О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ РАСЧЕТА КОРРЕКТИРОВКИ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ЗА ПЕРИОД С 01.06.2008 ПО 31.05.2009



Гр.дело №2-540/2011 (решение вступило в силу 13.07.2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Бобковой И.В.

при секретаре Деникаевой Е.П.

при участии прокурора Каношкиной О.М.

представителя третьего лица Прокофьева П.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Апатиты в интересах Шибаевой Нины Федоровны к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период с 01.06.2008 по 31.05.2009

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Апатиты обратился в суд с иском в интересах Шибаевой Н.Ф. к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» (далее ООО «УК «Апатиты–Комфорт») о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 по дому <.....> в г. Апатиты. Просит признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за указанный период, произведенный ответчиком путем применения значения Рк.р., рассчитанного на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления коммунальных услуг.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной по обращению в прокуратуру г. Апатиты Шибаевой Н.Ф., было установлено, что в соответствии с приказом генерального директора ООО «УК «Апатиты – Комфорт» от 25.12.2009 г № 21 произведена корректировка размера платы за отопление населению, в том числе в доме <.....> в г. Апатиты за указанный выше период

Величина корректировки рассчитывалась по формуле № 2 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, поскольку дом <.....> не оборудован в установленном порядке прибором учета тепловой энергии и теплоносителя (воды).

Количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ТГК-1») счетов–фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от 01.09.2008 № 800.

При этом ресурсоснабжающей организацией расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг.

Полагает, что при проведении расчета корректировки ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, а именно п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В соответствии с п.п.2 п.1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрен порядок определения размера корректировки и рассчитывается по установленной формуле, в которой одной из величин является показатель платы Р к.р. – размер платы за потребленную в многоквартирной доме тепловую энергию. Данный показатель определяется ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ.

Исходя из указанного, метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Определение объема фактического потребления тепловой энергии для расчетов корректировки на основании Методики №105 является неправомерным, что подтверждено соответствующей судебной практикой Арбитражного суда, поскольку указанная методика является практическим пособием не прошедшим в установленном порядке государственную регистрацию.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что с 01.06.2008 в расчет количества тепловой энергии по дому <.....> включен объем нежилого помещения (бомбоубежища). Расчет часовой нагрузки отопления здания произведен ресурсоснабжающей организацией на основании недостоверных сведений о наружных объемах жилого дома (28811 куб.м.). Действительный наружный объем жилого дома составляет 20811 куб.м.

Помощник прокурора г. Апатиты Павлова И.А. ранее в судебном заседании уточнила исковые требования и просила удовлетворить иск по основаниям указанным в иске, а так же просила признать незаконным расчет корректировки за отопление в связи с неправильным применением периода корректировки. В обоснование требований дополнительно пояснила, что корректировка платы за отопление произведена ответчиком с 01.06.2008 по 31.05.2009, что также противоречит пункту 19 Правил, по которому корректировка производится исполнителем 1 раз в год. Управляющая компания произвела корректировку отопления по истечении 12 месяцев своей работы. Поскольку срок действия тарифов не может быть менее одного финансового года, Бюджетный кодекс РФ (ст. 12) определяет, что финансовый год соответствует календарному году, право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 от годового норматива потребления, который был разным за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года, договор № 800 от 01.09.2008 между УК «Апатиты–Комфорт» и энергоснабжающей организацией ОАО «ТГК-1» предусматривает определение объема теплопотребления на календарный (финансовый) год, то корректировка должна производиться за календарный год, а не за год работы управляющей компании.

В судебном заседании помощник прокурора Каношкина О.М. пояснила, что количество фактически потребленной тепловой энергии определялось управляющей компанией на основании ежемесячно представляемых ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ТГК-1») счетов-фактур и расшифровок к ним по каждому дому отдельно в соответствии с договором теплоснабжения (в горячей воде) от 01.09.2008 № 800.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг метод определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласование сторонами метода определения количества поставленной исполнителю тепловой энергии, не соответствующего положениям Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, противоречит ст. 426 ГК РФ и влечет ничтожность таких условий.

