О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЯ ФБУ ИЗ 51/2 УФСИН РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ



Гр. дело № 2-651/2011 (Решение вступило в законную силу 27.07.2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Малярчука А.Г.,

при секретаре Кравченко М.В.,

с участием прокурора Савохина К.А.,

представителя ответчика Косарева Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» и об обязании оборудовать один из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, установить по верху всех прогулочных двориков металлическую тканную сетку, выполнить наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 из строительных материалов и способом, установленным нормами проектирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» (далее – Учреждение ИЗ-51/2) и об обязании оборудовать один из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, обеспечив его минимальным необходимым набором малых форм, установить по верху всех прогулочных двориков металлическую тканную сетку с размером ячеек не более 20х20 мм, в соответствии с нормами проектирования, выполнить наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 из строительных материалов и способом, установленными нормами проектирования.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства РФ о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений установлено, что по состоянию на 30.03.2011 Учреждение ИЗ-51/2, расположенном по адресу: г. Апатиты, ул. Трудовая, д. 24а, допущены нарушения норм проектирования и правил внутреннего распорядка.

Так, в нарушение п. 136 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 № 189, п. 8.70 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста РФ (далее – нормы проектирования), утвержденных Приказом Минюста РФ от 28.05.2001 № 161 (в ред. от 27.04.2006 № 134), ни один их 11 прогулочных двориков Учреждения ИЗ-51/2 не оборудован для прогулок женщин с детьми, а именно: не оборудован минимальным необходимым набором малых форм: песочница деревянная, столбы разновысокие, бревно. Полы в пределах теневого навеса не выполнены из дерева.

В нарушение п. 8.100 Норм проектирования ни в одном прогулочном дворике по верху не установлена металлическая тканная сетка с размером ячеек не более 20х20 мм.

В соответствии с п. 9.8 Норм проектирования наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 выполнены из раствора бетона, камней и металлолома.

Кроме того, стена, разделяющая прогулочные дворики № 5 и № 6 имеет сквозную трещину, что не исключает факт ее возможного обрушения.

Просил признать незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» и обязать оборудовать один из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, обеспечив его минимальным необходимым набором малых форм; установить по верху всех прогулочных двориков металлическую тканную сетку с размером ячеек не более 20х20 мм, в соответствии с нормами проектирования; выполнить наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 из строительных материалов и способом, установленными нормами проектирования.

В судебном заседании помощник прокурора Савохин К.А. поддержал заявленные требования в части. В связи с проведенными в Учреждении ИЗ-51/2 работами, просил исключить из заявленных исковых требований прокурора оборудование одного из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, обеспечив его минимальным необходимым набором малых форм, поскольку ответчиком указанное нарушение устранено. В остальной части иска настаивал на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Учреждения ИЗ-51/2 Косарев Е.А. в судебном заседании требования не признал, пояснил, что в соответствии с п. 1.9. Положения о ФБУ ИЗ-51/2 отвечает по своим обязательствам в пределах средств, выделенных федеральным бюджетом. Для соблюдения ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в Учреждении в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, проводится капитальный ремонт камерных помещений. На текущий момент разработан и утвержден Перечень объектов, для формирования проекта программы капитального и текущего ремонта на 2010 год, согласно которому на мероприятия по ремонту необходимо <.....> рублей. В апреле 2011 года в адрес УФСИН России по МО было направлено письмо о выделении денежных средств, в том числе и на ремонт прогулочных дворов. Учреждение ИЗ-51/2 выполняет возложенные на него задачи по коммунально-бытовому обеспечению подозреваемых и обвиняемых строго в пределах предоставленных законодательством бюджетных ассигнований. Соблюдение лимита наполнения Учреждения ИЗ-51/2 зависит не только от руководителя учреждения, но и от следственных и судебных органов, принимающих решение о помещении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

Утверждения истца о признании незаконным бездействия Учреждения ИЗ-51/2 считает не состоятельным и не обоснованным.

При этом признает, что на момент проведения прокурором проверки, все пункты требований прокурора об устранении нарушений, а именно: необходимости оборудовать один из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, обеспечив его минимальным необходимым набором малых форм, установить по верху всех прогулочных двориков металлическую тканную сетку с размером ячеек не более 20х20 мм, в соответствии с нормами проектирования, выполнить наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 из строительных материалов и способом, установленными нормами проектирования, нашли свое подтверждение, поскольку эти обязательные требования не были соблюдены их учреждением.

