Гр.дело № 2-1020/2011 (вступило в силу 23.08.2011) в окончательной форме изготовлено 29.07.2011г. ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года город Апатиты Апатитский городской суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Захарова А.В., при секретаре Калашниковой М.В., с участием представителя истца Немечкиной И.Ю., представителя третьего лица МУП г. Апатиты «УЖКХ» Ладана В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немечкина Анатолия Михайловича к ООО «Юния» о признании незаконным начисления корректировки платы за отопление за декабрь 2009 года, УСТАНОВИЛ: Немечкин А.М. обратился с иском к управляющей организации ООО «Юния» о признании незаконным начисления корректировки платы за отопление за декабрь 2009 года в размере <.....>. по <адрес> в г Апатиты. Полагает действия ООО «Юния» незаконными, противоречащими жилищному законодательству. <адрес> в г. Апатиты не оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Корректировка платы за отопление произведена ответчиком за один месяц своей работы, что противоречит пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, по которому корректировка производится исполнителем 1 раз в год. Просит признать начисленную корректировку отопления за декабрь 2009 года в размере <.....>. незаконной, взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере <.....>. В судебное заседание истец не явился, извещен. Судом дело рассмотрено на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца. Представитель истца Немечкина И.Ю. в ходе судебного заседания уточнила основание иска, просит признать незаконным расчет корректировки платы за отопление за период 1 месяц деятельности управляющей компании ООО «Юния», а также просит признать незаконным расчет корректировки, основанный на применении «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Полагает, что при проведении расчета корректировки ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, а именно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. А именно размер платы за потребленную в конкретном многоквартирном доме тепловую энергию (показатель Р k.р.) рассчитан без учета нормативов потребления коммунальных услуг, что противоречит пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307. Кроме того, корректировка платы за отопление произведена ответчиком за один месяц, что противоречит пункту 19 Правил, по которому корректировка производится исполнителем 1 раз в год, и предусматривает определение объема теплопотребления на календарный (финансовый) год. Корректировка должна производиться за календарный год, а не за один месяц работы управляющей компании. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства. В имеющемся в материалах дела письменном отзыве ответчик иск не признал, полагает, что корректировка за отопление за декабрь 2009 года произведена в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Учитывая, что ООО «Юния» обслуживала в 2009 году дом только один месяц – декабрь, корректировка была произведена из расчета за декабрь 2009 года, поскольку распределение тепловой энергии между домами, необорудованными общедомовыми приборами учета, производилось помесячно. Являясь по договору с ТГК-1 исполнителем услуг, ООО «Юния» приобрела тепло за <.....>., за эту же сумму она и продала ее потребителям, которым является и истец. Фактически за декабрь 2009 году потребителям было начислено за отопление <.....>. Разница между стоимостью приобретенного тепла и выставленного потребителям составляет <.....>. Эти средства ООО «Юния» не может компенсировать за счет других источников, кроме как корректировкой потребителям коммунальной услуги. Кроме того, корректировка платы за отопление истцу произведена за 12 месяцев 2009 года: за одиннадцать месяцев корректировку произвело МУП «УЖКХ», за один месяц ООО «Юния». По корректировке МУП «УЖКХ» за 11 месяцев 2009 года истцу выставлено к возврату <.....>. По корректировке ООО «Юния» истцу начислено к возмещению <.....>., общий размер корректировки за 2009 год составляет <.....> в пользу истца, что свидетельствует о соблюдении жилищного законодательства и МУП г. «УЖКХ» и ООО «Юния», требующего в случае неиспользования полностью норматива по отоплению, разницу вернуть потребителю. Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица МУП г. Апатиты «УЖКХ» Ладан В.В. в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил в соответствии с представленным отзывом, что в целях обеспечения жителей многоквартирных домов тепловой энергией между МУП г. Апатиты «УЖКХ» и МУП «Апатитыэнерго» был заключен договор энергоснабжения за № 10 от 01.04.2005 на отпуск тепловой энергии в горячей воде. С 01.12.2009 правоотношения между МУП «УЖКХ» и жителями <адрес> были прекращены, в связи с выбором новой управляющей компании. Жилищным законодательством, в том числе Жилищным кодексом РФ и «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительством РФ от 23.05.2006 № 307, вопрос об окончательных расчетах между исполнителем и потребителями коммунальных услуг при прекращении между ними правоотношений не регламентирован. Корректировка платы за отопление, так как она предусмотрена «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», может быть произведена при условии, что плата за отопление с населения взималась в течение 12 месяцев по нормативу, рассчитанному на годовой объем потребляемой тепловой энергии. В рассматриваемом случае предъявляемый ресурсоснабжающей организацией (РСО) к оплате объем тепловой энергии соответствовал нормативному, но количество месяцев, в течение которых МУП «УЖКХ» должно было предъявлять потребителям плату за указанную тепловую энергию, не по вине предприятия было сокращено. Полагает, что при сложившихся обстоятельствах необходимо руководствоваться положениями о договоре энергоснабжения, установленными Гражданским кодексом РФ, так как пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Решением арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-2736/2008 от 13.11.2008г. МУП г.