В нарушение вышеназванных требований закона расчеты между ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и ОАО «ТГК-1» осуществлялись ежемесячно за фактически отпущенную теплоэнергию в горячей воде.

Как следует из ответов на запросы прокуратуры города фактически ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за указанный период времени не имела задолженности перед энергоснабжающей организацией за отопление, отсутствовали «выпадающие расходы» управляющей организации, связанные с разницей между нормативным и фактическим теплопотреблением, то оснований проведения корректировки платы за отопление в многоквартирных домах не имелось.

Истец Шибаева Н.Ф. в судебное заседание не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика ООО «УК «Апатиты–Комфорт» в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно отзыву считают прокурора ненадлежащим истцом, поскольку истец Шибаева Н.Ф. обладает гражданской процессуальной дееспособностью и может самостоятельно обратиться в суд, уважительных причин препятствующих ей обратится в суд, не имеется, кроме того, истец является сособственником квартиры <.....>.

Обязанность по проведению корректировки возложена на ООО «УК «Апатиты–Комфорт» как на исполнителя коммунальных услуг. Письмом Минрегион развития РФ от 28.05.2007 № 10087-ЮТ разъяснен порядок проведения корректировки платы за отопление.

ООО УК «Апатиты–Комфорт» приступившее к обязанностям по предоставлению коммунальных услуг с 01.06.2008 обязано было произвести корректировку платы за отопление до 01.06.2009. Действия общества согласуются с положениями ст. 544 ГК РФ.

Корректировка за отопление была выполнена на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за потребленную тепловую энергию <.....>. В условиях отсутствия в жилых домах приборов учета, количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ресурсоснабжающей организацией производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс» (пункт 7.2 договора теплоснабжения № 800 от 01.09.2008 и Приложение № 4 к нему).

В части определения периода предъявления корректировки также считают их действия соответствующими действующему законодательству, поскольку ни в самих Правилах, ни в Приложении 2 к Правилам не указано, что корректировка производится за 12 месяцев или по истечении календарного года. Поэтому в отсутствие предписаний управляющая организация самостоятельно определяет период, за который производится корректировка. Согласно рекомендациям Минэкономразвития корректировку платы за отопление разумнее производить после отопительного периода, что ими и было сделано. Неправильное определение наружного объема дома планируют исправить путем произведения перерасчета.

Представитель третьего лица - ОАО «ТГК-1», не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, иск прокурора не признал. Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным правовым актам Российской Федерации. Согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, арбитражными судами признается то обстоятельство, что рассчитываясь с энергоснабжающей организацией в течение года исходя из установленных нормативов теплопотребления, которые являются лишь расчетной величиной и не отражают фактическое теплопотребление, по результатам календарного года исполнитель коммунальных услуг, с учетом обязанности по корректировке платы перед потребителями, обязан оплатить фактически потребленную тепловую энергию, объем которой определяется расчетным путем, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105. Указанный приказ Госстроя отнесен к перечню нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и применяется в текущей деятельности. Мнение прокурора, что при производстве корректировки отопления ответчик необоснованно применил размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем полагает необоснованным. Объем фактически потребленной ответчиком тепловой энергии за спорный период подтвержден решением Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-3230/2009 от 07.07.09.

Представитель третьего лица МУП «РИЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Право прокурора обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, в случае если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

Судом установлено, что Шибаева Н.Ф. <.....> юридической грамотностью по предмету судебного спора не обладает, <.....>, <.....> средств для оплаты услуг представителя не имеет, что расценивается судом как уважительная причина, препятствующая ее самостоятельному обращению в суд, а доводы представителей ответчика о ненадлежащем истце несостоятельными. Кроме того, отсутствие обращения с подобным иском сособственника квартиры <.....> в г. Апатиты не ограничивает право прокурора обратиться в суд в интересах конкретного гражданина, а именно Шибаевой Н.Ф..

