О ВЗЫСКАНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ



Гр.дело № 2-770/2011 (решение вступило в законную силу)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Енцовой В.Е.,

при секретаре Ивакиной Л.В.,

с участием прокурора Почкина М.М.,

представителя ответчика Ганичевой Г.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Апатитыводоканал» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6001026 рублей 30 копеек,

установил:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Апатитыводоканал» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 6001026 рублей 30 копеек. В обоснование требования указывает, что природоохранной прокуратурой в период времени с 20 марта 2011 года по 25 апреля 2011 года проведена проверка соблюдения ОАО «Апатитыводоканал» требований природоохранного законодательства РФ.

В ходе проверки было установлено, что ОАО «Апатитыводоканал» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационных хозяйств городов Апатиты, Кировска, п.г.т. Умба Терского района и других населенных пунктов Мурманской области в целях удовлетворения общественных потребностей и населения в хозяйственно-питьевом водоснабжении, водоотведении.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ОАО «Апатитыводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду – осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на землю, размещение отходов производства и потребления.

Проверкой было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ОАО «Апатитыводоканал» по охране окружающей среды осуществляет деятельность с нарушением экологического законодательства, а именно, плата за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 года внесена не полностью.

По состоянию на 17.05.2011 общая задолженность ОАО «Апатитыводоканал» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия составляет 6001026 рублей 30 копеек.

Просит взыскать с ОАО «Апатитыводоканал» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия составляет 6001026 рублей 30 копеек.

Заместитель прокурора Почкин М.М. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил взыскать 5352 292 руб. 30 коп. с учетом оплаты ответчиком 10.06.2011 года двух сумм 300000 руб. и 348734 руб. за 3 квартал 2010 года. Не возражает против предоставления рассрочки оплаты указанной суммы на 11 месяцев.

Представитель ответчика ОАО «Апатитыводоканал» в судебном заседании исковые требования в сумме 5352 292 руб. 30 коп. признала, суду пояснила, что задолженность возникла в вязи со сложившимся тяжелым материальным положением предприятия. Убытки за 2010 год согласно отчету о прибылях и убытках за январь-декабрь 2010 года составили 20822000 рублей. Повышаются тарифы на электроэнергию, экономически-обоснованные тарифы на водоснабжение и водоотведение были утверждены в неполном объеме. Произведено сокращение <.....> человек, которым должна быть произведена выплата в течение шести месяцев. За первый квартал 2011 года ОАО «Апатитыводоканал» получило прибыль <.....> рублей. Просит суд предоставить рассрочку исполнения решения суда по уплате задолженности на 11 месяцев по 500000 рублей ежемесячно в течение 10 месяцев и 352292 руб. 30 коп. за 11 месяц.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспортребнадзор) по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по месту нахождения, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. С требованиями природоохранного прокурора согласен.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав природоохранного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: … платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде

На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) - индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: … размещение отходов производства и потребления; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством.

На основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005, с изм. от 08.01.2009) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Апатитыводоканал» является юридическим лицом и в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационных хозяйств городов Апатиты, Кировска, п.г.т. Умба Терского района и других населенных пунктов Мурманской области в целях удовлетворения общественных потребностей и населения в хозяйственно-питьевом водоснабжении, водоотведении.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ОАО «Апатитыводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду – осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на землю, размещение отходов производства и потребления.

В нарушение требований федерального законодательства ОАО «Апатитыводоканал» по охране окружающей среды осуществляет деятельность с нарушением экологического законодательства, а именно, плата за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 года внесена не полностью.

По состоянию на 17.05.2011 общая задолженность ОАО «Апатитыводоканал» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия составляет 6001026 рублей 30 копеек, из которых задолженность ОАО «Апатитыводоканал» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия, расположенных по адресам: <.....> составляет 2436213 рублей, 60 копеек, задолженность ОАО «Апатитыводоканал» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия, расположенных по адресу: <.....> составляет 3329040 рублей 70 копеек, задолженность ОАО «Апатитыводоканал» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия, расположенных по адресам: <.....>, <.....>, составляет 235772 рубля.

Указанные суммы задолженности подтверждаются письменными материалами дела. 10.06.2011 ответчиком уплачено 300000 руб. и 348734 руб. за 3 квартал 2010 года, что подтверждается платежными поручениями.

Суд приходит к выводу, что задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду по объектам негативного воздействия, которая составляет 5352 292 руб. 30 коп., подлежит взысканию с ОАО «Апатитыводоканал».

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой прокурор истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая имущественное и финансовое положение ответчика, суд считает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию до 400 рублей.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

С учетом заявления ответчика и представленных доказательств тяжелого финансового положения ОАО «Апатитыводоканал», сведений о доходах и расходах суд приходит к выводу, что имущественное положение ОАО «Апатитыводоканал» не позволит исполнить решение Апатитского городского суда о взыскании с ОАО «Апатитыводоканал» задолженности в сумме 5352 292 руб. 30 коп. без предоставления рассрочки.

Суд, исходя из имущественного и финансового положения ОАО «Апатитыводоканал», считает возможным рассрочить исполнение решения Апатитского городского суда сроком на 11 месяцев с уплатой ежемесячно по 500000 рублей в течение 10 месяцев и 352292 руб. 30 коп. за 11-й месяц, начиная с 01.07.2011 года по 31.05.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 203 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Апатитыводоканал» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5352 292 руб. 30 коп. удовлетворить.

Взыскать с ОАО «Апатитыводоканал» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспортребнадзор) по Мурманской области задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5352292 (пять миллионов триста пятьдесят две тысячи двести девяносто два) руб. 30 коп.

Взыскать с ОАО «Апатитыводоканал» в доход государства государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Предоставить ОАО «Апатитыводоканал» рассрочку исполнения решения суда сроком на 11 месяцев с уплатой ежемесячно по 500000 рублей в течение 10 месяцев и 352 292 руб. 30 коп за 11 месяц, начиная с 01 июля 2011 года по 31 мая 2012.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Апатитский городской суд.

Председательствующий В.Е. Енцова