Апатиты «УЖКХ» признано банкротом, открыто конкурсное производство. Статья 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязывает конкурсного управляющего предъявить к лицам, имеющим задолженность перед МУП г.Апатиты «УЖКХ» требования о ее взыскании, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат. Корректировка платы за отопление, так как она предусмотрена Правилами может быть проведена при условии, что плата за отопление с населения взималась в течение 12 месяцев по нормативу, рассчитанному на годовой объем потребляемой тепловой энергии. Предъявляемый РСО к оплате объем тепловой энергии соответствовал нормативному, но количество месяцев, в течение которых МУП «УЖКХ» должно было предъявлять потребителям плату за указанную тепловую энергию, не по вине предприятия было сокращено. Учитывая, что ООО «Юния» произвела расчет с жителями дома за 1 месяц 2009 года, полагает действия управляющей компании соответствующими действующему законодательству. Кроме того, необходимо учитывать, что стоимость за отопление, предъявленная к оплате жителям дома суммарно МУП «УЖКХ» и ООО «Юния» соответствует нормативу отопления. Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица - ОАО «ТГК № 1», в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом, иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно отзыву, полагает, что в соответствии с Правилами, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с пп.1 п. 1 приложения №2 к Правилам. При этом исполнитель коммунальных услуг производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам. Действующее жилищное законодательство предусматривает, что в течение определенного периода, например, календарного года, коммунальные услуги собственникам жилого дома могут быть оказаны несколькими исполнителями коммунальных услуг при смене одного исполнителя на другого в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. При этом, ни нормами ЖК РФ, ни Правилами не предусмотрен какой-либо порядок взаимодействия исполнителей коммунальных услуг друг с другом, а также потребителями по предоставленным услугам за какой-либо период, оплаты этих услуг и т.д. Исполнители являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и не связаны друг с другом какими-либо императивными нормами. ООО «Юния» являлось исполнителем коммунальных услуг по дому с декабря 2009 года и обязано произвести корректировку размера платы по отоплению за 2009 год за весь период оказания соответствующей услуги, в данном случае, за один календарный месяц. Правила не содержат императива о том, что корректировка возможна только в том случае, если исполнитель осуществлял оказание услуг весь календарный год непрерывно и все 12 месяцев. Как следствие, период корректировки за соответствующий год может включать не только 12 месяцев календарного года, но и меньший период, например, в случаях, когда менялся исполнитель коммунальных услуг или услуги были оказаны не в течение всего календарного года, например, в случае ввода дома в эксплуатацию в середине календарного года. Считает, что при проведении корректировки, права истца не нарушены, поскольку за иной период 2009 года, соответствующая корректировка уже без учета данных по начислению и потреблению за декабрь 2009 года произведена предшествующим ООО «Юния» исполнителем коммунальных услуг МУП «УЖКХ». Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица ОАО «ТГК-1». Заслушав представителя истца, представителя третьего лица МУП г. Апатиты «УЖКХ», исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск Немечкина А.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что <дата> между ТСЖ «<.....>» и ООО «Юния» был заключен договор на управление многоквартирным домом (л.д. 65-79). Согласно договору от <дата> к управлению <адрес> в г. Апатиты, в котором проживает истец - собственник квартиры <.....> Немечкин А.М., ООО «Юния» приступило с 01.12.2009, то есть исполняло функции управления многоквартирным домом по адресу <адрес> в спорный период декабря 2009 года. Жилой <адрес> относится к серии домов «464», общедомовые приборы учета в доме отсутствуют. В целях оказания населению коммунальных услуг, в части предоставления коммунального ресурса (отопление, горячее водоснабжение) между ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» (энергоснабжающая организация, ЭСО) и ООО «Юния» <дата> заключен договор теплоснабжения <№> на приобретение у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения для обслуживания управляющей компании жилых домов (п.1) (л.