Судом установлено, что ООО «УК «Апатиты-Комфорт» является управляющей организацией. Согласно Уставу ООО «УК «Апатиты-Комфорт», утвержденному 14.01.2008 г, одним из видов деятельности общества УК «Апатиты–Комфорт» является обеспечение населения питьевой и горячей водой, теплом из систем питьевой воды и отопления в соответствии с требованиями Правил эксплуатации и пользования системами коммунального водоснабжения и отопления и другими нормативными документами.

К управлению <.....> в г. Апатиты, в котором проживает собственник Шибаева Н.Ф., ООО «УК «Апатиты-Комфорт» приступило с 01.06.2008 года, т.е. исполняло функции управления многоквартирным домом в спорный период. Жилой дом <.....> относится к серии домов «93» (л.д.56), общедомовые приборы учета отсутствуют.

Между ООО «УК «Апатиты-Комфорт» и Шибаевой Н.Ф. 22.09.2009 года заключен Договор управления многоквартирным домом. Отношения между сторонами до заключения указанного договора, по мнению суда, являются сложившимися договорными, поскольку ООО «УК «Апатиты-Комфорт» предоставляла коммунальные услуги, а истец потребляло коммунальные услуги, и производила за них оплату.

Согласно подп. 2.1.4. п. 2.1. Договора управления многоквартирным домом предметом договора является возмездное, в течение согласованного срока, в целях обеспечения Собственниками надлежащего содержания общего имущества, осуществление УК по заданию Собственников следующей деятельности: предоставление коммунальных услуг Собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся на законном основании помещениями в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», с учетом индивидуальных особенностей каждого из помещений в соответствии с Приложением № 1 по цене (тарифу), определяемой в установленном для ресурсноснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.1.3. Договора предусмотрено, что УК обязана предоставлять коммунальные услуги в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу.

В соответствии с п. 3.1.18.Управляющая компания обязана производить начисление и организовывать сбор обязательных в соответствии с настоящим Договором платежей за предоставленные услуги и произведенные работы с предоставлением (доставкой) Собственнику (нанимателю/арендатору) помещения платежного документа, оформленного в соответствии с действующим законодательством.

В целях оказания населению коммунальных услуг, в том числе и истцу, в части предоставления коммунального ресурса (отопление, горячее водоснабжение) между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» (ЭСО) и ООО «УК «Апатиты-Комфорт» 01.09.2008 года заключен договор теплоснабжения № 800 (с учетом редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий) на приобретение у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения для обслуживания управляющей компании жилых домов (п.1.1).

По договору теплоснабжения ЭСО (ТГК №1) обязуется подать Исполнителю (ООО «УК «Апатиты-Комфорт») тепловую энергию в горячей воде в точку поставки через присоединенную тепловую сеть (МУП «Апатитыэнерго») в объемах и на условиях, установленных договором, а Исполнитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию в горячей воде, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также соблюдать, предусмотренных договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся введении Исполнителя тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.

Согласно п. 10.1. Договора теплоснабжения № 800 договор вступает в силу с 01 сентября 2008 г. и действует по 31 декабря 2008 г. и считается продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если не позднее 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Объем теплопотребления на соответствующий год оформляется дополнительным соглашением сторон. За спорный период с 01.06.2008 по 31.05.2009 тепловая энергия в горячей воде была исполнителю поставлена.

Коммунальный ресурс ООО «УК «Апатиты-Комфорт» приобретался у ресурсоснабжающей организации (ТГК-1) не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам – потребителям коммунальной услуги.

Если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам (пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 19.12.2006 № 727 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг.

Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 24.01.2007 № 35 внесены изменения в Постановление от 19.12.2006 № 727, согласно приложению № 2 Постановления норматив отопления по серии дома «93» составляет 0,0211 Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

Согласно п. 2 Приложения № 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Исходя из анализа действующего законодательства, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

В судебном заседании установлено, что корректировка платы за отопление ООО «УК «Апатиты-Комфорт» была проведена по приказу № 21 от 25.12.2009 за период с 01.06.2008 по 31.05.2009, в том числе и по <.....> в г. Апатиты, на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, в которых указан размер платы за фактическую потребленную тепловую энергию домом <.....>

Показатель Ркр (размер платы за потребленную в жилом доме тепловую энергию) был определен ресурсоснабжающей организацией (ТГК-1) и составил по дому <.....> в г. Апатиты за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 - 1802748,53 руб., согласно представленной информации.

