухкомнатной квартиры ....., расположенной в доме № ..... по ул. ....., что подтверждается ордером на жилое помещение № ..... от 31.01.2003. В квартире совместно с Богатыревой Г.А. зарегистрирована дочь .....
Квартира Богатыревой Г.А. расположена на первом этаже двухэтажного восьмиквартирного шлакоблочного дома, введенного в эксплуатацию в 1951 году.
Ранее, в марте и сентябре 2009 года на основании обращений Богатыревой Г.А. и письма Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 17.02.2009 года № 18-06/229 было проведено обследование общего имущества многоквартирного дома № ..... по ул. ......
Как следует из актов технического обследования дома № ..... по ул. ..... комиссией ООО «Сантехмонтаж» от 03.03.2009 года и от 22.09.2009 года, фундамент дома по цоколю имеет вертикальные трещины, расслоение кладки с разрушением отдельных камней, нарушена штукатурка цоколя; отмостка со стороны фасада разрушена, частично отсутствует; стены шлакоблочные, отштукатуренные имеют трещины по поверхности, отставания, выпучивание штукатурного слоя; перекрытия деревянные находятся в удовлетворительном состоянии; полы деревянные дощатые открашены масляной краской, имеют прогибы, рассыхание, коробление, скрип, состояние удовлетворительное; перегородки деревянные имеют трещины на штукатурном слое, дверные проемы филенчатые, имеют оседание дверных полотен, деформацию, неплотный притвор; оконные блоки рамы двойные створные, имеют перекосы, неплотный притвор, высокую воздухопроницаемость, наблюдается гниение древесины; при осмотре деревянной конструкции крыши обнаружены трещины, прогибы обрешетки, нарушена изоляция между деревянными и каменными конструкциями, коррозия металлических закладных стяжек.
По итогам обследования жилого дома № ..... по ул. ..... комиссией по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Апатиты нанимателю жилого помещения – квартиры ..... в указанном доме, Богатыревой Г.А. предложено переговорить с собственниками квартир о софинансировании оплаты работ специализированной организацией, поскольку в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом установлено, что 02.02.2010 года Богатырева Г.А. обратилась в администрацию г. Апатиты с заявлением о проведении обследования муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: г. Апатиты, ул. ....., д. ....., кв. ....., нанимателем которого она является, на предмет его пригодности к проживанию.
Ранее Богатырева Г.А. обращалась в администрацию г. Апатиты с вопросом о проведении капитального ремонта дома № ..... по ул. ..... либо о признании его ветхим жильем, непригодным для проживания, о чем были составлены акты.
26 февраля 2010 года межведомственной комиссией, действующей на основании распоряжения Администрации города Апатиты от 26.02.2010 г. № 45-р, под председательством ..... было проведено обследование указанного жилого помещения, по результатам которого Комиссия решила, что оснований для признания кв. ..... дома ..... по ул. ..... непригодной для проживания нет.
В связи с допущенными при обследовании нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, прокуратурой города Апатиты главе города Апатиты 12.05.2010 года внесено представление о незаконности и необоснованности данного решения.
Постановлением администрации г. Апатиты № 606 от 07.06.2010 года утверждены Положение и состав межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда под председательством .....
15.06.2010 года во исполнение представления прокуратуры г. Апатиты об устранении допущенных нарушений жилищного законодательства Межведомственной комиссией, утвержденной Постановлением администрации г. Апатиты № 606 от 07.06.2010 года, повторно составлен акт обследования помещения – квартиры ..... дома ..... по ул. ..... и дано заключение об отсутствии оснований для признания муниципального жилого помещения непригодным для проживания.
Межведомственной комиссией также принято заключение о необходимости привлечь специализированную проектно-изыскательскую организацию для проведения обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. ....., ул. ....., д. ....., что до настоящего времени сделано не было.
Судом установлено, что постановление администрации г. Апатиты № 606 от 07.06.2010 вступило в законную силу 17 июня 2010 года, то есть со дня опубликования. Таким образом, на 15.06.2010 года комиссия в утвержденном постановлением составе не имела полномочий на проведение обследования квартиры и принятие заключения по результатам обследования. Обследование квартиры и дома должно было производиться комиссией в прежнем составе, утвержденном постановлением администрации г. Апатиты № 98 от 27.02.2006.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 разд. I Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 08.08.2009), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 № 569, Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
На территории г. Апатиты государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 1 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами требований пожарной безопасности.
На территории г. Апатиты функции по государственному пожарному надзору осуществляет Отдел надзорной деятельности г. Апатиты Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Мурманской области (ранее – Отдел государственного пожарного надзора г. Апатиты Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере промышленной безопасности, экологической безопасности, а также органом государственного строительного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Так, в силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
органом государственного горного надзора;
органом государственного энергетического надзора;
органом государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.
На территории Мурманской области надзор в сфере промышленной, экологической и иной безопасности осуществляет Беломорское Управления Ростехнадзора.
При изучении материалов, послуживших основанием для признания помещения пригодным для постоянного проживания, и заключения комиссии от 15.06.2010 № 1 судом установлено, что в состав указанной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом включенные в состав комиссии помощник врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городах Апатиты, Кировск» ......, заместитель начальника 2 отряда ФПС ..... не относятся к категории лиц, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.