д. 130-146). По договору теплоснабжения ЭСО (ТГК-1) обязуется подать ООО «Юния» тепловую энергию в горячей воде в точку поставки через присоединенную тепловую сеть (ОАО «Апатитыэнерго») в объемах и на условиях, установленных договором, а Исполнитель обязуется принять и оплатить тепловую энергию в горячей воде, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также соблюдать, предусмотренных договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся введении «Управляющей компании» тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. В соответствии с пунктом 3.1.1 договора ОАО «ТГК-1» (далее ЭСО) было обязано отпускать ООО «Юния» тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленными указанным договором условиями и объемами потребления (приложение №2). Договор был заключен на срок с 01 декабря 2009 года по 31 декабря 2009 года (пункт 9.1). Стоимость тепловой энергии, потребленной каждым многоквартирным домом, фактически не оборудованным общедомовым прибором учета тепла, в том числе домом <адрес>, определялась исходя из выставляемых энергоснабжающей организацией счетов-фактур в соответствии с порядком определения стоимости тепловой энергии, потребленной многоквартирными домами (приложение № 2 к договору). При отсутствии в многоквартирных домах приборов учета для определения потребленной тепловой энергии и теплоносителя ОАО «ТГК-1» применялся расчетный метод учета, что подтверждается письменными объяснениями ответчика. Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936 и зарегистрированным в Минюсте РФ 25.09.1995 года за № 954, взаиморасчеты энергоснабжающей организации с потребителями, у которых временно отсутствуют узлы учета, осуществляется на основании нормативных документов Главгосэнергонадзора. При этом ОАО «ТГК-1» расчет за фактически потребленную теплоэнергию производился на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, то есть без учета нормативов потребления коммунальных услуг. Коммунальный ресурс ООО «Юния» приобретался у ресурсоснабжающей организации (ТГК-1) не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам – потребителям коммунальной услуги. Если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам (пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 19.12.2006 № 727 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией от 24.01.2007 № 35 внесены изменения в Постановление от 19.12.2006 № 727, согласно приложению № 2 Постановления установлены нормативы отопления по домам определенных серий в Гкал на 1 кв. м общей площади жилых помещений в месяц. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг, Правила), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; Согласно п. 2 Приложения № 2 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: , (2) где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Исходя из анализа действующего законодательства, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг. В судебном заседании установлено, что корректировка платы за отопление ООО «Юния» была проведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 за декабрь 2009 года, в том числе и по <адрес> в г. Апатиты, на основании счета, выставленного ресурсоснабжающей организацией, в котором указан размер платы за фактическую потребленную тепловую энергию <адрес>. Показатель Ркр (размер платы за потребленную в жилом доме тепловую энергию) был определен ресурсоснабжающей организацией (ТГК-1) и составил по <адрес> в г. Апатиты за декабрь 2009 года – <.....>., согласно представленной информации (л.д. 38). Пунктом 6.2 Договора теплоснабжения <№> предусмотрено, что до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО предъявляет исполнителю для оплаты счет-фактуру, счет и акт выполненных работ. Согласно части 5 договора учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 (п.5.1). При отсутствии у Исполнителя приборов учета или их наличии без допуска в эксплуатацию ЭСО объем количества тепловой энергии, потребленной за расчетный период всеми Потребителями, не имеющими узлов учета, определяется на основании показаний приборов учета ЭСО на источнике за вычетом: -объемов тепловой энергии, израсходованной на хозяйственные нужды ЭСО; -объемов потерь в тепловых сетях ЭСО; -объемов теплопотребления Потребителей, присоединенных непосредственно к тепловым сетям: -объемов потерь в тепловых сетях теплосетевой организации; -объемов тепловой энергии, отпущенной Потребителям, имеющим узлы учета (п.5.7). Согласно п. 6.2 договора расчет фактического отпуска тепловой энергии производится в соответствии с «Порядком расчета размера платы за поданный теплоснабжающей организацией коммунальный ресурс», согласованный обеими сторонами (приложение № 4). В предъявленной ЭСО счете-фактуре указывается размер оплаты за фактически отпущенную Исполнителю тепловую энергию в расчетном периоде. В предъявленном ЭСО счете указывается сумма оплаты, равняющаяся разнице между суммой, предъявленной Исполнителем потребителям в многоквартирных домах за расчетный период (1/12 годового объема теплопотребления) и суммой, предъявленной к оплате по счету-фактуре. Исходя из условий Договора теплоснабжения количество поставленной в спорном периоде тепловой энергии определялось ЭСО (ТГК-1) расчетным методом по формулам, указанным в приложении № 4 к Договору теплоснабжения <№>, в том числе и на основании «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, без учета нормативов потребления. Счета-фактуры, выставленные ресурсоснабжающей организацией, с данными рассчитанными по указанным методам, в полном объеме оплачены ООО «Юния». Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена обязанность управляющей организации произвести оплату тепловой энергии, потребленной в спорный период при отсутствии прибора учета для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения населению находящихся в управлении компании многоквартирных домов, по нормативам потребления коммунальных услуг населением. Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма п. 4 ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам. Таким образом, ЭСО и управляющей компанией при заключении договора теплоснабжения был согласован метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на основе Методики, не учитывающей нормативы потребления для населения, которая противоречит ст. 157 ЖК РФ и п. 19 Правил. Ссылка ответчика на «Методику определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000», утвержденной приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, суд считает не состоятельной, поскольку в Министерстве юстиции Российской Федерации указанная Методика не зарегистрирована. Нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Администрации муниципального образования город Апатиты от 19.12.2006 № 727 (с учетом изменений), вступили в законную силу с 01.01.2007 и действуют в настоящее время. При этом ответчик, не являющийся производителем поставляемой энергии, при заключении договора теплоснабжения жилого дома действует в интересах граждан-жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не должны быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. При этом в силу п. 3.2.7 Договора управления многоквартирным домом, заключенным с Немечкиным А.М., управляющая компания вправе предоставлять интересы собственника перед третьими лицами, государственными и муниципальными органами власти, в суде, другими физическими и юридическими лицами по предмету и в целях данного Договора. Суд приходит к выводу, что метод определения количества тепловой энергии, потребляемой без приборов учета гражданами (в части показателя Ркр), производимый ЭСО в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя № 105, в спорном случае не соответствует формуле для расчета корректировки, предусмотренной в Приложении № 2 к Правилам № 307. В результате корректировки, произведенной ООО «Юния» на основании выставленного ресурсоснабжающей организацией счете-фактуре в размере платы за фактическую потребленную тепловую энергию, рассчитанную без учета нормативов потребления коммунальных услуг в отсутствие приборов учета, происходит изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. При применении такого расчета возникают обязанности для лиц (в спорном случае для истца), не являющихся стороной Договора теплоснабжения <№>, что противоречит закону – п. 3 ст. 308 ГК РФ, чем и нарушаются законные интересы истца как потребителя коммунальных услуг. ООО «Юния» как сторона по договору теплоснабжения в случае выявления несоответствия условий такого договора действующему законодательству не лишена возможности разрешить разногласия путем проведения переговоров, как это указано в п. 8.1 Договора теплоснабжения, а в случае не урегулирования таких разногласий обратиться в суд, не возлагая ответственности на потребителя по оплате корректировки в размере не соответствующем нормам действующего жилищного законодательства. Применение ООО «Юния» расчета корректировки (в части показателя Ркр) в спорном случае, на основе данных определенных ресурсоснабжающей организацией, возлагает на истца обязанность по уплате корректировки в необоснованном размере, что также влечет неправильное определение стоимости платы за отопление, предъявленное потребителю. Поскольку истец Немечкин А.М. не является стороной договора теплоснабжения, то не имеет возможности оспаривать содержание условий указанного договора. Суд также считает обоснованными доводы истца о том, что корректировка размера платы за отопление должна производиться за календарный год, а не за 1 месяц работы управляющей компании по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании Немечкин А.М. являлась потребителем коммунальных услуг по адресу фактического проживания в г. Апатиты: <адрес> Ответчик в спорном случае выступает управляющей организацией. Поставка тепловой энергии за период проведенной истцу корректировки отопления регулировалась договором <№> от 01.12.2009. Как пояснил представитель ответчика в своем отзыве, корректировка платы за отопление за декабрь 2009 года в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета в соответствии с пунктом 2 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в том числе и в <адрес> в г. Апатиты произведена им в соответствии с Постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307. Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Частью 1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Часть 2 ст. 