Пунктом 4.1.3. Договора теплоснабжения № 800 предусмотрено, что до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО предъявляет исполнителю для оплаты счет-фактуру, счет и акт выполненных работ.

Согласно части 6 указанного договора учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 г (п.6.1).

При отсутствии у Исполнителя приборов учета или их наличии без допуска в эксплуатацию ЭСО объем количества тепловой энергии, потребленной за расчетный период всеми Потребителями, не имеющими узлов учета, определяется на основании показаний приборов учета ЭСО на источнике за вычетом:

-объемов тепловой энергии, израсходованной на хозяйственные нужды ЭСО;

-объемов потерь в тепловых сетях ЭСО;

-объемов теплопотребления Потребителей, присоединенных непосредственно к тепловым сетям:

-объемов потерь в тепловых сетях теплосетевой организации;

-объемов тепловой энергии, отпущенной Потребителям, имеющим узлы учета (п.6.7).

Согласно п. 7.2. расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», согласованный обеими сторонами (приложение № 4). В предъявленном ЭСО счет-фактуре указывается размер оплаты за фактически отпущенную Исполнителю тепловую энергию в расчетном периоде. В предъявленном ЭСО счете указывается сумма оплаты, равняющаяся разнице между суммой, предъявленной Исполнителем потребителям в многоквартирных домах за расчетный период (1/12 годового объема теплопотребления) и суммой, предъявленной к оплате по счету-фактуре.

Исходя из условий Договора теплоснабжения количество поставленной в спорном периоде тепловой энергии определялось ЭСО (ТГК-1) расчетным методом по формулам, указанным в приложении № 4 к Договору теплоснабжения № 800, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления. Счета-фактуры, выставленные ресурсоснабжающей организацией, с данными рассчитанными по указанным методам, в полном объеме оплачены ООО «УК «Апатиты-Комфорт».

Однако вместе с тем действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации произвести оплату тепловой энергии, потребленной в спорный период при отсутствии прибора учета для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения населению находящихся в управлении компании многоквартирных домов, по нормативам потребления коммунальных услуг населением.

Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Таким образом, ЭСО и управляющей компанией при заключении договора теплоснабжения был согласован метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на основе Методики не учитывающей нормативы потребления для населения, которая противоречит ст. 157 ЖК РФ и п. 19 Правил.

Ссылка ответчика на «Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, суд не принимает во внимание, поскольку в Министерстве юстиции Российской Федерации указанная Методика не зарегистрирована.

Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты от 19.12.2006 № 727 (с учетом изменений), вступили в законную силу с 01.01.2007 и действуют в настоящее время.

При этом ответчик, не являющийся производителем поставляемой энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не должны быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.

При этом в силу п. 3.2.7 Договора управления многоквартирным домом, заключенным с Шибаевой Н.Ф., управляющая компания вправе предоставлять интересы собственника перед третьими лицами, государственными и муниципальными органами власти, в суде, другими физическими и юридическими лицами по предмету и в целях данного Договора.

Суд приходит к выводу, что метод определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета гражданами (в части показателя Ркр), производимый ЭСО в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя № 105, в спорном случае не соответствует формуле для расчета корректировки, предусмотренной в Приложении № 2 к Правилам № 307.