Судом установлено, что отсутствие в составе межведомственной комиссии, проводившей 10.06.2010г. обследование квартиры, представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека существенным образом влияет на объективную оценку соответствия жилого помещения предъявляемым требованиям законодательства и пригодности для постоянного проживания граждан, а также выявлению наличия или отсутствия вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен в Разделе IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Так, в соответствии с Разделом IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.
В судебном заседании уставлено, что на основании заявления Богатыревой Г.А. и представления заместителя прокурора г. Апатиты об устранении нарушений жилищного законодательства РФ от 12.05.2010 года, Межведомственной комиссией, утвержденной Постановлением администрации г. Апатиты № 606 от 07.06.2010 года, повторно проведено обследование жилого помещения – квартиры ..... дома ..... по ул. ..... в г. Апатиты; составлен акт обследования помещения.
Согласно акту обследования помещения № 1 от 10.06.2010 года Межведомственной комиссией рекомендовано нанимателю муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: г. ....., ул. ..... д. ....., кв. ....., провести текущий ремонт данного помещения за свой счет; рекомендовано ..... оказать содействие и помощь собственникам помещений в проведении общего собрания в части подготовки смет на виды работ капитального ремонта, указанных в акте ООО «Сантехмонтаж» от 22.09.2009; рекомендовано Комитету по управлению имуществом Администрации г. Апатиты выступить инициатором проведения общего собрания собственников помещений МКД при условии наличия необходимых документов для подачи заявления на участие в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта.
В соответствии с п. 47 раздела IV Порядка признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Так, на основании проведенного обследования жилого помещения – квартиры № ..... дома ..... по ул. ..... в г. ..... Межведомственной комиссией составлено заключение об отсутствии оснований для признания муниципального жилого помещения непригодным для проживания, тогда как в акте обследования по заключению межведомственной комиссии указано на необходимость капитального ремонта многоквартирного дома № ..... по ул. ......
Кроме того, в указанном заключении указано на необходимость привлечения специализированной проектно-изыскательской организации для проведения обследования многоквартирного дома.
Как следует из п. 34 Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Несмотря на необходимость обследования данного многоквартирного дома, в котором расположена муниципальная квартира Богатыревой Г.А., заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения получено не было, эксперты проектно-изыскательских организаций к участию в работе комиссии не привлекались.
Заключение было принято без учета требований о необходимости обследования не только жилых помещений, но и всего многоквартирного дома с целью установления технического состояния несущих конструкций здания, поскольку по существу, в обращении Богатыревой Г.А. и прокуратуры г. Апатиты ставился вопрос об обследовании дома на аварийность и непригодность проживания.
В заключении должны были быть сделаны выводы не только о признании конкретного жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение), но и о признании (непризнании) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Тем самым Межведомственной комиссией не были соблюдены требования п. 44 Положения в части процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.
Кроме того, выводы, указанные в заключении, принятом Межведомственной комиссией 15.06.2010 года, не соответствуют выводам комиссии, указанным в акте обследования.
Принятие решения о признании пригодным для проживания отдельного жилого помещения № ..... дома ..... по ул. ..... невозможно без обследования всего жилого дома и принятия соответствующего заключения, поскольку, как следует из всех представленных материалов дела, вопрос ставился о признании непригодным для проживания всего дома № ..... по ул. ....., в состав которого входят отдельные жилые помещения, в том числе квартира № ......
Как следует из актов ООО «Сантехмонтаж» от 03.03.2009 и от 22.09.2009, составленных в связи с запросом Государственной жилищной инспекции Мурманской области, деревянные перекрытия дома (чердачные межэтажные, подвальные) имеют зыбкость, прогибы, разрушение древесины. Фундамент имеет вертикальные косые трещины, расслоение кладки с разрушением отдельных камней; имеются значительные дефекты шиферной крыши дома и т.д.
Из содержания акта обследования, проведенного Межведомственной комиссией, следовало, что фактически комиссия производила обследование не только жилого помещения, но и всего указанного многоквартирного дома в целом, включая и места общего пользования.
Таким образом, Межведомственной комиссией была нарушена процедура вынесения заключения, установленная Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и приложением к нему.
В нарушение абз. 7 п. 44 Положения орган местного самоуправления не принял решение по итогам работы комиссии.
В соответствии с п. 8 разд. 1 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, если жилищный фонд является муниципальным либо принадлежит гражданам на праве собственности.
Исходя из положений ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В силу пункта 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Судом установлено, что заключение Межведомственной комиссии от 15.06.2010 принято неполномочной Комиссией с нарушением процедуры, предусмотренной Положением от 28.01.2006, поэтому уточненные исковые требования прокурора в интересах Богатыревой Г.А. суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Апатиты в интересах Богатыревой Галины Александровны к администрации г. Апатиты удовлетворить.
Признать недействительным заключение Межведомственной Комиссии от 15 июня 2010 года № 1, созданной постановлением Администрации г. Апатиты от 07июня 2010 г. № 606, в части признания жилого помещения, а именно квартиры ..... дома ..... по ..... ....., пригодным для проживания, а также о необходимости привлечения специализированной проектно-изыскательской организации для проведения обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: ......
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи жалобы через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий В.Е.Енцова