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006, регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Согласно п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. В соответствии с п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы за отопление, согласно подпункта 1 пункта1 приложения № 2 к Правилам, в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле, в которой общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме умножается на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление по формуле (подпункт 2 пункта 1 приложения № 2), в которой стоимость платы за отопление равна разности между размером платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.), с учетом общей площади жилого помещения и общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома и общего размера платы за отопление жилого помещения за прошлый год. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в ред. от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13). Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Исходя из требований вышеуказанных нормативных правовых актов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам. Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Кроме того, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Тарифы на тепловую энергию действовали с 01.01.2009 по 31.12.2009 (постановление Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.11.2008 № 44/12, от 26.11.2008 № 44/2) составляли 974,46 рублей/Гкал (с НДС). Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период. В этой связи расчеты за теплоэнергию по нормативу до окончания именно календарного года не могут использоваться для корректировки платы за отопление. Конкретные нормативы установлены в соответствии с приложением № 1 к постановлению администрации г. Апатиты от 19.12.2006 № 727. Поскольку в силу ст. 157 ЖК РФ нормативы потребления и тарифы являются составной частью платы за отопление, установлены на календарный (финансовый) год, плата за указанный коммунальный ресурс подлежит ежегодной корректировке только в случае разницы между годовым (с 01 января по 31 декабря) нормативным и фактическим потреблением. Таким образом, доводы истца о том, что корректировка размера платы за коммунальные услуги (в частности отопление) должна производиться за календарный год, а не за 1 месяц работы управляющей компании, являются обоснованными. Ссылка ответчика на рекомендации, изложенные в Письме Минрегионразвития о проведении корректировки платы за отопление после окончания отопительного сезона, судом не могут быть приняты, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер, а выводы суда следуют из анализа совокупности вышеприведенных норм действующих федеральных законов. Таким образом, ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, иной порядок производства корректировки размера платы за коммунальные услуги, отличный от предусмотренного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом объем отпущенной тепловой энергии ввиду отсутствия приборов учета должен определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг для граждан, а не расчетным путем по балансовому методу. Расчет управляющей компанией корректировки за декабрь 2009 года путем сложения месячных показаний ресурсоснабжающей организации за фактически поставленный объем теплоносителя по каждому дому произведен без подтверждения сверхнормативного потребления населением теплоэнергии за 2009 год. Доводы представителя ответчика о долговых обязательствах ООО «Юния» по договору от 01.12.2009, не могут быть приняты судом во внимание, так как не являются предметом рассмотрения данного спора. При произведении корректировки ООО «Юния» за 1 месяц 2009 года нарушаются права истца, поставленного в рамки излишней оплаты полученного в 2009 году коммунального ресурса – отопления. Суд принимает во внимание, что по факту необоснованного выставления ООО «Юния» жильцам <адрес> прокурором г.Апатиты после того как соответствующее представление прокурора было отклонено ответчиком, было возбуждено производство об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «Юния» по ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г.Апатиты от <дата> <.....> был признан виновным в совершении указанного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <.....>. Решением Апатитского городского суда от 27.05.2011 постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба <.....>. – без удовлетворения. Постановление от <дата> вступило в законную силу. Учитывая все вышеизложенное, исковые требования Немечкина А.М. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Немечкина Анатолия Михайловича к ООО «Юния» о признании незаконным начисления корректировки платы за отопление за декабрь 2009 года удовлетворить. Признать незаконным начисление корректировки размера платы за отопление за декабрь 2009 года в размере <.....>., произведенное ООО «Юния» Немечкину Анатолию Михайловичу. Взыскать с ООО «Юния» в пользу Немечкина Анатолия Михайловича расходы по уплате государственной пошлины в размере <.....>. Ответчик вправе подать в Апатитский городской суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения копии решения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Председательствующий А.В.Захаров