В результате корректировки, произведенной ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании выставленных ресурсоснабжающей организацией счетов-фактур в размере платы за фактическую потребленную тепловую энергию, рассчитанную без учета нормативов потребления коммунальных услуг в отсутствие приборов учета, происходит изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. При применении такого расчета возникают обязанности для лиц (в спорном случае для истца), не являющихся стороной Договора теплоснабжения № 800, что противоречит закону – ч. 3 ст. 308 ГК РФ, чем и нарушаются законные интересы истца как потребителя коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика, что правильность расчетов за спорный период между ООО УК «Апатиты-Комфорт» и ресурсоснабжающей организацией была проверена и оценена Арбитражным судом Мурманской области в рамках рассмотрения исковых требований ОАО «ТГК-1» о взыскании с ООО «УК «Апатиты-Комфорт» сумм задолженности за период с 01.03.2009 по 31.05.2009, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Суд соглашается, что данные для расчета корректировки, определенные ресурсоснабжающей организацией в рамках договора энергоснабжения должны быть использованы ООО «УК «Апатиты-Комфорт», поскольку в силу положения ст.ст. 421, 422 ГК РФ стороны свободные в выборе условий договора определили методы расчета за поставленную тепловую энергию, однако, указанный метод не должен противоречить положениям ЖК РФ и Правил. Договор вступил в законную силу и обязателен для исполнения сторонами. В силу чего ООО «УК «Апатиты-Комфорт» произвело расчеты с ЭСО.

Однако, ООО «УК «Апатиты-Комфорт» как сторона по договору теплоснабжения в случае выявления несоответствия условий такого договора действующему законодательству не лишена возможности разрешить разногласия путем проведения переговоров, как это указано в п. 9.1 Договора теплоснабжения, а в случае не урегулирования таких разногласий обратиться в суд, не возлагая ответственности на потребителя по оплате корректировки в размере не соответствующем нормам действующего жилищного законодательства.

Предметом же рассмотрения в Арбитражном суде Мурманской области иска ОАО «ТГК-1» о взыскании с ООО «УК «Апатиты-Комфорт» о взыскании задолженности за период с 01.03.2009 по 31.05.2009 являлся довод ООО УК «Апатиты-Комфорт» о незаключенности договора от 01.09.2008 № 800 вследствие отсутствия согласования сторонами существенных условий. Законность же методики расчета объема фактической потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета согласованной сторонами в заключенном договоре, а также законность применения Методики № 105 в своих расчетах, не было предметом рассмотрения Арбитражным судом Мурманской области в указанном деле.

Применение ООО «УК «Апатиты-Комфорт» расчета корректировки (в части показателя Ркр) в спорном случае, на основе данных определенных ресурсоснабжающей организацией, возлагает на истца обязанность по уплате корректировки в необоснованном размере, что также влечет неправильное определение стоимости платы за отопление, предъявленное потребителю. Поскольку истец Шибаева Н.Ф. не является стороной договора теплоснабжения, то не имеет возможности оспаривать содержание условий указанного договора.

Исковые требования прокурора о нарушении прав Шибаевой Н.Ф. как потребителя в части предоставления ответчиком ресурсоснабжающей организации недостоверных сведений о наружном объеме жилого дома, в котором проживает истец, необходимых для исчисления расчетной часовой нагрузки отопления здания, также являются обоснованными, и нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, а так же не оспариваются ответчиком.

Так, в судебном заседании было установлено, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме <.....> в г. Апатиты не установлен. Проект на здание со стороны ООО «УК «Апатиты-Комфорт» ОАО «ТГК-1» не представлялся (л.д. 47).

Согласно письму № 01-49 от 04.06.2008, адресованному ОАО «ТГК-1», ООО «УК «Апатиты-Комфорт» просит заключить договор теплоснабжения от 01.06.2008 по объектам, указанным в приложении, в том числе и дома <.....> в г. Апатиты. Согласно приложению ООО «УК «Апатиты-Комфорт» указан наружный объем <.....> в количестве 28347 куб. м. (л.д. 50-52).

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Судом также установлено, что ресурсоснабжающая организация осуществляет расчеты за поставленную потребителям г. Апатиты тепловую энергию в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения. При этом, в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в жилом здании не установлен, проект на здание <.....> со стороны ООО «УК «Апатиты-Комфорт» не представлен, расчет ресурсоснабжающей организацией был произведен в соответствии с п. 1.2 приложения 1 к Методике, и при отсутствии проектной информации расчетная часовая нагрузка отопления здания определена по укрупненным показателям, на основании сведений о наружных объемах жилых домов, предоставленных ООО «УК «Апатиты-Комфорт». Из объема здания вычитался лишь объем нежилых помещений, указанных ООО «УК «Апатиты-Комфорт» в объеме 365 куб. м., объем нежилого помещения (бомбоубежища) из объема здания не вычитался.