Не смотря на не признания иска по всем требованиям, тем не менее, ими устранен пункт нарушения необходимости оборудовать один из прогулочных двориков для прогулок женщин с детьми, обеспечив его минимальным необходимым набором малых форм, что подтверждено в ходе судебного разбирательства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Апатиты подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Как установлено в судебном заседании проведенной прокуратурой города Апатиты проверкой Учреждения ИЗ-51/2 по вопросу исполнения вышеуказанного закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ни один из прогулочных двориков не оборудован для прогулок для женщин с детьми, а именно, не оборудованы минимальным необходимым набором малых форм: песочница деревянная, столбы разновысокие, бревно; полы в пределах теневого навеса не выполнены из дерева; ни в одном прогулочном дворике по верху не установлена металлическая тканная сетка; наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 выполнены из раствора бетона, камней и металлолома, в то время когда согласно норм проектирования они должны быть выполнены из керамического кирпича, либо керамических камней, бетона, либо железобетона; кроме того, стена разделяющая прогулочные дворики №5 и №6 имеет сквозную трещину, что может привести к обрушению стены.

Учреждение ИЗ-51/2 является федеральным бюджетным учреждением, финансирование которого в соответствии с п.1.2 Положения о Следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета через орган федерального казначейства и УФСИН России в порядке, установленном действующим законодательством. Имущество Учреждения ИЗ-51/2 находится в соответствии с п. 1.17 данного Положения в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления ФСИН. Строительство и оборудование Учреждения (п. 1.18 Положения) производится в соответствии с типовыми положениями и нормами, установленными Министром юстиции Российской Федерации.

Одним из основных видов деятельности Учреждения является деятельность по управлению и эксплуатации мест лишения свободы, а также содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Для выполнения стоящих перед ним задач Учреждение осуществляет прием подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, в отношении которых проводятся следственные и судебные действия и размещение их по камерам в соответствии с установленными нормами и требованиями (п.3.1 Положения).

В соответствии с п.3.11 раздела 3 Положения о Следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее –Положение), утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20, следственный изолятор осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Таким образом, соблюдение установленных законом бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности является обязанностью Учреждения ИЗ-51/2.

Ответчик, в целом, факт наличия данного нарушения и необходимость его устранения не оспаривает, вместе с тем считает, что Учреждением для соблюдения ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств ежегодно проводится исследование объектов их учреждения, для формирования проекта программы капитального и текущего ремонта. В частности по прогулочным дворикам на ремонт стен было запрошено <.....> рублей, на ремонт водоотводных желобов <.....> рублей. Однако запрашиваемые ими средства на текущий ремонт в 2010 году так и не были выделены.

На иные, в том числе предъявленные к устранению нарушений прокурором требования, средства в 2010 году не запрашивались.

Таким образом, судом установлено, что Учреждение ИЗ-51/2 не соблюдаются требования закона по обеспечению, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, что является бездействием ответчика. Принимаемые Учреждением ИЗ-51/2 меры заслуживают внимания, однако они не привели к устранению выявленных нарушений в полном объеме.

В результате не устранения выявленных нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений здоровью, имуществу неопределенного круга лиц может быть причинен существенный вред.

Прокурор г. Апатиты предлагает устранить указанные нарушения в срок до 01.12.2010 года, по мнению суда, указанный срок является достаточным для выполнения требований прокурора.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора г. Апатиты подлежит удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении заявления был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика с учетом ходатайства представителя ответчика, являющегося бюджетным учреждением, в силу ст.333.20 НК РФ, суд считает возможным уменьшить до 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Апатиты удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области».

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» установить по верху всех прогулочных двориков металлическую тканную сетку с размером ячеек не более 20х20 мм, в соответствии с нормами проектирования; выполнить наружные и внутренние стены прогулочных двориков №№1-7 из строительных материалов и способом, установленными нормами проектирования, в срок до 01 декабря 2011 года.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области» государственную пошлину в доход государства в размере 500 (пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 дней.

Судья Малярчук А.Г.

.