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных ранее в судебном заседании по итогам инвентаризации в настоящее время произведен расчет тепловых нагрузок с учетом внесения изменений объемов нежилых помещений (бомбоубежища). ООО «УК «Апатиты-Комфорт» установлено, что общий наружный объем дома <.....> составляет 20811 куб. м. (л.д. 56).

До настоящего времени размер корректировки выставлен Шибаевой Н.Ф. с учетом выставленного ООО «УК «Апатиты-Комфорт» ресурсоснабжающей организации наружного объема дома в количестве 28347 куб. м., на момент рассмотрения дела в суд перерасчет произведен не был.

Таким образом, в связи с тем, что ответчиком предоставлены недостоверные сведения о наружных объемах жилого дома, на основе которых ресурсоснабжающей организацией произведена расчетная часовая нагрузка отопления, были нарушены права Шибаевой Н.Ф. как потребителя в части обязанности уплаты истцом корректировки отопления в необоснованном размере.

Суд также считает обоснованными доводы прокурора о том, что корректировка размера платы за отопление должна производиться за календарный год, а не за 12 месяцев работы управляющей компании по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Шибаева Н.Ф. являлась потребителем коммунальных услуг по адресу фактического проживания в г. Апатиты: ул. <.....>

Ответчик в спорном случае выступает управляющей организацией.

Поставка тепловой энергии за период проведенной истцу корректировки отопления регулировалась договором № 800 от 01.09.2008.

Приказом № 21 от 25.12.2009 генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» произведена корректировка платы за отопление в период с 01.06.2008 по 31.05.2009 г в многоквартирных домах не оборудованных общедомовыми приборами учета в соответствии с пунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в том числе и в д. <.....> в г. Апатиты.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Частью 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 ст. 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал);

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2), в которой стоимость платы за отопление равна разности между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.

Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).

Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Исходя из требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Тарифы на тепловую энергию действовали 01.01.2008 по 31.12.2008 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 14.11.2007 № 34/7, от 21.11.2007 № 36/3 ) и составляли 790,92 рублей /Гкал и с 01.01.2009 по 31.12.2009 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.11.2008 № 44/12, от 26.11.2008 № 44/2) составляли 974,46 рублей/Гкал (с НДС), то есть были разными за период корректировки ООО «УК «Апатиты-Комфорт» за 7 месяцев 2008 года и 5 месяцев 2009 года.

Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.

В этой связи расчеты за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление.

Конкретные нормативы установлены в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727.

Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением.

Таким образом, доводы прокурора о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год, а не за 12 месяцев работы управляющей компании, являются обоснованными.

Ссылка ответчика на рекомендации, изложенные в Письме Минрегионразвития о проведении корректировки платы за отопление после окончания отопительного сезона, судом не могут быть приняты, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а выводы суда следуют из анализа совокупности вышеприведенных норм действующих федеральных законов.

Таким образом, ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем по балансовому методу.

Расчет управляющей компанией корректировки за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением теплоэнергии как за период 2008, так и 2009 годов.

Учитывая все вышеизложенное, а так же, что иск прокурором города Апатиты предъявлен в интересах конкретного гражданина, то исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в отношении Шибаевой Н.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Апатиты в интересах Шибаевой Нины Федоровны к ООО «Управляющая компания «Апатиты-Комфорт» о признании незаконным расчета корректировки платы за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009 удовлетворить.

Признать незаконным расчет корректировки платы выставленной Шибаевой Нине Федоровне за отопление за период 12 месяцев с 01.06.2008 по 31.05.2009, произведенный ООО «УК «Апатиты-Комфорт» на основании приказа генерального директора ООО «УК «Апатиты-Комфорт» от 25.12.2009 г № 21.

Обязать ООО «УК «Апатиты-Комфорт» прекратить выставление требований и взыскание корректировки платы за отопление за период с 01.06.2008 по 31.05.2009 с Шибаевой Нины Федоровны, основанной на таком расчете.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий И.В. Бобкова